Обучение как игра

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности. Игра – любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза).
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить 4 элемента-этапа.
1. Ориентация. Знакомство с темой. Характеристика имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению. Изложение сценария, игровых задач, правил, ролей, игровых процедур, подсчете очков, примерном типе решений в ходе игры. Пробный прогон после распределения ролей.
3. Проведение игры. По ходу дела фиксируются следствия игровых действий, разъяснения несностей.
4. Обсуждение игры. Дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей. Сопоставление имитации с соответствующей областью реального мира.
Структура учебного процесса на основе дидактической игры:
Создание проблемной ситуации: введение игровой ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении: действия учащихся по игровым правилам, развертывание игрового действия.
Подведение итогов игры (объявление игровых результатов). Самооценка действий участников (в условном, моделирующем плане).
Обсуждение хода и результатов игры – игровых действий и переживаний. Анализ игровой ситуации и ее соотнесение с реальностью.
РОЛИ УЧИТЕЛЯ-ИГРОТЕХНИКА:
Инструктор. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать учащихся, привести к снижению интереса. Поэтому инструкцию свести до минимума. Обсуждение последствий игровых ходов имеет смысл проводить после завершения игрового действия.
Судья-рефери. Ошибка в распределении наиболее трудные роли отводить лучшим ученикам, а более пассивные – менее способным. Лучше дать себя проявить плохо успевающим. Учитель поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил, но в идеале – не вмешивается в него.
Тренер. Учитель может давать учащимся прямые подсказки, направленные к тому, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Прямое подбадривание нерешительного участника.
Председатель-ведущий. Роль относится к завершающему игру обсуждению. Учитель должен избегать «предлагать» классу свои выводы и обобщения, ставит группе такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления. Принят поправки и дополнения к сценарию и правилам игры.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий