Народные игры и забавы села Роговатое


Народные игры и забавы
села Роговатое Старооскольского районаИсследовательскаяработаОглавление
Введение.
Воспитательное значение народных игр.2-4 стр.
Основная часть.
Русские народныеигры и забавы. 5-7стр.
1) детские игры и развлечения; 8-12 стр.
2) девичьи игры;12-13 стр.
3) мужские игры»; 13-14 стр.
4) подвижные игры; 14-17 стр.
5) обрядовые игры. 17-18 стр.
Заключение
Современная жизнь народных игр и забав. 19 стр.
Список использованной литературы. 20 стр.
Приложения
1
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение преемственности поколений невозможно без воспитания молодежи на лучших традициях русского народа, изучения исторического и культурного прошлого России, возвращения к нашим духовным ценностям. Молодое поколение нашей страны должно любить, помнить и сохранять культуру своих предков.
Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Великий русский педагог считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. Игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом так же, как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Выдающийся ученый Е. А. Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.
Русские игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость
2
в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр проводится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, и ясно, что они, бесспорно, содействуют физическому развитию организма.
Помочь приобрести навыки организации и проведения народных игр, которые превратятся в мастерство, способное возродить вековое искусство народа - вот задача исследовательской краеведческой работы.
Исследователями традиционной культуры общепризнана необходимость её изучения в региональном аспекте. Только систематическое освоение регионального материала позволяет не просто с максимальной полнотой узнать и записать материал о духовной и материальной культуре, получить целостное представление о его жизни, но и указать важнейшие источники для решения научных проблем принципиального значения - о судьбах русской культуры и её историческом развитии. Именно поэтому мы в очередной раз обращаемся к краеведческому материалу нашего села – Роговатое.
Традиционная русская культура представляет живой интерес и в наши дни, устанавливает связи с современной действительностью. Рассказывая о далеком прошлом, она ставит перед нами первоочередную задачу: организацию исследовательской работы, систематизацию краеведческого материала и пропаганду ценностей, воплощённых нашими предками в их культурном наследии.
Цели работы:
- рассмотретьвнутренние и внешние условия, создающие необходимость и возможность освоения культурного материала и делающих его усвоение закономерным актом народного творчества;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- популяризировать старинные русские игры;
- развивать физические и морально-волевые качества.
3
Исследования, положенные в основу данной работы, основаны преимущественно на материале, собранном и записанном в ходе бесед с носителями и хранителями нашей национальной культуры.
Практическая значимость состоит в том, что данные исследования пополнили материалы школьного краеведческого музея, нашли практическое воплощение при проведении школьных спортивных соревнований и послужили основой для составления методических рекомендаций при организации внеклассной воспитательной работы в школе.
Этапы исследования:
I этап: 2012 г. посвящен изучению историко - краеведческой, информационно-статистической и научно-популярной литературы по изучаемой теме. Определен круг источников исследования. В ходе исследования на данном этапе проведена постановка цели, определена последовательность ее реализации в задачах изучаемой проблемы. Результатом данного этапа исследования стали материалы анализа исторической эволюции русской национальной игры.
II этап: 2013 г. позволил сформулировать основные положения исследования, проанализировать и определить основные виды и группы игр по возрастному, половому и обрядовому признакам. На этом этапе была осуществлена частичная апробация результатов исследования во внеклассной воспитательной работе школы.
4
Основная часть
Народные игры имеют громадное значениепрежде всего по удовольствию, которое они доставляют. В игре люди живут; все житейское отдаляется от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе. В игре можно увидеть весь облик играющих людей с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, люди хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда играть до полного утомления, до тех пор, пока есть силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Из года в год прибавлялись к ним новые, изобретаемые самими же играющими - игры подсказывала жизнь. И здесь зачастую проявлялась острая наблюдательность, обнаруживалась природная русская сметка, не придавленная никакими житейскими тяготами.
Игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая игра представляет собой образец высокого мастерства. Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Многие виды русского фольклора, в том числе и игра, восходят в своем возникновении к5
первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, играм же уделяли слишком мало внимания как едва ли позволительным детским шалостям.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин их появления являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Невозможно себе представить в стройном порядке повсеместные наши забавы: они так многочисленны и переменчивы, что трудно собрать их в одно, подвести под один род увеселений, чтобы сделать о них общее заключение. Простой народ, сохраняя поверья и обычаи предков, слил их со своими привычками. Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного его веселья, могут быть описаны не иначе, как с действительной картины народной жизни.
В теплое время собирались перед домом мужчины и женщины, молодые юноши и
6
девушки. Сначала мужчины приветствовали друг друга снятием шапки с головы, а женщины встречали их с улыбкой или вопросом о здоровье; потом садились рядом на лавке у дома. Если не хватало место для женщин, то даже старики вставали и просили их садиться. Молодые перешептывались между собой, старики усмехались и говорили им с простосердечным хохотом, что их подслушали. Тогда разговор делался живее, беседа — откровеннее, и собеседники переставаличуждаться друг друга; подступали ближе друг к другу и делали общий круг. Приносили балалайки и гармошки. Девушки с нетерпением ожидали приглашения. Они начинали веселиться первые, и везде они со своими правами. Молодец, который был смелее всех, выступал вперед и, сняв шапку, просил красавицу повеселиться с ним. Все общество в праздничных нарядах: мужчины — в кафтанах, с отворотом красной рубашки и шапке набекрень. Девушки — в сарафанах, с длинными рукавами белой рубашки, женщины в понёвах. Еще не начинается пляска, а только заохочиваются к ней. Тут мальчики мешают всем: они отвлекают общее внимание своей беготней и играми, в которых нередко принимают участие и взрослые. Девушки расходятся, образуют свой круг и замышляют свои забавы; женатые отделяются от них, идут в сторону; одни старые остаются перед домом и ведут разговоры о своих занятиях. Все расходятся, и, казалось бы, веселью конец. Тут — то оно начинается: резвые и беззаботные шалуны начинают играть в своих лошадок и взапуски; парни сбивают городки, девушки скачут на досках. Когда развеселятся, тогда затевают общие игры, в которые не принимают только детей; последние не жалеют об этом, потому что они имеют свои собственные, принадлежащие им одним. Но девушки и мужчины, кроме общих забав, имеют также свои отдельные: тогда парни не вмешиваются в девические, а девушки — в мужские игры. Группируются в зависимости от пола и возраста, а потому происходит само по себе естественное разделение игр.
7
Игры детские
Сорока
Повсеместная забава. Ею веселят младенцев и маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребенка на свои колени или поставив его возле себя, перебирают по пальцам и ласкают, чтобы дитя не плакало, приговаривая:
- Сорока — сорока,
Где была?
- Далёко.
Там, там, на точку,
На прилепочку.
Кашку варила,
Весло обломила.
Приехали гости,
Подобрали кости.
Приехали толмачи,
Позабрали калачи.
Один толмач
Унёс калач,
Обжёг пальчик
побег на базарчик:
- Ох, бабушка, полечи,
У сметанку обмочи.
Затем, загибая поочерёдно пальчики ребёнка, приговаривают:
одному дала, другому дала, — и, защекотав под мышкой, произносят быстро: — а третьему не дала. Сорока улетела!» Щекоча ребенка, пробуждают в нем смех.
8
Пень-колода
Игра, подобная предыдущей. Постепенно передвигаются по ручке ребёнка к подмышке, приговаривая:
Тут пень, тут колода,
Тут луг, тут болото,
А тут холодная вода!
После этих слов щекочут ребёнка, заставляя его смеяться.
Ладушки
Ладушки, ладушки! Где были?» — «У бабушки. Кушали оладушки». — « Что ели?» — «Кашку».— «Что пили?» — «Бражку». — «Кашка сладенька, бражка пьяненька»,
Лошадка
В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду можно было встретить мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватившись за руки, представляя из себя лошадок. Эта игра — одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его.
Играют в «лошадки» и еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, «зануздывают» ее шнурочком или веревочкой, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат:
Чики-чики, чикалочки.
Едет мужик на палочке.
А баба на тележке,
9
Щёлкает орешки.
Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая с детства, что это не свойственно их полу, потому они предоставляют ездить мужчинам.
Перегонки
У детей больше, чем у взрослых, беганье наперегонки составляет любимую забаву. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тут же хвастается. Беганье наперегонки способствует телесному укреплению и развитию проворства.
Теребить нос
Дети — шалуны, которым уже надоела какая - либо игра, бросаются друг на друга, толкают, кричат, бегают, падают, ушибаются. Но и этого мало: они ищут других ощущений. Кто порезвее, тот призывает к новой забаве — теребить нос. Становятся друг против друга, берут друг друга за нос и кричат:
-Кто мил?
- Кто за нос ухватил.
Хлопанье и хлопушка
Каждый мальчик, как только распустятся у деревьев и цветов листья, срывает их и делает из них хлопушки: лист прикладывает к своим губам и, втянув в себя, разрывает его пополам, делая громкий щелчок, наподобие отдаленного выстрела. Этот треск так нравится детям, что они ходят вместе и поминутно щелкают, стараясь друг перед другом показать свое искусство.
Сворачивают также лист бумаги треугольником и хлопают им в воздухе во время ходьбы и бега. Дети любят пугать хлопушкой мух, особенно им нравится хлопать неожиданно по идущим.
В обеих этих забавах выражается наклонность детей к военным занятиям.
10
Игра в куклы
Делают деревянные и тряпичные фигурки, куклы, изображающие девушек, мальчиков, детей; всех их наряжают в платья и дарят девочкам, которые нянчат свои куклы, ходят с ними в гости или сами угощают их.
Эта игра приучает девушек с малолетства видеть в себе будущих матерей.
Волк и гуси
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы одежды друг друга. Впереди всех стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносит с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его.
Шнур
Дети обоего пола приучаются с малолетства прыгать ловко через шнур на всем бегу. Обыкновенно держат его позади спины и опускают каждый раз так, чтобы во время скачки перескочить, не задев его. Эта игра представляется собой гимнастическое упражнение.
Веревочка
Это почти то же самое, что и шнур. Двое, взявшись за концы веревочки, проворно ее крутят. В это время искусные попрыгуньи перепрыгивают через веревочку и продолжают прыгать, пока не заденут ногой.
Волчок
Волчок — продолговатая деревянная шишка с деревянным шпилем или костяная шишка с таким же шпилем. Намотав шнурочек на шпиль, вкладывают его в11
просверленную на деревянной лопатке дыру, а потом дергают за конец шнурочка, выпущенного из — под шпиля, и пускают волчок по ровному месту, чаще всего — по деревянному полу. Выпущенный волчонок делает прыжки, свистит и гудит.
Эта игра — старинная и любимая детьми; ею забавляются преимущественно в доме осенью и зимой.
Игры девичьи
Горелки
В эту игру играют не только в нашем селе, но и во всей России. Вечером собираются девушки на просторном месте. Взявшись за руки, становятся попарно в кружок; одна из них должна «гореть»: она помещается в середину круга и стоит как бы безучастно. В это время остальные девушки разбегаются в разные стороны попарно, и, кого она успеет разлучить, та занимает её место.
Кулючки (жмурки)
В жмурки играют не только девушки, но и молодые люди, и дети. Одной из девушек завязывают глаза, а все остальные разбегаются в разные стороны. Девушка старается поймать кого-то, ориентируясь на звуки шагов, беготню и смех. Когда она поймает одного из играющих и назовёт его имя, то пойманный занимает её место.
Колечко
Это простая, но весёлая забава. Снимают с руки кольцо, продевают в него ленточку, связав её концы, становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек ходит по кругу и отыскивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря «У меня», и в это время, на её глазах, старается передать кольцо другой. Кружащаяся девушка хватает другую за руку, но выясняется, что у неё нет кольца. 12
Между тем колечко оказывается в другом месте. Она спешит за ним — там передают другой. Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что ищущую доводят до головокружения.
Сижу-посижуДевушки и парни садятся по кругу на стулья и лавки. Одна девушка с завязанными глазами ходит по кругу и садится к кому-нибудь на колени.У кого она сидит, тот должен молчать, а остальные спрашивают: «У когосидишь?» Если отгадывает, то тому водить «сижу-посижу».
Камешки
Четыре округлённых камешка раскладывают на полу, а пятый подбрасывают вверх. За то время, пока он летит, надо успеть разделить лежащие камушки по два. Затем камень подбрасывается снова, и в этот момент надо захватить другие камни и поймать на лету первый. Игра демонстрирует ловкость игроков и хорошую реакцию.
Качание на доске
Доску кладут на пень, два человека садятся или становятся по её краям и начинают раскачиваться. Эта забава порой бывает очень опасной, так как во время прыжка надо обязательно попасть на доску, а не мимо неё.
Игры мужские
Курки (ножички)
Взявший ножик (можно шило) по жребию бросает его сначала всей рукой, потом тремя пальцами, потом двумя таким образом, чтобы ножичек воткнулся в землю. После этого задание усложняется: надо бросить нож с носа, со лба и со рта. Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, почти полностью забитый в землю.
13
Овин
Игроки копают небольшие ямки – одну в центре – общую и каждый для себя. В центральную ямку кладут палочку, на палочку – шарик. Бьют по палочке, шарик взлетает вверх. Каждый из игроков старается большой палкой загнать шарик в свой овин. Тот, кому это удаётся, становится водой, и всё снова начинается с центрального овина.
Чехарда
Игроки делятся на две команды, бросают жребий, кто кого повезёт. Половина игроков наклоняются таким образом, чтобы голова последующего была под мышкой у предыдущего (во избежание травмы). Игроки другой команды по очереди прыгают на нагнувшихся и садятся к ним на спины, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последним кричит: «Чехарда!» Если из вспрыгнувших никто не упадёт, то всё начинается снова. Если же кто-то промахнётся, то команды меняются местами.
Городки
Ставят попарно бабки в виде шестиугольника, это значит –городить; в середину его три гнезда, которые называются сердцевина. Бабочный городок бьют железным или деревянным битком. Побеждает тот, кто собьёт городок. А если заденет сердцевину, то платит шестернёй (по 6 бабок).
Подвижные игры
Лапта
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. Упоминание о ней есть уже в древних русских летописях. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе! В лапту играют на площадке или лужайке в летнее время. Участвуют в ней от 8 до 30 человек. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд. Для игры нужен небольшой мяч и лапта – круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3 – 3,5 см. С одной стороны её обтёсывают, чтобы легче было держать в руках.
14
Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди. Каждый игрок бьет по мячу один раз, а капитан имеет право на три удара. Подающий должен подбросить мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до трех раз. Если три раза он подбросит плохо, его сменяют. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе он обязан вернуться за ней. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо. Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города».
Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:
О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
Чего ж ей, великанше, делать тут?
В нее ж мячом всех раньше попадут.
Кидать — кидали, да не попадали...
И к ужину обоих долго ждали.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.ПрорыватыПеред игрой все делятся на две команды, которые выстраиваются напротив друг друга. Дети в своей шеренге крепко держатся за руки, образуя две цепи. Одна команда громко кричит: «Тары — бары — растабары! Дайте нам (имя)!» Тот, кого назвали,
15
отделяется от своих товарищей и стремительно бежит к цепи напротив. Он старается порвать цепь там, где, как ему кажется, дети слабо сцепили свои руки. Если цепь порвана, он может увести в свою команду одного из ребят. Если ему удалось разорвать цепь, он сам остается в команде противника. Игра продолжается, пока в одной из команд не остается последний игрок.
