Урок литературы по лирике Ф.И.Тютчева в 6 классе

Конспект урока литературы в 6 классе.
Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе изучения произведений русских поэтов-классиков. Особенности изображения грозы в лирике Ф.И.Тютчева.
Юдина Татьяна Александровна, учитель 1 квалификационной категории ГБОУ СОШ села Большая Каменка Красноярского района Самарской области.
Вступительное слово
Уроки литературы помогают в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами. Приобщая учащихся к искусству слова, богатству классической литературы, я стараюсь развивать эмоциональное восприятие у детей. Воздействуя не только на ум, но и на душу ребенка. Изучение и анализ лучших произведений художественной литературы опирается на на жизненный опыт читателя, потому что поднимаются вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, прекрасного, возвышенного в природе и человеке.
Прочитать внимательно книгу, задуматься над ней, вступить в доверительный разговор с писателем, поделиться своими наблюдениями – немалый труд для ученика. А если ребенку в руки попадает та самая хорошая книга, которой Л.Н.Толстой посвятил легендарные строки о том, что написать в жизни одну хорошую книгу слишком достаточно. И прочесть тоже»; то в сознании ребенка постепенно складывается система духовно-нравственных ценностей: порядочность, доброта, трудолюбие, ответственность, сопереживание, внимательное чуткое отношение к людям, к своей малой родине, народу, культуре, стране.
На уроках литературы я стараюсь применять «Технологию развития критического мышления через чтение и письмо», поскольку прёмы, применяемые в рамках данной технологии, позволяют, на мой взгляд, в наиболее полной мере достичь целей образовательного процесса. На уроках я стараюсь применять систему разноуровневых заданий, ориентированных на зону актуального развития ученика. Сочетание различных видов деятельности учащихся на уроке позволяет организовать здоровьесберегающую среду: в восприятии информации задействованы все анализаторы(слуховые, визуальные, кинестетические), происходит частая смена видов деятельности, продиктованная логикой построения урока, которая предупреждает проблему утомляемости на уроке.
Предложение учителя нарисовть иллюстрацию к прочитанному произведению нередко вызывает у учеников негативную реакцию, не каждый ребёнок может себя достойно представить в этой области творчества, и тогда я предлагаю детям нарисовать своё настроение, вызванное прочтением художественного произведения – при таком условии полноценными участниками процесса чувствуют себя все ребята. Присутствие на одном уроке различных форм работы (групповой, парной, коллективной, индивидуальной) позволяет вовлечь в учебный процесс всех учеников и не снижать интенсивности работы в течение всего урока, включая и гиперактивных слабоуспевающих учеников. Подобная организация работы на уроке способствует всестороннему развитию учащихся и формированию ключевых компетенций.
Уроки литературы очень часто пзволяют укрепить межпредметные связи с уроками изобразительного искусства музыки, что я и постаралась представить в предлагаемом вашему вниманию уроке. Буду очень рада, если опыт моей работы поможет коллегам.
Урок проводился 24.11.2010г. в ГБОУ СОШ села Большая Каменка Красноярского района Самарской области в рамках окружного семинара «Единство воспитательного и образовательного процесса» учителем Юдиной Татьяной Александровной.

Тема. Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе изучения произведений русских поэтов-классиков. Особенности изображения грозы в лирике Ф.И.Тютчева.
Цель. Воспитать духовно богатую, гармонически развитую личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, приобщая к чтению классических образцов русской пейзажной лирики.
Задачи.
Формировать навыки лингвистического анализа лирического стихотворения, выявляя разнообразие и выразительность образов грозы в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева.
Обучать приемам устного монологического высказывания.
Развивать уровень восприятия и глубины проникновения в художественное произведение, выявляя настроение, чувства поэта, способы создания художественных образов.
Развивать творческие и исследовательские способности учащихся, обучая приемам самостоятельной творческой деятельности.
Воспитывать духовные ценности: сопереживание, внимательное, чуткое отношение к людям, порядочность, доброта, доброжелательность.
Воспитывать нравственные ценности: ответственность, трудолюбие, любовь к родной природе и малой родине (патриотизм).
Воспитывать у учащихся читательскую самостоятельность.
Оборудование: тексты стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело», «Как весел грохот летних бурь», раздаточный материал (памятка «Как определить стихотворный размер», план-задание «Особенности изображения грозы в лирике Ф.И.Тютчева»), портрет Ф.И.Тютчева, репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года. Май. Гроза.», С.В.Рахманинов «Вешние воды», краски, кисти, вода, бумага для рисования.
Тип урока: урок изучения нового.
Подготовка к уроку: 3 ученика дома предварительно выучили по 1 стихотворению .
Оформление доски.
Тема. Особенности изображения грозы в лирике Ф.И.Тютчева.
Гроза, (ассоциативный ряд)
Портретная галерея Ф.И.Тютчева.
«Весенняя гроза» - 1828, 1854.
«Неохотно и несмело» - 6 июня 1849 года, по дороге из Москвы в Овстуг.
«Как весел грохот летних бурь» - 1851.
Слова для словарной работы: Овстуг, Геба, Зевс.
Репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Ход урока.
1.Стадия вызова (сообщение темы, цели и плана урока).
Слово учителя.(Слайд№2)
Чародейкою зимою околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
-Для всего в русской природе найдутся у Тютчева строки. А сегодня я приглашаю вас перенестись в прекрасный мир русской весны, лета вместе с бессмертным стихотворением вдохновенного певца русской Ф.И.Тютчева, чью 207-летнюю годовщину со дня рождения отмечали вчера, 23 ноября. Наш урок мы посвятим памяти великого русского поэта.(Слайд №3)
Мы постараемся проанализировать выразительность образа грозы в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева, постараемся выявить настроение, чувства поэта, способы создания художественных образов. Фиксировать наши наблюдения мы будем в сводной таблице.
Одним из ключевых в поэзии Ф.И.Тютчева является образ грозы. Скажите пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас при слове гроза? Какую грозу видели вы? (Страх, беда, ненастье, молния, тревога, опасность, бедствие – запись на доске).
Слушание музыки С.В.Рахманинов «Вешние воды»
- Что вы нарисовали в своём воображени во время слушания этого музыкального фрагмента?
- Для чего поэты, художники, композиторы пишут свои произведения?
- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
- Можно ли читать стихи Ф.И.Тютчева второпях, поверхностно, вскользь?
Сегодня на уроке мы будем развивать умение понимать лирические стихотворения Ф.И.Тютчева.
2.Стадия осмысления (восприятие и анализ стихотворения «Весенняя гроза»)
-Первым раскатам весеннего грома вторят знакомые строки знаменитого стихотворения Ф.И.Тютчева, вошедшего во все хрестоматии для детского чтения. Его заучивали наизусть не только ваши родители, но даже ваши бабушки и прабабушки. Стихотворение «Весенняя гроза» нам расскажет Борисова Лилия (чтение стихотворения наизусть учеником), а мы постараемся представить, какой увидел грозу Ф.И.Тютчев почти 160 лет назад.(Слайд №4)

Слушание стихотворения «Весенняя гроза» (сопровождается рисованием настроения, далее ребята вывешивают свои рисунки на доску на магнитах).
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Какие картины природы увидели вы при слушании стихотворения? - Часто говорят «музыка стихотворения». Слышали ли вы ее?
- Почему Ф.И.Тютчев говорит о явлениях природы как о чем-то живом?
- Какую роль играют олицетворения в этом стихотворении?
- Найдите примеры олицетворений (гром резвится и играет, дождик брызнул, пыль летит, солнце нити золотит)
- Какими интонациями проникнуто это стихотворение? (обилие побудительных предложений, радостных восклицаний).
- Какие общие тенденции вы заметили в музыке С.В.Рахманинова и стихотворении Ф.И.Тютчева?
- Посмотрите на звуковой состав стихотворения. Какие звуки преобладают?
- Почему поэт использует в стихотворении много звонких, шумных согласных? (Передает стремительный напор шумных, бурных сил весны. Они пробуждают природу и человека к новой жизни, омываемой всеочищающей грозой)
- Как вы думаете, случайно ли в последней строфе Ф.И.Тютчев упоминает древнегреческую богиню юности Гебу и ее отца Зевса, бога грома? (Действие начинается на небесах, а отзывается на земле. Природа дарит праздник весны и молодости уставшему от долгой зимы человеку).

3.Стадия рефлексии.
Работа в группах по заполнению аналитической таблицы (приложение 1) (слайд № 5), для группы сильных учеников дополнительное задание по определению типа рифмы и размера стихотворения (приложение 2) (слайд №6) заканчивается презентацией результатов работы групп. Задание выполняется с обязательной опорой на текст стихотворения, поэтому очень важно, чтобы тектсты стихов были у каждого ученика.

4.Стадия осмысления (восприятие и анализ стихотворения«Неохотно и несмело»)
- Стремительной смене картин в стихотворении «Весенняя гроза» противопоставлено другое стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», написанное 6 июня 1849 года, по дороге из Москвы в Овстуг (Орловской губернии). Стихотворение мгновенно возникло под внезапным воздействием поразившего его явления природы. (Слайд №7, 8)
Слушание стихотворения «Неохотно и несмело» (сопровождается рисованием настроения, далее ребята вывешивают свои рисунки на доску на магнитах).
- Какое настроение вызывают картины стихотворения? (Смена настроения передается сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем смятению до радости обновления. Солнце словно улыбается, затопляя землю сиянием).
- Какой план вы могли сотавить к событиям, отражённым в этом стихотворении? (Ожидание грозы – гроза – умиротворенность умытой природы).
- Зачитайте строки, передающие смену настроений.
- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, рисуя яркие цветовые образы? (эпитеты: пламень белый и летучий, зеленеющие нивы)
- Приведите примеры эпитетов настроения (раскаты громовые все сердитей и смелей)
- Какие строки придают динамику, стремительность действию? (пробилась синей молнии струя, вихрем пыль летит с полей).
- Лирические стихотворения требуют внимательного и отзывчивого читателя. Стихи нужно не только прочитать и понять, но услышать сердцем, почувствовать. В лирических стихах отразилась и душевная щедрость, и щемящая тоска, и светлая грусть.
Ф.И.Тютчев неоднократно обращается к образу грозы в своем творчестве, привлекает стихия поэта. Предлагаем вашему вниманию еще одно стихотворение «Как весел грохот летних бурь»

5.Стадия рефлексии.
Работа в группах по заполнению аналитической таблицы (приложение 1), для группы сильных учеников дополнительное задание по определению типа рифмы и размера стихотворения (приложение 2) заканчивается презентацией результатов работы групп.

