ОГЭ. Готовимся к лингвистическому сочинению. На основе высказываний, в которых речевая// языковая единица прямо не названа


Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума (Л.С.Сухоруков).
1. Начинаем разбираться в содержании высказывания, чтобы его смысл стал понятнее.
= На первый взгляд кажется, что в высказывании говорится о «речи», т.е. предмет нашего рассмотрения назван. Однако этот предмет столь широк (понятие «речь» соотносимо по широте своего значения только с понятием «язык»), что в нашем маленьком сочинении мы это понятие рассмотреть не сумеем. Запомните,что такие широкие понятия, как «язык» и «речь» не могут быть рассмотрены в нашем лингвистическом сочинении. В нашем сочинении мы рассматриваем отдельные языковые единицы, в то время как язык состоит из языковых единиц, а речь состоит из единиц речевых.
= Все наши высказывания приложимы к художественным текстам, из которых мы выбираем примеры. Подумаем, о какой РЕЧИ как «важнейшей части не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» можно говорить, имея в виду художественный текст? Кто в нем раскрывает свою душу, говоря о чем-либо? Можно догадаться, что так поступают действующие лица текста, произнося свои монологи или участвуя в диалогах! Другими словами, в высказывании имеется в виду прямая речь героев в художественном тексте!
= Высказывание стало понятным только отчасти, так как нам еще надо догадаться, какие лингвистические термины скрываются за образными словами: «важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Таких лингвистических терминов мы не вспомним, но вспомним такое понятие, как «нравственная проблема текста».
Таким образом, можно сказать, что в высказывании говорится о том, что именно прямая речь героев часто содержит информацию об убеждениях героев текста, об их характере. Мы получили вариант «перевода» на понятный на язык. Нам стало понятно, что в качестве примеров из текста мы будем выбирать самые содержательные реплики героев.
2. Пишем вступление к сочинению, в котором повторим авторское высказывание и дадим наш «перевод».
Слова Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» - я понимаю так: прямая речь героев художественного текста часто содержит информацию об их убеждениях.
3. Продолжаем писать сочинение.
Пишем новый абзац – он будет начинать основную часть нашего сочинения. Как писать этот абзац? Каким содержанием его наполнить? Надо знать, что понятие «прямая речь», которое мы «вычислили», стремясь понять высказывание Л.С. Сухорукова, пригодится нам в сочинении при составлении доводов, доказывающих правильность нашего «перевода» (так требует 1-й оценочный критерий, по которому ваше сочинение будет оценивать учитель, а на экзамене – эксперт).
Теперь нам надо найти или вспомнить теоретические сведения о прямой речи, чтобы сформулировать доводы к высказыванию и «переводу». Откроем учебники и справочники и найдем в них нужные сведения, можно сделать выписки о ее грамматической форме, значении и функциях. 2-й абзац нашего сочинения может быть примерно таким:
Прямая речь – это такие предложения в тексте, в которых автор дает возможность герою высказать важные для него мысли «напрямую», в форме реплики(мы сказали о форме и функции прямой речи в тексте).Эти предложения состоят из слов, грамматически и лексически связанных между собой(мы сказали о грамматической форме прямой речи и ее грамматических значениях).Лексическое содержание (наполнение) реплик объясняет поступки героев и позволяетдогадаться об их внутренних убеждениях, поэтому прямая речь важна для понимания текста (мы сказали еще об одной функции прямой речи в тексте).
Мы напишем 2-й абзац сочинения, прямо используя эти теоретические сведения или выписки , но пояснения в скобках в текст сочинения вводить не будем.
Обратите внимание: у нас получился один большой довод, в котором прямая речь описана в трех аспектах.
4. Читаем текст, из которого выберем примеры к высказыванию и теоретическому доводу. Примеры нужно прокомментировать в сочинении.
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.
(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
–(10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
–(13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.–(14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
–(18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
–(34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
–(36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама.–(37)Мы очень рады.
(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..
(По А. Алексину)
Советуем понять тему текста – это поможет выбирать удобные примеры. Для этого содержание выбранных предложений должно прямо соотноситься с темой текста.
Тема повествовательного художественного текста определяется так: используем имена 2-х или 3-х главных активно действующих лиц и называем то одно основное действие, которое объединяет их в тексте. В нашем тексте 3главных действующих лица: отец, в конце текста мать, сын (повествователь). Тема нашего текста такова: родители меня незаслуженно восхваляют.
Надо сделать добавочное замечание: текст написан с доброй улыбкой, с мягким юмором, поэтому нельзя прямолинейно считать, что автор текста серьезно советует нам сердиться на любящих нас родителей!
Вы помните полезный совет: надо выбрать из текста предложения, в которых упомянуты хотя бы два главных действующих лица. Нам сейчас надо выбирать предложения, содержащие информацию «обо мне», «о моих отце и матери».
Вы помните еще один полезный совет: разделите текст на 3 части по принципу: 1) действие, которое объединяет всех действующих лиц в начале текста, 2) событие, которое связывает их в середине текста, 3) то же, но в конце текста. Это помогает точнее понять функцию языковой единицы в тексте.
Предлагаем в качестве 1-й части текста рассмотреть предложения (1)-(7) «Я поздний, чрезмерно любимый ребенок в семье»; в качестве 2-й части – предложения (8)-(29) «Меня незаслуженно и преувеличенно хвалит отец по любому поводу»; в качестве 3-й части текста - предложения (30) – (40) «Я сказал родителям, что не надо выделять одного из детей в семье». Заметьте, что в совокупности наши три заголовка составляют краткий пересказ текста.
Примечание. В прочитанном тексте нет реплик повествователя, есть только реплики его родителей, в основном отца. Писатель прибегает к приему внутренней речи героя (см. предложения (2), (16), (22), (24) – (28), (31), (38) – (40). По сути дела, эта внутренняя речь составляет основной объем информации текста. В школе изучается только прямая речь, оформленная в виде реплик. Как быть? На наш взгляд, можно выбрать две «самые незаслуженные сыном» родительские реплики, но можно сделать и так: взять одну «незаслуженную сыном» реплику родителей, а в качестве второго примера взять одно из самых ярких предложений из комментариев повествователя. Если вы предпочтете второй вариант, то в теории (в виде второго довода) надо сказать, что речь героя может быть прямо исходящей от него, но оформлена она как речь внутренняя – без пунктуационных выделений. Курсивом мы выделили то, что можно прямо добавить в доводы, во второй абзац нашего сочинения.
5. Комментируем первый пример и включаем его в 3-й абзац сочинения. Это соответствует выполнению второго оценочного критерия. Кроме того, в начале 3-го абзаца напишем нашу формулировку темы текста, это нужно для связности текста нашего сочинения.
В тексте А. Алексина говорится о том, как сын – поздний, любимый ребенок в семье – недоволен тем, что в семье его постоянно и незаслуженно хвалят. Я хочу рассмотреть реплику отца, которая состоит из предложений (10) – (11). Предложение (10) простое, а (11) сложноподчиненное. Пунктуационное оформление реплики типично для прямой речи. В тексте эта реплика важна, так как дает пример преувеличенных похвал отца в адрес сына.
6. Комментируем второй пример и включаем его в 4-й абзац сочинения. Это тоже соответствует выполнению второго оценочного критерия.
Предложение (40) я хочу рассмотреть как реплику повествователя в форме внутренней речи. Эта «реплика» состоит из простого неполного восклицательного предложения. В тексте это предложение важно, так как показывает отчаяние мальчика, не получающего заслуженных похвал от родителей.
Обратите внимание, что комментарий каждого примера строился в соответствии с принципом трехаспектного описания любой языковой единицы: 1) грамматическая форма (предложения, содержащие непосредственные высказывания героев), 2) грамматические значения (эти предложения простые или сложные), 3) на основе лексического наполнения выделенных предложений названы их смысловые функции в соответствии с темой текста.7. Пишем заключение в нашем сочинении.
Работа с текстом убедила меня в правильности слов Л.С. Сухорукова.
8. Подведем итоги. Написанное сочинение соответствует не только требованиям 1-го и 2-го оценочных критериев, но и требованиям 3-го критерия: оно тематически цельно (везде говорится только о прямой речи героев), представляет собой связный текст - рассуждение, в котором доводы объясняют, почему мы именно так «перевели» высказывание, а примеры соединены с доводами параллельной связью. Текст сочинения логично развивает основную мысль (смотри высказывание и «перевод») по схеме текста-рассуждения: доводы + примеры. Абзацное членение сочинения соответствует этой схеме рассуждения, логических ошибок на уровне фразы мы старались не делать.
Написанное сочинение соответствует требованиям 4-го оценочного критерия: в нем есть три традиционные композиционные части (вступление, основная часть, заключение).
Оно великовато по объему, хотя мы старались ничего лишнего не писать. Можно текст не сокращать, так как в инструкциях нет указания, насколько большим может быть наше сочинение.
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается. (Дж. Свифт)
1. Начинаем разбираться в содержании высказывания, чтобы его смысл стал понятнее.
= Сначала рассмотрим устойчивые словосочетания, которые есть в высказывании. По своему содержанию они всегда образны, а образность нам «мешает» при однозначном и четком понимании высказывания. Поэтому заменим устойчивые выражения словами в прямом значении. 1) «По обществу, в котором он вращается» = “каких друзей выбрал себе человек”, 2) «судить по языку, которым он выражается» = “человека хорошо характеризует его речь: о чем и как он говорит”. Таким образом, высказывание может принять такой вид: Человека (его мысли, характер, убеждения) можно понять, зная о его друзьях и о том, как и о чем он говорит.
= Наше преобразование высказывания позволило убрать из поля зрения широкое понятие «язык», которое мы рассмотреть не сможем в нашем сочинении. Об этом мы говорили, работая с предыдущим высказыванием. Однако наша переделка высказывания содержит удобную формулировку: «…как и о чем он говорит»! Можно догадаться, что автор предлагает нам снова поговорить о такой единице, как прямая речь.
= Тогда встает новый вопрос: что именно мы должны сказать о прямой речи, т.е. какие подсказки содержит высказывание на этот счет? Читаем наш вариант «перевода: «Человека (его мысли, характер, убеждения) можно понять…» - что это нам напоминает? Понимаем, что нечто подобное мы определяли, работая с предыдущим высказыванием! Значит, и сейчас мы должны говорить о ФУНКЦИИ прямой речи героев художественного текста!
= Выказывание стало понятным: Джонатан Свифт говорит о том, что именно прямая речь героев часто содержит информацию об их убеждениях, об их характере. В качестве примеров из текста мы будем выбирать самые содержательные реплики героев.
2. Теперь пишем вступление к сочинению, в котором повторим авторское высказывание и дадим наш «перевод».
Слова Джонатана Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается» - я понимаю так: прямая речь героев художественного текста часто содержит информацию об их нравственных убеждениях.
3. Продолжаем писать сочинение.
Пишем новый абзац – он будет начинать основную часть нашего сочинения. Как писать этот абзац? Каким содержанием его наполнить? Надо знать, что понятие «прямая речь», которое мы «вычислили», стремясь понять высказывание, пригодится нам в сочинении при составлении доводов, доказывающих правильность нашего «перевода» (так требует 1-й оценочный критерий, по которому ваше сочинение будет оценивать учитель, а на экзамене – эксперт).
Мы можем использовать в сочинении те теоретические сведения о прямой речи и ее функциях, которые были нам полезны при работе с предыдущим высказыванием! Пишем 2-й абзац сочинения по высказыванию Дж. Свифта так же, как писали его при работе с высказыванием Л.С. Сухорукова:
Прямая речь – это такие предложения в тексте, в которых автор дает возможность герою высказать важные для него мысли «напрямую», в форме реплики. Эти предложения состоят из слов, грамматически и лексически связанных между собой. Лексическое содержание (наполнение) реплик объясняет поступки героев и позволяет догадаться об их внутренних убеждениях, поэтому прямая речь важна для понимания текста.
Обратите внимание: у нас снова получился один большой довод, в котором такая речевая единица, как прямая речь описана в 3-х аспектах.
4. Читаем текст, из которого будем выбирать примеры. Их нужно прокомментировать в сочинении.
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которыенетольконесидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда–с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
–(12)Пап, ну скажи ей,–громко пожаловалась Оксана.–(13)Чего она мне нервы мотает?
–(14)Как ты разговариваешь с матерью?–одёрнул Корольков.
–(15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
–(19)Что значит «ляпнет»?
–(20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
–(24)Довольно-таки противно тебя слушать,–объявил Корольков.–(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
–(26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос–тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь–как праздник.
(По В. Токаревой)
Советуем понять тему текста – это поможет выбирать удобные примеры. Для этого содержание выбранных предложений должно прямо соотноситься с темой текста
Тема повествовательного художественного текста определяется так: используем имена 2-х или 3-х главных активно действующих лиц и называем то одно основное действие, которое объединяет их в тексте. В нашем тексте 3 главных действующих лица, так как о действиях родителей (сначала матери, потом отца) и дочери Оксаны говорится на протяжении всего текста. Тема нашего текста такова: родители и дочь не могут понять друг друга.
Вы помните полезный совет: хорошо, если в выбранных из текста предложениях будут упомянуты хотя бы два главных действующих лица. Нам сейчас надо выбирать предложения, содержащие реплики дочери, обращенные к отцу, и реплики отца, обращенные к дочери, так как реплики матери даны в виде косвенной, а не прямой речи.
Вы помните еще один совет: чтобы выбрать удачные примеры, полезно разделить текст на 3 части по принципу: 1) действие, которое объединяет всех действующих лиц в начале текста, 2) событие, которое связывает их в середине текста, 3) то же, но в конце текста. Это помогает точнее понять грамматическую форму, грамматические значения языковой единицы и определить ее функцию в тексте.
Предлагаем в качестве 1-й части текста рассмотреть предложения (1)-(10) «Мать и дочь спорят и не могут прийти к пониманию»; в качестве 2-й части – предложения (11)-(28) «Отец не хочет понять желание дочери»; в качестве 3-й части текста - предложения (29) – (40) «Отец сожалеет об ошибках, допущенных в воспитании дочери». Заметьте, что в совокупности наши три заголовка составляют краткий пересказ текста.
5. Комментируем первый пример и включаем его в 3-й абзац сочинения. Это соответствует выполнению второго оценочного критерия. Кроме того, в начале 3-го абзаца напишем нашу формулировку темы текста, это нужно для связности текста нашего сочинения.
В тексте В. Токаревой говорится о том, как родители и дочь не могут понять друг друга. Я хочу рассмотреть реплику дочери (предложения 15 - 18).Реплика состоит из 4-х предложений:(15) – предложение-обращение, (16) и (17) – простые двусоставные предложения,(18) – сложносочиненное предложение. Пунктуационное оформление реплики типично для прямой речи. В тексте эта реплика важна, так как показывает уровень речевой и общей культуры Оксаны, неуважение к матери и непонимание ее намерений.
6. Комментируем второй пример и включаем его в 4-й абзац сочинения. Это тоже соответствует выполнению второго оценочного критерия.
Предложение (14) содержит реплику отца. Она состоит из простого вопросительного предложения, пунктуационное оформление типично для прямой речи. В тексте это предложение воспринимается как невежливое, оно не продолжает мысль Оксаны. Это доказывает, что отец и дочь не понимают друг друга.
Обратите внимание, что каждый наш комментарий строился в соответствии с принципом трехаспектного описания любой языковой единицы: 1) грамматическая форма (предложения, содержащие непосредственные высказывания героев), 2) грамматические значения (эти предложения простые или сложные), 3) на основе лексического наполнения выделенных предложений названы их смысловые функции в соответствии с темой текста.7. Пишем заключение в нашем сочинении.
Работа с текстом убедила меня в правильности слов Джонатана Свифта.
8. Подведем итоги. Написанное сочинение соответствует не только требованиям 1-го и 2-го оценочных критериев, но и требованиям 3-го критерия: оно тематически цельно (везде говорится только о прямой речи героев), представляет собой связный текст - рассуждение, в котором доводы объясняют, почему высказывание «переведено» именно так, а примеры соединены с доводами параллельной связью. Текст сочинения логично развивает основную мысль (смотри высказывание и «перевод») по схеме текста-рассуждения: доводы + примеры. Абзацное членение сочинения соответствует этой схеме, логических ошибок на уровне фразы мы старались не делать.
Написанное сочинение соответствует требованиям 4-го оценочного критерия: в нем есть три традиционные композиционные части (вступление, основная часть, заключение).
Оно великовато по объему, хотя мы старались ничего лишнего не писать. Можно текст не сокращать, так как в инструкциях нет указания, насколько большим может быть наше сочинение.
Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для каждого случая). (С.И. Ожегов)
1. Начинаем разбираться в содержании высказывания, чтобы его смысл стал понятнее.
=О чем говорит нам это высказывание? В нем мы видим термин «культура речи» и понимаем, что он очень широк по значению, значит, в нашем сочинении о нем убедительно рассказать не удастся.
= Далее мы видим словосочетание «точное средство для выражения своей мысли» и вспоминаем, что законченную мысль несет предложение – одна из основных языковых единиц. Это надо запомнить.
Полезный совет. Во всех высказываниях на лингвистическую тему (для сочинений в 9 классе) слово «мысль» НАДО соотносить с понятием «предложение», лучше – с понятием «простое предложение».
= Перечитаем высказывание и подумаем, что именно оно рекомендует говорить о предложении как о языковой единице. Видим, что наше предложение должно быть «доходчивым (то есть наиболее выразительным) и наиболее уместным (то есть самым подходящим для каждого случая)». Понимаем, что каждая функция предложения в тексте дана как бы в двух вариантах. Выбираем из каждой пары наименований то, что нам кажется более близким по форме к лингвистическим терминам: выразительное и уместное.
= Высказывание стало понятным. Более того, мы делаем его «перевод» на понятный язык: предложение, выражающее мысль, должно быть выразительным и уместным.
2. Теперь пишем вступление к сочинению, в котором повторим авторское высказывание и его «перевод».
Слова С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для каждого случая)» - я понимаю так: предложение, выражающее мысль, должно в тексте быть выразительным и уместным.
3. Продолжаем писать сочинение.
Пишем новый абзац – он будет начинать основную часть нашего сочинения. Как писать этот абзац? Каким содержанием его наполнить? Надо знать, что та теория о свойствах предложения, которую мы вспомнили, пригодится нам в сочинении при составлении доводов, доказывающих правильность нашего «перевода» (так требует 1-й оценочный критерий, по которому ваше сочинение будет оценивать учитель, а на экзамене – эксперт).
Мы напишем 2-й абзац сочинения, прямо используя эти теоретические сведения или выписки , но пояснения в скобках в текст сочинения вводить не будем.
При работе с высказыванием С.И. Ожегова нам надо вспомнить о том, что такое «выразительность» языковой единицы и ее «уместность».
В учебниках и справочниках находим важную теоретическую информацию, которая может быть нужна не только при работе с высказыванием С.И. Ожегова.
I.К выразительным, или экспрессивным, средствам нашей речи относятся слова, словосочетания, предложения, которые привлекают внимание читателя своей яркой смысловой формой:
1) вопросительные и восклицательные предложения, выражающие яркие чувства автора или героя (их называют эмоционально окрашенными предложениями), например, «Вот вам и все!»,
2) экспрессивно окрашенные синонимы в синонимическом ряду (например, сравните: бежать “быстро передвигаться” – нестись “бежать на предельно возможной скорости”),
3) экспрессивно окрашенные предложения, в которых используются экспрессивно окрашенная лексика и необычный порядок слов (например, «Чего она мне нервы мотает?»), только необычный порядок слов (например, «Вот ведь способный какой, а!»), только экспрессивные синонимы (например, «Оксану как ветром сдуло с ее неудовольствием»),
4) устойчивые сочетания слов, метафоры, эпитеты и другие тропы (например, «Вот до чего доводит любовь!», «Они зажигаются друг о друга, как спички»).
5) кроме того, выразительными в тексте становятся любые противопоставления, повторы звуков, слогов, морфем, слов, устойчивые словосочетания (фразеологические единицы) и многое другое.
II. Уместность употребления слова и предложения связана со стилистической окраской слова (высокая, книжная – сниженная, разговорно-просторечная), которая в определенном фрагменте текста должна восприниматься естественно, потому что она уместна (соответствует моменту, ситуации в целом).В художественных текстах используется нейтральная и высокая, книжная лексика, в рамках разговорного стиля (он может использоваться в отдельных фрагментах художественного текста)могут быть уместны слегка сниженные по стилистической окраске языковые и речевые средства.
После работы с учебником и справочной литературой введем этот материал в очень сокращенном виде во 2-й абзац сочинения. Мы напишем 2-й абзац сочинения, прямо используя эти теоретические сведения .Предложение – одна из основных языковых единиц, состоящая из слов, связанных лексически и грамматически, предложение несет законченную мысль. Выразительность – функция (свойство) языковых единиц обладать яркой смысловой формой в предложении и в тексте. Уместность – это функция языковой единицы быть стилистически «подходящей» к ситуации употребления в тексте.
Обратите внимание: у нас получилось три довода, но они оформляются в один абзац.
Теперь мы поняли, какие примеры нам надо выбирать из текста – одно предложение (лучше простое) должно быть выразительным, а другое – стилистически уместным.
4. Читаем текст, из которого будем выбирать примеры к высказыванию и теоретическим доводам. Примеры нужно прокомментировать в сочинении.
– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. - (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
(17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять, - продолжила я.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...
(По А. Алексину)
Советуем понять тему текста – это поможет выбирать удобные для комментария примеры. Для этого содержание выбранных предложений должно прямо соотноситься с темой текста.
Тема повествовательного художественного текста определяется так: используем имена 2-х или 3-х главных, активно действующих лиц и называем то одно основное действие, которое объединяет их в тексте. В нашем тексте 3главных действующих лица: Оля, Люся и Олина мама, хотя мама Оли появляется только в конце текста. Тема нашего текста такова: после долгой дружбы Оля и Люся расстались, Олина мама упрекает в этом свою дочь.
Вы помните полезный совет: хорошо, если в выбранных из текста предложениях будут упомянуты хотя бы два главных действующих лица. Нам сейчас надо выбирать предложения, содержащие информацию о двух подругах и об Олиной маме.
Вы помните еще один полезный совет: разделите текст на 3 части по принципу: 1) действие, которое объединяет всех действующих лиц в начале текста, 2) событие, которое связывает их в середине текста, 3) то же, но в конце текста. Это помогает точнее понять функцию языковой единицы в тексте.
Предлагаем в качестве 1-й части текста рассмотреть предложения (1)-(16) «Люся обожает свою подругу Олю»; в качестве 2-й части – предложения (17)-(29) «Оля объясняет Люсе, почему подруге не нашлось места в зале на встрече с художником»; в качестве 3-й части текста - предложения (30) – (35) «Олина мама недовольна таким поступком своей дочери». Заметьте, что в совокупности наши три заголовка составляют краткий пересказ текста.
5. Комментируем первый пример и включаем его в 3-й абзац сочинения. Это соответствует выполнению второго оценочного критерия. Кроме того, в начале 3-го абзаца напишем нашу формулировку темы текста, это нужно для связности текста нашего сочинения.
В тексте А. Алексина говорится том, как после долгой дружбы Оля и Люся расстались. Я хочу рассмотреть предложение (6), которое очень выразительно в первой части прочитанного текста, где повествуется о дружбе девочек. Это простое предложение построено с помощью слов высокой стилистической окраски и ярко выражает мысль автора о том, как Люся любит свою подругу.
6. Комментируем второй пример и включаем его в 4-й абзац сочинения. Это тоже соответствует выполнению второго оценочного критерия.
Простое предложение (36) я хочу рассмотреть как пример уместного высказывания. В этом предложении используется метафора: «не нашла место в своем сердце». Метафора позволяет сказать о важном красиво и ненавязчиво. Мама недовольна поступком Оли, но хочет, чтобы дочь сама догадалась о своей ошибке.
Обратите внимание, что наш комментарий каждого примера строился в соответствии с принципом трехаспектного описания любой языковой и речевой единицы: 1) грамматическая форма(предложения), 2) грамматические значения (простые предложения), 3) на основе лексического наполнения обоих предложений и в соответствии с темой текста мы назвали такие функции выбранных простых предложений, как выразительность и уместность.
7. Пишем заключение в нашем сочинении.
Работа с текстом убедила меня в правильности слов С.И. Ожегова.
8. Подведем итоги. Написанное сочинение соответствует не только требованиям 1-го и 2-го оценочных критериев, но и требованиям 3-го критерия: оно тематически цельно (везде говорится только о предложениях, одно из которых выразительно, а другое уместно в тексте), представляет собой связный текст - рассуждение, в котором доводы объясняют, почему мы именно так «перевели» высказывание, а примеры соединены с доводами параллельной связью.Текст сочинения логично развивает основную мысль (смотри высказывание и «перевод») по схеме текста-рассуждения: доводы + примеры. Абзацное членение сочинения соответствует этой схеме рассуждения, логических ошибок на уровне фразы мы старались не делать.
Написанное сочинение соответствует требованиям 4-го оценочного критерия: в нем есть три традиционные композиционные части (вступление, основная часть, заключение).
Оно великовато по объему, хотя мы старались ничего лишнего не писать. Можно текст не сокращать, так как в инструкциях нет указания, насколько большим может быть наше сочинение
В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений (Н.М. Шанский)
1. Начинаем разбираться в содержании высказывания, чтобы его смысл стал понятнее.
=О чем говорит нам это высказывание? В нем мы видим термин «монологичная речь» и догадываемся, что он очень широк по значению, значит, о нем нам убедительно рассказать не удастся.
= Ищем дальше. Далее мы видим словосочетание «законченная мысль» и вспоминаем, что законченную мысль несет предложение (простое) – это одна из основных языковых единиц. Мы это запомнили.
Повторим полезный совет. Во всех высказываниях на лингвистическую тему (для ОГЭ в 9 классе)слово «мысль» НАДО соотносить с понятием «предложение». Об этом мы узнали, работая с предыдущим высказыванием. При работе со словами Н.М. Шанского надо добавить вот что: простое предложение несет «простую», т.е. понятную мысль. Однако в языке есть предложения сложные, которые тоже несут законченную мысль, но СЛОЖНУЮ, которая как бы «не умещается» в рамках простого предложения.
Важное дополнительное пояснение. Термин «предложение» мы истолковали как «простое предложение», учитывая то, что в высказывании есть понятие «законченная мысль». Поэтому далее мы стали соотносить два понятия (термина): «простое предложение, несущее простую законченную мысль» и «сложное предложение, несущее единую сложную законченную мысль, которая не уместилась в простом предложении».
Однако можно было рассуждать иначе: мысль автора, не умещаясь в пределах любого одного предложения, становится понятной и законченной в пределах микротемы (абзаца). Тогда, во-первых, надо в качестве примера искать абзацы, совпадающие с микротемой, что в художественном тексте не всегда представлено, во-вторых, при описании примера надо анализировать межфразовые связи предложений в абзаце. Этот вариант понимания высказывания намного сложнее в работе, поэтому мы от него отказались.
Итак, мы поняли, что говорить нам надо о сложном предложении, а в тексте находить эти сложные предложения в качестве примеров.
= Далее нам надо понять, что именно о сложном предложении нам надо говорить, опираясь на содержание высказывания. Перечитываем его и видим, что наше сложное предложение должно для выражения сложной мысли представлять из себя «целую группу связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». «Каких предложений?» – спрашиваем мы и отвечаем сами себе: «Простых».
Наше открытие несколько неожиданно и забавно, так как в наших поисках мы получили определение сложного предложения, которое и так должны знать: сложное предложение – это языковая единица, представляющая набор минимум двух простых предложений, связанных по смыслу (лексически) и грамматически (сочинительными или подчинительными связями), сложное предложение несет сложную законченную мысль.
= Думаем дальше: что именно мы должны говорить о сложных предложениях (СП), выбирая их из текста? Очевидно, сначала мы должны описать те грамматические связи, которые объединяют простые предложения в составе сложного( их грамматическая форма –это союзы, соединяющие простые предложения, их грамматические значения – сочинительные и подчинительные).Затем, описывая функцию СП в тексте, мы должны опереться на лексическое «наполнение» простых предложений в составе нашего СП, сформулировать ту сложную законченную мысль, которую СП доносит до читателя, и показать ее важность в тексте с учетом темы текста.
Одно СП должно быть сложносочиненным (ССП), другое – сложноподчиненным (СПП). Оба СП должны быть близкими к теме.
= Высказывание стало понятным. Более того, мы делаем «перевод» высказывания на понятный язык: Сложное предложение выражает сложную законченную мысль.
2. Пишем вступление к сочинению, в котором повторим авторское высказывание и наш «перевод».
Слова Н.М.Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений » - я понимаю так: сложное предложение выражает сложную законченную мысль.
3. Продолжаем писать сочинение.
Пишем новый абзац – он будет начинать основную часть нашего сочинения. Как писать этот абзац? Каким содержанием его наполнить?
Теория о сложном предложении, которую мы вспомнили, пригодится нам в сочинении при составлении доводов, доказывающих правильность нашего «перевода» (так требует 1-й оценочный критерий, по которому ваше сочинение будет оценивать учитель, а на экзамене – эксперт). Мы будем полностью использовать наши теоретические сведения, когда будем писать 2-й абзац сочинения.
Сложное предложение – это языковая единица, представляющая набор минимум двух простых предложений, связанных по смыслу (лексически) и грамматически (сочинительными или подчинительными связями), сложное предложение несет сложную законченную мысль.
Обратите внимание: у нас получился один довод, но он содержит трехаспектное описание нашей языковой единицы – сложного предложения.
4. Читаем текст, из которого будем выбирать примеры. Их нужно прокомментировать в сочинении.
(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь–двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом–кораблики среди моря, на третьем–сказочные города, на четвёртом–цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего–получалось красиво и интересно.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и–сам не знаю почему–нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
(По В. Крапивину)
Советуем понять тему текста – это поможет выбирать удобные для комментария примеры. Для этого содержание выбранных предложений должно прямо соотноситься с темой текста.
Тема повествовательного художественного текста определяется так: используем имена 2-х или 3-х главных, активно действующих лиц и называем то одно основное действие, которое объединяет их в тексте. В нашем тексте 2 главных действующих лица: я и мои знакомые ребята, так как о наших совместных действиях говорится на протяжении почти всего текста. Упоминание о настоящем друге (это заменяет такого героя, как «ребята») появляется только в конце текста. Тема нашего текста такова: Мне нужны не только знакомые ребята, мне нужен настоящий друг.
Вы помните полезный совет: хорошо, если в выбранных из текста предложениях будут упомянуты хотя бы два главных действующих лица. Нам сейчас надо выбирать сложные предложения, содержащие информацию обо мне и знакомых ребятах, а также обо мне и моем будущем настоящем друге.
Вы помните еще один полезный совет: разделите текст на 3 части по принципу: 1) действие, которое объединяет всех действующих лиц в начале текста, 2) событие, которое связывает их в середине текста, 3) то же, но в конце текста. Это помогает точнее понять функцию языковой единицы в тексте.
Предлагаем в качестве 1-й части текста рассмотреть предложения (1)-(10) «Я перезнакомился со всеми ребятами во дворе»; в качестве 2-й части – предложения (11)-(22) «Ребятам нравится, когда я запускал бумажных голубей, каждый из которых предназначался кому-то из них»; в качестве 3-й части текста - предложения (23) – (30) «Я запустил особого голубя, надеясь, что он прилетит к настоящему другу». Заметьте, чтов совокупности наши три заголовка составляют краткий пересказ текста.
5. Комментируем первый пример и включаем его в 3-й абзац сочинения. Это соответствует выполнению второго оценочного критерия. Кроме того, в начале 3 абзаца напишем нашу формулировку темы текста, это нужно для связности текста сочинения.
В тексте В. Крапивина говорится том, что герою-повествователю очень нужен настоящий друг. Я хочу рассмотреть предложение (5). Оно сложносочиненное, состоит из двух простых, соединенных сочинительной связью, которая оформлена сочинительным союзом «и». Это сложное предложение ярко выражает сложную, но единую мысль автора о том, что у героя-повествователя сложились хорошие отношения со всеми ребятами во дворе.
Примечание. Мы выбрали ССП из первой части, очень близкое к теме текста. При характеристике грамматического значения этого ССП можно дополнительно сказать, два простых соединены в нем соединительно-результативными отношениями.
6. Комментируем второй пример и включаем его в 4-й абзац сочинения. Это тоже соответствует выполнению второго оценочного критерия.
Предложение (27) сложноподчиненное. Оно состоит из двух простых, соединенных подчинительной связью. Она оформлена подчинительным союзом «чтобы», придаточное является изъяснительным. Данное СПП позволяет сказать о важном для героя текста – ему нужен настоящий друг. СПП несет эту единую сложную мысль.
Обратите внимание, что каждый наш комментарий строился в соответствии с принципом трехаспектного описания любой языковой единицы: 1) грамматическая форма(СП состоит из двух простых, соединенных союзом), 2) грамматические значения (термин «сложносочиненные и сложноподчиненные предложения» указывают на ГЗ синтаксической связи), 3) на основе лексического наполнения обоих предложений и в соответствии с темой текста мы показали важность обоих предложений в нем.
7. Пишем заключение в нашем сочинении.
Работа с текстом убедила меня в правильности слов Н.М. Шанского.
8. Подведем итоги. Написанное сочинение соответствует не только требованиям 1-го и 2-го оценочных критериев, но и требованиям 3-го критерия: оно тематически цельно (везде говорится только о сложных предложениях), представляет собой связный текст - рассуждение, в котором доводы объясняют, почему мы «перевели» высказывание именно так, а примеры соединены с доводами параллельной связью. Текст сочинения логично развивает основную мысль (смотри высказывание и «перевод») по схеме текста-рассуждения: доводы + примеры. Абзацное членение сочинения соответствует этой схеме, логических ошибок на уровне фразы мы старались не делать.
Написанное сочинение соответствует требованиям 4-го оценочного критерия: в нем есть три традиционные композиционные части (вступление, основная часть и заключение). Объем нашего сочинения великоват, хотя мы старались ничего лишнего не писать. Текст можно не сокращать, так как в инструкциях не указания, насколько большим может быть наше сочинение.

Приложенные файлы


Добавить комментарий