ШтандерОдной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли на улице, под открытым небом, мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали.
Игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий получает мяч и выходит на середину круга. Он сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные игроки разбегаются в стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Штандер». Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Штандер» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается снова.
Перетягивание каната
Игроки делятся на две команды, берутся за разные концы верёвки и начинают тянуть на себя. И кто кого перетянет, тот и победил. При перетягивании упираются ногами в землю как можно крепче, но не позволяется хвататься ни за какие предметы.
16
Взвешивание соли
Двое парней становятся плечами друг к другу и переплетаются руками таким образом, что когда один нагнётся головой к земле, то в тоже время другой поднимется навзничь вверх. Потом оба выпрямляются. Тогда другой начинает то же действие. Эта игра изображает весы, на которых взвешивали соль.
Кошки – мышки
Все играющие, носящие название мышек, берутся за руки и образуют круг. Один из них назначается мышкой, а другой кошкой, которая, стараясь поймать мышку, бежит за ней по внешней стороне круга. Мышка находится внутри круга. Составляющие круг обязаны не пропускать кота.Если какая-то пара пропускает кота, то они становятся кошкой и мышкой.
Катание с гор на санках
Это чисто русская забава. Санки иногда заменялись по бедности колгушками, которые изготавливали из навоза или льда.
Обрядовые игры и развлечения
Во время Святок молодежь собиралась на посиделки, где, как правило, парни «женихались» и подбирали себе невесту. Еще задолго до наступления Святок девушки шили себе особенные наряды, а парни придумывали маскарадные костюмы. За небольшую плату они снимали у одинокой солдатки или нищей старушки избу, где на протяжении святочных дней собиралась молодежь со всех окрестностей. Среди святочных игр весьма популярной была игра в молчанку. По команде ведущего все замолкали. Тот, кто не выдерживал длительного молчания, должен был понести наказание: поцеловать самую сварливую в деревне старуху, съесть пригоршню золы, принести с поля сноп соломы.
Далеко за полночь расходилась молодёжь с посиделок, но идти домой никто не
17
спешил. Шалости продолжались. Развеселившиеся парни стучали в стены хат, будили хозяев, заваливали ворота и двери домов боронами, сохами, дровами. Иногда самые смелые забирались на крыши изб и опрокидывали в трубу ведро воды, что доставляло всем особое веселье.
В течение Светлой седмицы с раннего утра и до вечера в конце улицы устраивали качели, где вечерами собирались бабы с подсолнухами, молодые парни, девушки и ребятишки.Тут же гармонист растягивал свою трёхрядку, и веселье шло полным ходом до глубокой ночи. Часто играли в карты и в орлянку на деньги.
В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
18
Заключение
Народные игры и забавы отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, но и показывали социальную жизнь различных слоев населения. Например, замечательные игры «Красочки», «Горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней изображается влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции. Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное—несъедобное». А игра «Кандалы» является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе.
Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?
Народная фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение придумывало свои игры, которые можно было бы определить как современный игровой фольклор. И XXI век с его компьютерными и атомными технологиями не станет исключением, потому что игра – это часть души и сердца нашего народа. 19
Список использованной литературы:
1.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994.
2.Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Малый энциклопедический словарь. – М., 1997
3.Беликова Т. П., Емельянова М. И. Живые родники Староосколья. – Старый Оскол, 2004.
4.Богданович Н.В. У чистых истоков. – Старый Оскол, 2003.
5. Юдин В. В., Котенева В. А. Роговатоедалёкое и близкое. – Старый Оскол, 2005.
6.Терещенко А. В. История культуры русского народа. – М., Эксмо, 2007.
7. Записи проводились на основе рассказов жительницы села Роговатое Фоминой Варвары Михайловны 1942 г.р.
20

Приложенные файлы


Добавить комментарий