6.Стадия осмысления (восприятие и анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь»)
Слушание стихотворения «Как весел грохот летних бурь» (сопровождается рисованием настроения, далее ребята вывешивают свои рисунки на доску на магнитах) (Слайд №9)
- В чем особенности этой грозы? (Внезапность, неожиданность, преклонение перед стремительной стихией – сожаление.)
- Почему поэт использует в стихотворении много звонких, шумных согласных? (Передает внезапную тревогу, трепет, смятение природы перед надвигающейся грозой).
- Посмотрите на смену настроения во второй строфе. Как это отражается на звуковом составе последних строк? (Шумные шипящие согласные – вой осеннего ветра в печной трубе).

7.Стадия рефлексии.
1. Работа в группах по заполнению аналитической таблицы (приложение 1), для группы сильных учеников дополнительное задание по определению типа рифмы и размера стихотворения (приложение 2) заканчивается презентацией результатов работы групп.
2. Слушание музыкального фрагмента П.И.Чайковского «Времена года. Май. Гроза.», обмен впечатлениями, сопоставление со стихотворением.
- Какое стихотворение Ф.И.Тютчева созвучно муке П.И.Чайковского? Почему?
4. Подведение итогов
- Итак, сегодня на уроке мы смогли убедиться в том, что Ф.И.Тютчев с большой любовью писал стихи, посвященные родной природе.
- Почему читатель вместе с Ф.И.Тютчевым восхищается самыми обыкновенными явлениями природы?(Поэт открывает новые грани поэзии природы, поэтизирует каждую частичку мира природы, уловил особенности грозы).
- Какое из тютчевских стихотворений можно было бы назвать гимном грозе? Почему? («Весенняя гроза» - веселое, радостное описание весеннего торжества природы, бурного пробуждения всех сил и существ к жизни).
- Почему гроза Тютчева нам близка?
- Можно ли читать стихи Ф.И.Тютчева второпях, поверхностно, вскользь?(Поэзия требует внимательного, чуткого отношения)
-Мог ли написать такие стихи человек, который не любит свою родину?
- Для чего он писал стихи о природе?
- Какой же идеей объединены стихи Тютчева о грозе? ( Любовь к родной природе во всех ее проявлениях, даже суровую природу любит поэт, восторгается ее силой, мощью, величественностью. Как мать дорога каждому человеку, так и родина у человека одна. Для нас – это Россия. Тютчев любит свою родину и милую, веселую, и грозную, жестокую. Она ему близка и дорога.)
- Что вас порадовало или удивило на уроке?
- Читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Познакомившись с жемчужинами русской лирики, вы узнали, что главное в поэзии – чувства и мысли человека. А когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.
- Желаю вам научиться испытывать потребность в чтении стихов Ф.И.Тютчева, это принесет вам огромное удовольствие и обогатит ваш духовный мир.
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева о природе (по выбору учащегося) и подготовить письменный анализ этого стихотворения.(Слайд №10)
Приложение 1.
Особенности изображения грозы в лирике Ф.И.Тютчева
Стихотворение
Образы
Эпитеты
Олицетворения
Настроение
Звукопись: какие звуки слышим при чтении стихотворения
Цветопись: какие цвета использует поэт
Размер, рифма





Положительные эмоции (позитивные)
Отрицательные эмоции (негативные)




«Весенняя гроза»









«Как весел грохот летних бурь»









«Неохотно и несмело»










Приложение 2.
Памятка
Как определить стихотворный размер
1. Прочитайте стихотворную строфу.
2.Соблюдая слоговое деление каждого стиха в строфе, схематически изобразите гласные.
3. Обозначьте ударные гласные.
4. Проследите повторяющийся рисунок.
5. Таким образом определяется стопа.
Стопы
Хорей (двусложный размер)
Ямб (двусложный размер)
Амфибрахий (трехсложный размер)
Анапест (трехсложный размер)
Дактиль (трехсложный размер)
6. В зависимости от количества стоп в стихе может быть трехстопный, четырехстопный и т.д. размеры.
7. Буря мглою небо кроет – это стихотворение написано четырехстопным хореем.

8. Стопа с пропущенным ( ослабленным) ударение называется пиррихием.
Стопа с дополнительным ударением называется спондеем.
Стихотворный размер и количество стоп помогают передать интонацию и настроение. Так, чаще всего четырехстопный ямб наиболее приближен к прозе, хорей придает энергию стиху, бодрый, четко выраженный ритм.
Удлинение до 5-6 стоп ямбической строчки передает процесс размышления. Применение трехсложных размеров связано с ритмом четким, обычно тяжелым, выражает уныние, глубокое переживание.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий