Игровые технологии

Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по специально разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения (1).
Преимуществами игровых технологий являются:
активизация и интенсификация процесса обучения;
воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения: от репродуктивных до проблемных;
моделирование практически любого вида профессиональной деятельности;
творческое саморазвитие обучаемых.
Педагогические игры классифицируются:
по целям их применения: обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие); воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.); контролирующие;
по характеру деятельности: интеллектуальные, физические, трудовые и др.;
по особенностям методики и технологии их организации: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые;
по уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;
по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.
Краткие теоретические сведения
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. Игровые технологии относятся к активному обучению, в основу классификации которого положено два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых). По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особо организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и т.д. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинары-дискуссии, выездные практические занятия, программированное обучение и др.
В основе имитационных технологий обучения лежит воспроизведение или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности с той или иной мерой адекватности процессов или явлений, происходящих в реальной системе. При этом создается возможность формировать опыт работы в условиях квазипрофессиональной деятельности (квази – скрытый, мнимый).
В структуру учебного процесса на основе игры входят:
ориентация. В начале учитель представляет изучаемую тему, дает характеристику игровых правил, делает обзор общего хода игры.
подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный прогон игры в сокращенном виде.
проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя следствия игровых действий, следит за подсчетом очков, разъясняет неясные моменты.
обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор действий игры, их восприятия участниками, анализируются возникавшие по ходу трудности, идеи. Учитель побуждает обучаемых к анализу проведенной игры. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса.
Под проблемной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает (вступило, находилось) в противоречие с окружающей средой.
Существуют следующие виды проблемных ситуаций:
Ситуация – иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, негативные или позитивные следствия действий людей, должностных лиц, эффективность использования определенных приемов, методов и способов работы, значение или роль каких-либо фактов, условий и обстоятельств.
Ситуация – оценка. Учащимся предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача - оценить источники, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, руководителя общественной организации, трудового коллектива.
Ситуация – упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от учащихся обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведения расчетов, измерений и т.п.
Литература
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая игра, 1999
Булатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособие. М.: Флинта, 1997
Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983
Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989
Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. Часть I и II. М., 1992
Коханова Т.В., Шубникова Л.Н. Урок по типу игры // Специалист. 1994. №10. С. 11
Кузнецов П.А. Деловая игра по специальности // Специалист. 1995. №11/12. С. 7 - 8
Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. – Алма-Ата: Мектел, 1978
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972
Пидкасистый М.Л., Хайдаров К.Л. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПИ, 1996
Тюнникова С.М. Использование игры в учебно-воспитательной работе мастера производственного обучения // Метод. рекомендации. – М., 1990
Эльконин О.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.,2000
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб, 2003
Приемы развития лидерских навыков //Педагогическая техника №6 2005.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб., 2005
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.


Основная литература по учебному курсу:
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. М.2003
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.
М.,2000
Гиппиус С.В. Тренинг креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
Енин А. Конструирование игровых сценариев //Педагогическая техника №3 2006
Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров., 1991.
Игры – обучение, тренинг, досуг Под ред. В.В. Петрусинского в пяти книгах. – М.1994
Кларин М.В. Обучение как игра //Школьные технологии №5 2004.
Колетвинова Н.Д. Роль творческих заданий и игровых элементов в развитии профессиональных коммуникативных умений и навыков студентов педвузов. // Школьные технологии №5 2004. с. 208-213.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками.
Левин В. Секреты стихов или игры, мастерство и приключения начинающего читателя //Детский сад со всех сторон апрель 2006
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб, 2003
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.2001
Психолого-педагогический практикум /Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 185 с.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб., 2005
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1996.
Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании М.1996
Симонова Г.И. Основы диагностики и коррекции межличностных отношений старшеклассников: Учебное пособие. – Киров, 1996
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М.2003
Шмаков С. Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр – коррекций. М., 1993
Шулешко Е.Е. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск 1990
Шустова И. Тренинг во взаимодействии педагога со старшеклассниками //Педагогическая техника №3 2006
Щуркова Н.Е. Игровые диагностики в школе. М.2000

Дополнительная литература:
Афанасьев С., Коморин С. Сто отрядных дел, или Чем занять детей в пришкольном лагере. Кострома, 2000
Белкин А.С. Возрастная педагогика М.2000
Енин А.В. Игры быстрого приготовления. Воронеж, 2004.
Енин А.В. Вредные игры. Воронеж, 2005
Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса. М., 2002.
Минскин А.В. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 1982.
Подвижные игры для детей с нарушением в развитии /Под ред. Л.В. Шапковой. СПб.,2001.
Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа: Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям и школьным психологам. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001
Рекомендуемая литература:
Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000
Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001Приемы развития лидерских навыков //Педагогическая техника №6 2005.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М., 2001.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий