Духи и живые существа светлого мира (Культура родного края, 6 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Духи и живые существа светлого мира По верованиям древних чувашей, у каждого предмета, существа или явления был свой дух. И таких духов было очень много. Называли их по-разному- тура, ыра, ийе, хуси…Например:чекес – дух-божество ласточек, ыра – добрый дух, карта келли – дух – молитва двора Считалось, что у духов четыре главных элементов мира есть свои семьи: сер йыше (семья духов земли), шывйыше (семья духов воды), вутйыше (семья духов огня), сил йыше (семья духов ветра-воздуха).По этим же представлениям, духи и люди жили вместе в одном мире, но у каждого из них была своя жизнь, свои правила. Люди старались не нарушать эти правила и жить в согласии со всем миром. Например, перед тем, как срубить дерево, лесоруб просил прощения у духа леса или у самого дерева. Также и охотник выходил на схватку со зверем, как на честный поединок. У зверя были сила, острые зубы и когти, а у человека – хитрость, ножи и луки. Побеждал сильнейший. Мифология древних Чувашей, основана на языческих верованиях и во многом схожа с остальными Тюркскими народами.Главное место в пантеоне богов занимает бог Тура, покровитель людей и создатель всего сущего. До создания Туром жизни, была безбрежная пуста. В последствии, у него появились дети, каждый из которых, был добрым богом: Сьут ёнче Тура – бог земного тепла и света.Хёвел Тура – бог солнца.Уйах Тура – бог луны. Хэрле щыр (чуваш. Хĕрлĕ ҫыр) — буквально значит «красный берег». Его представляют в качестве доброго духа, живущего в небесах, однако его образ из-за отсутствия связанных с ним поверьев и мифов остается неопределенным. По всей вероятности, он тоже является реликтом старого языческого мира. Его имя при жертвоприношениях упоминается всего один раз — это в жертвоприношении пивом. Арсури в мифологии чувашей дух — хозяин леса, леший. Возможно, термин «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название Арсури — варман тура (лесной бог) — аналогично одному из названий лешего «урман иясе» (хозяин леса) у казанских и западносибирских татар. Арсури представлялся в различных обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. В некоторых мифах у Арсури чёрное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Считалось, что он любит злые шутки — сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы. Арсури боится воды, любит ездить на лошадях (поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой). Согласно ряду мифов, в Арсури превращаются души людей, умерших преждевременной или насильственной смертью. Дух воды Шыври и его дочь Вуташ в русской мифологии – водяной и русалка. У марийцев дух воды – вудводыж. У огня тоже был свой дух – вутама (вут аса). К нему относились очень почтительно. В чувашской и русской мифологии земля представлялась в виде женщины-матери –Сер амаш, Мать сыра земля. Небо и многое, что связано с ним(дождь, гром, солнце), древние чуваши представляли в виде мужчины. С неба лил дождь и попадал в реки, поэтому Волгу чуваши называли Атал-атте, то есть Атал-батюшка. В русской мифологии эта река – Волга-матушка.На небе резвились дети ветра –сил ачисем, пролетал волшебный ветрокрылый конь – сунатлаут(силсунат). Считалось, что с рождением нового человека на небе зажигалась звезда, а с его смертью она гасла. Божества, олицетворяющие различные явления природы:- свет — (Ҫутӑ тӗнче)Солнце — (Хӗвел)Луна — (Уйӑх-турӑ)ветер - (Ҫил) Боги творцы Создатель душ (Чун ҫуратакан турӑ):Создатель детей (Ывӑл-хӗр ҫуратакан турӑ)Производитель хлебов (Тырпул ҫуратакан турӑ)Создатель домашних животных (Вылӑх-чӗрлӗх ҫуратакан турӑ)Создатель жилищ (Ҫӳрт ҫуратакан турӑ)Производитель богатств (Мул ҫуратакан турӑ)Создатель пчёл (Хурт ҫуратакан турӑ)Создатель цветов (Чечек ҫуратакан турӑ)Создатель земли (Ҫӗр ашшӗ) Чувашское народное поверье связывало с деревьями мифы главным образом на северных территориях, там, где раньше Поволжье покрывали почти непроходимые дремучие леса, там, где и сегодня тянутся почти сплошные леса. Воображение населяло лесной массив страшилищами уп=те: арёури и создало культ леса, который в чувашской мифологии играет немалую роль. Деревья и места жертвоприношений киреметей, а также некоторые кладбища, располагались в лесах. Душа чуваша находила в лесной чаще мистику и страх. Треск ветвей деревьев, шелест листвы на ветру, как призрачный шум наводили на них ужас. Суеверные чуваши боялись одиночества в лесу. Раньше села находились в лесу на полянах, и они со всех сторон были разделены лесом. В этом мы видим причину того, что северная часть Чувашии изобилует диалектами. Села и люди реже контактировали друг с другом, не очень-то осмеливались далеко уходить в лесную чащу. Соответственно в говоре каждого села имеются кое-какие различия, не существующие в произношении соседнего села. Южная часть Чувашии уже в меньшей мере лесиста, ее самый нижний конец в Симбирской губернии - это безлесная степная низменность. По мере исчезновения лесов все больше ослабляется и культ леса. В холмистых южных степях только изредка бросается в глаза одиноко стоящая береза, о которой народу неизвестно, откуда она там появилась, так как там же стояла уже и во времена отцов и дедов. К одиноким деревьям, выросшим в степи, испытывают страх, считают, что это местонахождение определенных злых духов. Боятся срубить, потому дерево гниет или высыхает на корню, если его не сожгет молнией. О некоторых из деревьев есть поверья. Береза (хурăн) не только одно из самых красивых деревьев северного края, но одна из самых полезных пород. Из ее коры приготовляют всякую посуду и домашнюю утварь. По поверьям северных чувашей, и киремети охотно обитают там, где береза в обилии. Деревом киреметей, где они живут, куда приносят им жертвы, как правило, является береза. Кое-где на северной территории ее считают и "жертвенным деревом" (чỹк йывăçĕ), с нее обламывают те ветки, с помощью которых обрызгивают водой жертвуемых животных, и к подножью этого дерева ссыпают кости животного или золу сожженных костей и все прочие несъедобные части животного, приносимого в жертву. Осина (ăвăс). В северночувашском вус. Народное поверье считает его проклятым, плохим деревом (см. легенду о т а б а к е). Не употребляют ее древесину при строительстве церкви; нужную для церкви мебель, скамейки не делают из осины. Про колдунов считают, что они по ночам выходят из своих могил и даже после своей смерти наводят порчу на людей, сотворяя много злого. Но если раскопать их могилу и воткнуть им в сердце осиновый кол и снова засыпать могилу вместе с колом, больше они не смогут выйти оттуда. (Чантăр). Кусочком, отрезанным от липы (поччиç), с соответствующим волшебством можно сделать женщин бесплодными (см. в главе Колдовство). Рябина (пилеш). Ее листья и кусочки ветки используют для предотвращения порчи колдуна. Идя на свадьбу, северные чувашки ее листья закалывают в свои волосы и к своему головному убору, так как на свадьбе возможность наведения порчи имеет большую вероятность. Тот, кто постоянно носит с собой кусочек дерева рябины, на того не распространяется никакой заговор колдуна. Это является также эффективным средством и от сглаза. Черемуха (çĕмĕрт). Живущее в лесу страшилище упăте очень боится треска черемуховых веток, горящих в огне. Народное поверье гласит, что упăте обычно подходит к находящимся в лесу дровосекам и углежогам, когда те в холодные ночи греются у костра. Он тоже садится с ними около костра и греется. Но если в огонь бросают ветки черемухи, они очень трещат и искры летят во все стороны. Он боится приближаться, боится за свою шерсть, как бы та не загорелась. Камыш(ХОМĂШ) В некоторых местах северные чуваши знают очень красивый и поэтичный миф о камыше и зарождении песни. По их словам, люди научились петь у камыша. Около камышевых зарослей они долго слушали как шуршит-шелестит камыш: Вăш-вăш-вăш,Чи-чи-чи. Шелесту камыша начали подражать, оттуда и пошла песня. (Вомпукасси). Существует интересное предание и про папоротник:В ночь Иванова дня ровно в полночь распускается его блестящий, сверкающий цветок. Если кто его подстережет и сможет сорвать, то цветок папоротника поведет туда, где зарыто в земле сокровище, и сделает его обладателем неземного золота и серебра. Такому человеку спрятанное сокровище показывается в виде языков пламени. Однако очень трудно подстеречь и сорвать этот цветок, потому что злой дух (усал), оборачиваясь кем-то, тоже подстерегает цветение папоротника и отнимает у человека сверкающий цветок. Обычно он принимает вид русского начальника, подходит к чувашу, спрашивает, что такое, что тоже хочет видеть, как вспыхнет цветок и отнимает его у него.(А может ли бедный чуваш воспротивиться русскому начальнику?) Чуваши издавна занимались земледелием, поэтому у них очень много сказаний о культурных растениях. Например, о происхождении ржи чуваши рассказывают такой миф:«Вначале, когда люди и не пахали, и не сеяли, и не знали даже зерна, Бог показал человеку рожь, с колосьями, полными зерен от корней до самой верхушки, и спросил у него:-Тебе нужно это?Человек ответил:-Не нужно, проживу и без нее! После этих слов человека колосья, начиная с корней примерно на один локоть уменьшились. Бог спросил:Тебе нужно это?Человек снова ответил:-Не нужно.Колосья на один локоть опять уменьшились. А когда Бог и в третий раз спросил, нужно ли это, то собака, услышав все это, гавкнула: хамм! Так колос у ржи и остался, иначе и он бы исчез».Поэтому и нельзя обижать собаку, ведь она спасла рожь для человека. Надо ее держать в доме. Животные в чувашской мифологии.В мифах о происхождении животных часто поясняется, что некогда животные были человекообразными существами или людьми.Волки: согласно чувашским преданиям, они являются творениями Тура.Ласточка: она считалась любимой птицей чувашей.Петух считался священной птицей.Голубь выступал в виде души умершего или небесного вестника.Гусь считался птицей хаоса. В мифах о происхождении животных часто поясняется, что некогда животные были человекообразными существами или людьми. Согласно чувашским преданиям, волки являются творениями Тура. В мифах волчица представляется как прародительница, кормилица и воспитательница первопредка, а волк выступает в роли вождя. Заметное место в чувашских мифологических представлениях занимают сюжеты о волках-оборотнях. Волки представляются слугами пророка Пихампара, нередко и сам Пихампар принимает облик белого или сивого волка. Волки называются также белыми собаками. В чувашской традиции человеку уподоблялись и многие другие животные и птицы – олени, быки, орлы, лебеди и т.д. О происхождении лошади рассказывается так. Во времена появления на свете предков чувашей тура первым из животных создал крылатого коня Силсунат. От него произошли все лошади, среди которых нередко и сейчас-де встречаются особи с невидимыми крыльями. Если человек нечаянно увидел их, то конь погибает. Созданный всевышним первый крылатый конь вывел первопредков чувашей из лесных дебрей на степные просторы и привел на плодородные земли, удобные для хлебопашества. Всех животных древние чуваши разделяли на «чистых» и «нечистых». К чистым животным, которых можно употреблять в пищу и приносить в жертву богам, причисляли птиц, травоядных и копытных. Они соотносились с верхним миром. Часто чуваши искали новые места для обживания с помощью животных. Так в одной легенде рассказывается:К нечистым относили живущих под землей и в воде, а также хищников и животных, имеющих на лапах когти. Эти существа относились к нижнему миру, и их нельзя было приносить в жертву божествам. С животными и птицами у чувашей было связано много поверий. Так, считалось, что сурки(савар) получаются из детей-сирот. Сурок часто сидит на вершине холма и , закрыв лапкам глаза, плачет. Его нельзя трогать и обижать. Еж(череп) представлялся очень мудрым и всезнающим. Любимой птицей чувашей была ласточка(чекес). Считалось, что она наделяет маленьких детей даром речи. Ловить или обижать ласточку считалось большим грехом. Если ласточка вила гнездо около дома или в сарае, это было счастливой приметой. Священной птицей чувашей, как и у многих других народов, был петух(автан, алтан). О нем существовали разные поверья. Например, верили, что если запрячь петуха в маленький плуг и вспахать определенное место, то можно найти спрятанные сокровища. Если петух проживет на свете семь лет и снесет яйцо, то, привязав это яйцо себе подмышку, можно выседеть странное существо –куйкараш. Это существо могло жить только в добром, чистом и дружном доме, где не ругаются и не ссорятся. Куйкараш мог выполнить любое задание хозяина, приносить в дом богатство, но его постоянно нужно занимать работой. Если хозяева захотят избавиться от куйкараш, то велят ему белое превратить в черное. Этого он сделать не мог и от стыда покидал дом, искал другого хозяина.

Приложенные файлы


Добавить комментарий