Возможности деловой игры

Возможности деловой игры

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников. Во-первых, игры создают условия для совместной деятельности. Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре участники мобилизуют весь свой опыт, компетентности. И, наконец, в- пятых, сам процесс игры предполагает творческую активность субъекта.
С психолого-педагогической точки зрения, игра - важнейшая сфера «самости» человека: самоопределения, самопроверки, самоорганизации, самореализации и так далее.
Деловые игры используются для достижения комплексных задач: образовательных, коммуникативных, аттестационных и др.

Этапы деловой игры

Для эффективной организации взаимодействия участников тактика ведущего может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры:
Этап подготовки - начинается с разработки сценария. В содержание сценария входит цель игрового занятия, описание проблемы, обоснование задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.
Этап введения в игру - начинается с определения режима работы, формулировки главной цели. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил. Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от выполнения правил, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры.
Этап проведения включает в себя:
а) разминку;
б) собственно игру.
Этап анализа - обсуждение и оценка игрового события предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту участниками своих мнений, выводов.
Заключительный этап – ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной целью.

Принципы деловой игры

(На основе: А. П. Панфилова АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ОБУЧАЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЕЙ // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003.)

Эксперт, проводящий деловую игру, должен, помимо владения игровыми технологиями, реализовывать в учебном процессе принципы организации и проведения игровых занятий. Специалисты по интерактивным играм выделяют следующие из них:
полное погружение участников игры в проблематику моделируемой системы или ситуации;
постепенность вхождения участников в игру;
равномерная игровая нагрузка на участников игры;
соревнование игровых групп;
правдоподобие моделируемой ситуации;
принцип специфики контингента участников.

Принцип полного погружения означает, что участники игры, в течение всего времени ее проведения должны заниматься всесторонним рассмотрением вопросов, касающихся проблемы или демонстрируемой в игре компетентности. Для реализации данного принципа необходимо, чтобы игра сопровождалась продуманной актуализацией ведущим тех проблем, решение которых относится к уровню квалификации, на которую заявились участники.
Принцип постепенности вхождения участников в игровую ситуацию требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации взаимодействия и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта.
Принцип равномерной игровой нагрузки предполагает такую организацию игровых занятий, при которой каждый участник мог бы проявить себя в отведенное время.
Принцип смоделированного «соревнования» групп. Соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичного представления вырабатываемого в группе решения, а введение перекрестного оппонирования по экспертизе игровых решений и проектов позволяет создать в игре обстановку взаимного критического анализа, что усиливает эффективность игры, стимулирует активность участников, повышает мотивацию, удовлетворяет потребность участников в осуществлении функции анализа и контроля деятельности других.
Вместе с тем, анализ опыта проведения обучающих интерактивных игр показывает, что чрезмерное увлечение соревновательной стороной игры, акцент на соперничестве и конкуренции имеют порой некоторые негативные тенденции, заключающиеся в том, что определенное число участников ставят цель «выиграть во что бы то ни стало», и это отвлекает их от глубокого анализа изучаемой системы, порождает чисто игровой азарт, спортивный интерес, что не способствует достижению результатов.
Принцип правдоподобия моделируемой ситуации означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную. Приближение игровых ситуаций к реальным условиям помогает участникам лучше понять моделируемую систему, так как в этом случае начинает «работать» мышление по аналогии.
Принцип специфики контингента участников. Анализ опыта проведения обучающих игр с руководителями организаций показывает, что чем больше число руководителей высокого уровня находится в аудитории, тем больше возникает в процессе их обучения отрицательных моментов, зачастую связанных с их негативным отношением к игровому взаимодействию во время обучения, тем более аттестации. Как правило, это сказывается как на информационном результате проводимой игры, так и на общении участников. Компетентному ведущему иногда необходимо использовать специальные тесты и психологические упражнения, позволяющие участникам игры «снять погоны» и «расстегнуть мундиры» для создания непринужденной обстановки и благоприятной среды.

Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий