Рабочая программа по литературе 10 класс


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.- М.;Просвещение, 2011) . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 10 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В 10-11-х классах в гимназии реализуется профильное обучение (лингвистический профиль) через преподавание следующих предметов на профильном уровне: английский язык – 4 часа, зарубежная литература на английском языке – 2 часа, литература – 4 часа. Учитывая продолжительность учебного года в 10 классе — 34 недели, планирование по литературе составлено на 136 часов
Общая характеристика учебного предмета
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя. Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. 10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.
Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.
В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.
Задачи изучения курса:
 научить школьников видеть художественные явления в их развитии;
 понимать логику литературного процесса;
 научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);
 понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;
 различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
 осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
 выразительное чтение;
 различные виды пересказа;
 заучивание наизусть стихотворных текстов;
 определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
 анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
 выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
 участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
 подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Особенности организации учебного процесса
Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:
Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.
Описываются методические особенности тем.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Формы контроля
 пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
 выразительное чтение, в том числе и наизусть,
 развернутый ответ на вопрос,
 выполнение заданий в тестовой форме,
 викторина,
 анализ эпизода,
 анализ стихотворения,
 комментирование художественного текста,
 характеристика литературного героя,
 конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),
 сочинение на литературную тему,
 сообщение на литературную и историко-литературную темы,
 презентации проектов.
Вид контроля: текущий, промежуточный, итоговый
Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, суды, путешествия, презентация).
Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, проверочная, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).
Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса
Введение (2 часа)
Русская литература XIX века. Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Романтизм в русской литературе. (4 часа) Романтизм в Европе и в Америке. Споры о языке. В.А.Жуковский, К. Н. Батюшков. Баллада. Элегия, песня как жанры лирики.
Александр Сергеевич Пушкин (18 часов). Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник», «Борис Годунов». Углубление реализма в драматургии («Маленькие трагедии»).
Михаил Юрьевич Лермонтов(11 часов). Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страданий, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Я не унижусь пред тобою…», «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание», «Есть речи - значенье…», «Благодарность». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Поэма «Демон». «Маскарад» как романтическая драма. Гибель «гордого ума»
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (8 часов)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. В.Г.Белинский. О русской повести и повестях г. Гоголя». Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).
Литература второй половины XIX века
Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Федор Иванович Тютчев (9 часа). Жизнь и творчество.
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Siltntium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...». Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 часа) Жизнь и творчество.
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Лирика. Композиция лирического произведения. Импрессионизм в поэзии.
Алексей Константинович Толстой (1 час). Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»., «Двух станов не боец, а только гость случайный…», «Средь шумного бала случайно…», «Острою секирой ранена береза»
Иван Александрович Гончаров (6 часов). Жизнь и творчество.
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?») Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева, «Роман И.А.Гончарова» А.В.Дружинина). Гончаров как литературный критик «Мильон терзаний». Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский (7 часов). Жизнь и творчество.
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Комедия «Лес». Широкая картина социальных процессов, происходивших в пореформенной России. Проблема «высокого» героя. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.
Иван Сергеевич Тургенев (8 часов). Жизнь и творчество.
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева). Углубление понятия о романе (герой-идеолог, социально-бытовые и общечеловеческие стороны романа). Произведения Тургенева последних лет («Таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти», цикл стихотворений в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (10 часов). Жизнь и творчество.
Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», Вчерашний день, в часу шестом…»
Николай Гаврилович Чернышевский. (2 часа). Жизнь и творчество. Эстетические взгляды Чернышевского. Критическая деятельность. «Что делать?». Роман о «новых» людях и об «особенном» человеке. Идеал будущего общества в представлении писателя. Система образов. Сны Веры Павловны и их роль в идейно-художественном содержании романа. Иллюзии и утопии Чернышевского. Сильные и слабые стороны романов и эстетики писателя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа). Жизнь и творчество.
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Лев Николаевич Толстой (15 часов). Жизнь и творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя-просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Психологизм художественной прозы.
Федор Михайлович Достоевский (13 часов). Жизнь и творчество.
Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Николай Семенович Лесков (3 часа). Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы «Правдоискатели» и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало повести. Самобытные характеры и народные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке («Запечатленный ангел», «Тупейный художник»). Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов (13 часов). Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Коста Хетагуров (1 час). Жизнь и творчество осетинского поэта.
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость к поэзии Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Учебно-тематический план по литературе для 10 класса
Содержание Кол-во часов на изучение темы Кол-во часов на развитие речи Кол-во часов на вн.чт. Кол-во часов на контрольн. работы
Введение. 2 Литература первой половины 19 века Романтизм в русской литературе 4 А.С.Пушкин 18 2 М.Ю.Лермонтов
11 1 2
Н.В.Гоголь 8 2 1 Литература второй половины XIX века А.И.Гончаров 7 1 А.Н.Островский 7 1 1 И.С.Тургенев 8 1 1 А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой 11 1 1
Н.А.Некрасов
10 1 2
Н.Г. Чернышевский 2 М.Е.Салтыков-Щедрин 3 1 Л.Н.Толстой 15 2 1 Ф.М.Достоевский 13 1 1 1
Н.С.Лесков 3 1 А.П.Чехов 10 1 1
Из литературы народов России 1 1 Итоговые уроки 2 2
Резервные уроки 1 Итого: 136 13 9 9
Произведения для заучивания наизусть:
А. С. Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).
Ф.И. Тютчев (3 по выбору учащихся)
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...».
«Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая
грусть! Конец аллеи...» (на выбор).
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с
тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору
учащихся).
A.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).
Л.Н.Толстой. Отрывок «Дуб» из романа «Война и мир»
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Дата
план факт
Введение (2 часа)
1
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры 1 3.09 2 Основные темы, проблемы, направления русской литературы 19 века. 1 3.09 Романтизм в русской литературе (4 часа)
3 Романтизм в Европе и Америке 1 4.09 4 В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры. «Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад. 1 6.09 5 К.Н.Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике. Философские элегии К.Н. Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. 1 10.09 6 Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры 1 10.09 Творчество А.С. Пушкина (16 часов + 2Р = 18 часов)
7 А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. 1 11.09 8 Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылки. 1 13.09 9 «Я пережил свои желанья…», «Погасло дневное светило…», « Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И спутник усталый на Бога роптал …»), «Демон», «Вновь я посетил». Трагизм мировосприятия и его преодоление. 1 17.09 10 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень» 1 17.09 11 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» Анализ стихотворения 1 18.09 12 Философская лирика А.С. Пушкина. 1 20.09 13 Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» 1 24.09 14 Тема дороги в лирике А.С. Пушкина. Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина 1 24.09 15 Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. 1 25.09 16 Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» 1 27.09 17 Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России 1 1.10 18 «Борис Годунов» А.С. Пушкин как историческая драма 1 1.10 19 «Борис Годунов» А.С. Трагедия Бориса Годунова. Трагедия Самозванца 1 2.10 20 Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» 1 4.10 21 Повторение романа «Евгений Онегин» Тестирование 1 8.10 22 Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл 1 8.10 23-24 Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина 2 9.10
11.10 Творчество М.Ю.Лермонтова (11 часов)
25 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики. («Нет, я не Байрон, я другой…», « Есть речи – значенье…». Романтизм и реализм в творчестве поэта 1 15.10 26 Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворение «Молитва» (« Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Благодарность») 1 15.10 27 Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова («Сон», «Валерик», «Завещание» 1 16.10 28 Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» 1 18.10 29 Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою…» Чтение наизусть 1 22.10 30 М.Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. 1 22.10 31 Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Демон», «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». 1 23.10 32 Вн. Чт. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы 1 25.10 33 Повторение романа «Герой нашего времени» 1 5.11 34-35 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова 2 5.11
6.11 Творчество Н.В. Гоголя (6 часов + 2Р = 8 часов)
36 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Ревизор», поэмы «Мертвые души» 1 8.11 37 «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Тестирование 1 12.11 38 «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» 1 12.11 39 ВН. ЧТ. «Портрет». Проблематика и поэтика повести Проверочная работа 1 13.11 40 В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях Гоголя». Художественная условность, символ. 1 15.11 41 «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский. «Письмо к Гоголю» 1 19.11 42-43 Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя 2 19.11
20.11 Творчество Ф.И. Тютчева (4 часа)
44 Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. 1 22.11 45 Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…», «Полдень», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились…», «День и ночь» 1 26.11 46 Политические и историко-философские взгляды Ф.И. Тютчева. Тема России в его творчестве. «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать», «Эти бедные селенья» 1 26.11 47 Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим», «К.Б.», «Я помню время золотое» 1 27.11 Творчество А.А.Фета (4 часа)
48 А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др. 1 29.11 49 Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…» 1 3.12 50 Любовная лирика А.А. Фета и ее уточнено-чувственный психологизм. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Певице», «Еще одно забывчивое слово», «Шепот, робкое дыхание» 1 3.12 51 Р.Р. Сопоставительный анализ стихов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 1 4.12 Творчество А.К.Толстого (3 часа)
52 А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения» 1 6.12 53 Любовная лирика А.К. Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Острою секирой ранена береза…». Романсы на стихи А.К. Толстого 1 10.12 54 К.Р.Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся) 1 10.12 Творчество И.А.Гончарова (7 часов)
55 Реализм в литературе Европы и Америки 1 11.12 56 И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». 1 13.12 57 Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова 1 17.12 58 «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе 1 17.12 59 Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, А.В. Дружининым. 1 18.12 60 «Обломовщина» как общественное явление. И.А. Гончаров как литературный критик 1 20.12 61 Вн.Чт. По страницам «Фрегата Паллады»… 1 24.12 Творчество А.Н.Островского (7 часов)
62 А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» 1 24.12 63 Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия 1 25.12 64 Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» 1 27.12 65 Протест Катерины против «темного царства». Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода 1 15.01 66 Р.Р. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьесы в оценке Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза» 1 17.01 67 Любовь в пьесах А.Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». 1 21.01 68 Вн.Чт. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии 1 21.01 Творчество И.С. Тургенева (7 часов +1Р = 8 часов)
69 И.С. Тургенев. Жизнь и творчество «Записки охотника» и их место в русской литературе 1 22.01 70 И.С. Тургенев – создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети» 1 24.01 71 Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. 1 28.01 72 «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова 1 28.01 73 Любовь в романе «Отцы и дети» 1 29.01 74 Анализ эпизода «Смерть Базарова». 1 31.01 75 Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Д.Писарев «Базаров» 1 4.02 76 Вн.Чт. Произведения Тургенева последних лет. (Цикл стихотворений в прозе», «Таинственные повести», «После смерти», «Песнь торжествующей любви»). Подготовка к домашнему сочинению 1 4.02 Творчество Н.А. Некрасова (10 часов)
77 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной». Сатира Некрасова («Современная ода», «Забытая деревня») 1 5.02 78 Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час» «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт» 1 7.02 79 Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Поэт и Гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба», «Музе», «Сеятелям», «Праздник жизни – молодости годы» 1 11.02 80 Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…». Оценка за домашнее сочинение 1 11.02 81 Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» 1 12.02 82 «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. 1 14.02 83 Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Н.А. Некрасовым народного бунта. Проверочная работа 1 18.02 84 Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства Тестирование 1 18.02 85 Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов. Тестирование 1 19.02 86 Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэмы. 1 21.02 Творчество Н.Г.Чернышевского (2 часа)
87 Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего общества. 1 25.02 88 Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа 1 25.02 Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (3 часа)
89 М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина 1 26.02 90 М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. 1 28.02 91 Р.Р.Образы градоначальников. Особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода 1 4.03 Творчество Л. Н. Толстого (13 часов + 2Р = 15 часов)
92 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. 1 4.03 93 Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого Проверочная работа 1 5.03 94 История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе 1 7.03 95 Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова 11.03 96 Женские образы в романе «Война и мир» 1 11.03 97 Семья Болконских и семья Ростовых 1 12.03 98 Тема народа в романе «Вона и мир». 1 14.03 99 Философский смысл образа Платона Каратаева 1 18.03 100 Кутузов и Наполеон. Сопоставительный анализ образов 1 18.03 101 Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». 1 19.03 102 Художественные особенности романа «Война и мир». 1 21.03 103 Духовные искания Л.Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. 1 1.04 104 Вн.Чт. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресенье», повести «Хаджи-Мурат» 1 1.04 105-106 Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого 2 2.04 Творчество Ф.М. Достоевского (13 часов)
107 Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды 1 4.04 108 Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского 1 8.04 109 История создания романа «Преступление и наказание». 1 8.04 110 «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя 1 9.04 111 Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. 1 11.04 112 Теория Раскольникова. Истоки его бунта 1 15.04 113 «Двойники» Раскольникова 1 15.04 114 Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». 1 16.04 115 Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание». 1 18.04 116 Мастерство Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. 1 22.04 117 Р.Р.Оценка романа в статье Н.Н. Страхова «Преступление и наказание». Подготовка к домашнему сочинению 1 22.04 118 Вн.Чт. Обзор романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа 1 23.04 119 Очерк «Пушкин». Контрольная работа по творчеству Достоевского 1 25.04 Творчество Лескова (3 часа)
120 Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир. 1 29.04 121 Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. 1 29.04 121 Вн.Чт. «Две Катерины» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») 1 30.04 Творчество Чехова (9 часов + 1Р = 10 часов)
122 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80–х годов. 1 6.05 123 Проблемы рассказов А.П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент» 1 6.05 124 Проблемы рассказов А.П. Чехова 90-х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» 1 7.05 125 Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах» 1 13.05 126 А.П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 1 13.05 127 Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» 1 14.05 128 Особенности драматургии А.П. Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. 1 16.05 129 Разрушение дворянского гнезда 1 20.05 130 Р.Р.Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению 1 20.05 131 Своеобразие чеховского стиля
1 21.05 Литература народов России
132 Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Стихотворения из сборника «Осетинская лира» 1 23.05 133-134 Зачетная работа за второе полугодие 2 27.05
27.05 135-136 Резервные уроки 28.05
30.05 Сведения по теории и истории литературы
Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора
Художественный образ. Художественное время и пространство. Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
Литературная критика.

Приложенные файлы


Добавить комментарий