Психологические приемы и методы работы над проблемой тревожности и страхов


Полезная информация для родителей и классных руководителей
Психологические приемы и методы работы над проблемой тревожности и страхов
Рисование страха
Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии предлагается ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.
Сочинение рассказа на тему страха. В этом случае важно приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.
Использование игры, небольших представлений и инсценировок. На занятиях детям следует придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную тему.
Фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
В качестве профилактики детского невроза страха классным руководителям и школьным психологам следует выяснить, в каких семьях повторные браки, кто из родителей находится в разводе. - Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с проблемами. На родительском собрании вы можете дать задание в течение 30 минут написать сочинение на тему «Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)» на одной стороне листа и «Что я вижу положительного в своем ребенке» - на другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны и концентрируют своё внимание на них. Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы ребенка не оставались без внимания. Только таким образом удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.
Сказкотерапия в коррекции тревожности и страхов.
Ребёнку предлагают по образцу сочинить психокоррекционную сказку по заданной проблеме.
Эффективной формой символического отреагирования в детском возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Наряду с использованием известных сказочных образов и сюжетов в качестве основного приема используется совместное с ребенком создание индивидуальной сказки, символически отражающей проблематику ребенка, характер которой выявляется в ходе предварительной диагностики. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Алгоритм психокоррекционной сказки:
- В первую очередь подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее, героя помещают в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывают герою все переживания ребенка.
-Герой начинает искать выход из создавшегося положения.Ситуация начинает усугубляться и приходит к логическому концу. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего смысл происходящего и пр. Задача психолога - через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
-Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину неконструктивного поведения. Исследователи выделяют пять основных:
- желание привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;
- желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;
- желание за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;
-желание избежать неудачи при выраженных тревоге и страхе.В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;
- отсутствие чувства меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.
В создании психокоррекционных сказок вам поможет ваш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с детьми в сказочной форме.
В целом схема работы такова:
1. Предварительное сочинение сказки взрослым (ребенку о ней не сообщается). Это должна быть сказка, следующая классическим канонам, с завязкой, кульминацией и развязкой; продолжительность ее зависит от характера проблем ребенка. Возможно - и чаще всего так и делается - предварительное разбиение сказки на фрагменты, каждый из которых отрабатывается на отдельном занятии.
2. Ребенку предлагается завязка сказки, в которой обозначаются основные участвующие в ней персонажи и исходный конфликт. Ребенок должен сам предложить продолжение, ввести, если считает нужным, новых персонажей и т.п. Следует иметь в виду, что дети этого возраста еще не умеют сочинять длинные связные истории, и здесь необходима бывает "наводящая" роль взрослого.
3. Ребенок рисует исходную ситуацию, причем время рисования не ограничивается - это своеобразное освоение "пространства" дальнейшей работы.
4. После рисунка осуществляется драматизация. Ребенок выбирает себе и взрослому роль, совместно с ним организуется обстановка, обозначается "география" действия и т.д. В качестве вспомогательных средств используется мебель, одежда, игрушки и т.п. Важно иметь в виду, что по ходу драматизации ребенок может изменить сюжет, им же предложенный, в частности, возможны попытки избегания в проигрывании критических ситуаций. Настаивать на жестком следовании сюжету не следует, однако, если ребенок старается избежать тех моментов, которые принципиальны с точки зрения отреагирования конфликта, взрослый должен через некоторое время вновь вернуться к ним - в несколько иной форме, введя дополнительную мотивацию поступков героя или предложив новые условия.
5. После отреагирования фрагмента ребенок рисует кульминационный и итоговый моменты сказочного сюжета и намечает дальнейшие события, которые реализуются в зависимости от затраченного времени либо на этом же занятии, либо на следующем. В среднем на занятие уходит около часа; важно, чтобы каждое завершалось так, чтобы у ребенка не оставалось чувства неудовлетворенности.
На протяжении цикла занятия чрезвычайно важно, чтобы роль ведущего, инициатора событий постепенно переходила от взрослого к ребенку; переход к самостоятельному развитию сюжета, фрагментов его построения выступает как один из показателей эффективности работы - ребенок обретает возможность творчески отреагировать собственные проблемы, а не быть их пленником.
Коррекция тревожности и страхов средствами арттерапииАрттерапия - это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Для устранения страхов применяется определенным образом направленное рисование. В большой степени это относится к страхам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для мальчиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоятельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.
С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие преимущественно конкретный и, главное, графически воспроизводимый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстрактного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчастья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвестного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к навязчивым страхам заболевания и смерти в результате заражения микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхценных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических построений и находятся в сознании, в то время как предыдущие страхи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными методами. При работе со сверхценными страхами необходимо, прежде всего, "докопаться" до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устранив первопричину, работать с ошибками логических построений.
Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно имело место, например, застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании психологической травмы и изменение отношения к ней.
Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ребенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отмечается менее выраженный эффект от рисования страхов. В любом случае является целесообразным изображение ребенком себя - боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом - не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, - что ты этого уже не боишься». Ребенка следует "подтолкнуть", спровоцировать, если он сам так не сделает - нарисовать себя более крупным или как-либо защищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, "страшилище" может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).
- Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался - надо продолжить разговор:
- А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?
- А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?
Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше продолжать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках... На этом же или другом рисунке можно тут же провести стирание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам провел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следующим: "Вот и нет (название предмета)", "Смотри, ты его испугал".
Если рисунок сделан не мелом на доске или простым карандашом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняется штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.
Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепенная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.
Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать ситуацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом "Ты боишься - ты уже не боишься". Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.
Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвалите его произведение и скажите: "Чтобы этот страх никогда больше никого не пугал. Надо его уничтожить!". И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом организует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе рисования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.
В заключении работы рисунки просматриваются вместе - психологом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра рисунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". После каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами "хорошо", "что дальше?". Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами "ничего", "всему свое время", "идем дальше" и т.д. После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых достигнут положительный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом "принял" их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда.
Арттерапия в своем арсенале имеет множество методов и приемов, позволяющих работать со страхами. Мы привели лишь несколько примеров.
Игровая коррекция страхов
Игровая психокоррекция основана на принципах динамики психического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наиболее успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности.
Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследованиями A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших полушарий головного мозга и отмечается возможность восстановления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.
Изменение психологического состояния ребенка происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения "я" человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям помогает побороть как страх, так и испуг.
Цели психологически направленных игр состоят, в первую очередь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже являются характерологическими особенностями ребенка.
Методы и приемы игротерапииРазыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры необходимо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится, и поиграть в "страх" (разыграть сюжет, в котором ребенок может "расправится" со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения).
Исследователи отмечают, что страхи перед реальными и сказочными животными обычно устраняются за один сеанс, состоящий из трех фаз игрового взаимодействия. В первой фазе устанавливают характер страха и тип реагирования ребенка на пугающий объект.
По существу, это означает воспроизведение ситуации, вызывающей страх. Во второй фазе проводится десенсибилизация страха посредством перемены ролей. Психолог поведением своего персонажа изображает страх ребенка, последний воспроизводит угрожающий образ. При этом дети проявляют агрессивность, обычно выраженную в такой же степени, в какой они испытывают чувство страха. В третьей фазе используются обучающие модели поведения посредствам повторной перемены ролей. Изображение психологом угрожающего образа уже не сопровождается реакцией страха у ребенка. Если ребенок боится темноты, приемлемы игры: "Угадай, что такое?". Взрослый просит ребенка найти наощупь спрятанный в мешочке предмет. Затем взрослому завязывают глаза и он, взяв в руки какую-нибудь игрушку, определяет на ощупь что у него в руке. Потом он предлагает то же самое сделать ребенку. Настаивать нельзя, ребенок должен сам захотеть поиграть в эту игру иначе результат будет прямо противоположный. Очередной шаг: взрослого с завязанными глазами подводят к шкафу и предлагают, потрогав его, определить, около чего он стоит. Теперь то же предлагают сделать ребенку.
"Найди наощупь". С завязанными глазами взрослый выбирает из кучки вещей то, что назвал ребенок. После этого роли меняются.
"Слушай и делай". Сначала взрослый с завязанными глазами выполняет команды ребенка. Затем роли меняются.
В игре "Прятки" заранее договариваются, где прятаться нельзя. Игра происходит при полумраке. Опять игра проходит с различными угрозами.
Существует комплекс игр, которые рекомендуется проводить в семьях, особенно там, где есть несколько детей, бабушки, дедушки.
"Проникновение и выход из круга" - взрослые и дети со сцепленными руками образуют круг. Все закрывают глаза и заявляют, что никто не проникнет в их царство. Играющие пытаются по очереди проникнуть в круг через одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует на заметный шорох, случайное прикосновение. Если кто-то пробрался в круг, то хлопает в ладоши, и теперь он должен выйти из круга. Цель: помогает устранить страх замкнутого пространства.
"Коридор" - родители или (и) дети распределяются на 2 лагеря. Образуется коридор, играющие изображают собак, встают на четвереньки напротив друг друга, начинают лаять, но оставаясь на цепи. Ребенок должен пройти бесшумно или шумно и быстро по коридору, схватить приз в конце и вернуться. Цель: устранить страхи нападения животных, боли, неожиданного воздействия, отчасти - замкнутого пространства.
"Кочки" - расставляются на расстоянии 1 шага (ребенка) стулья, повернутые в разные стороны. Сами стулья - это камни, выступающие из воды. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжить путь. Надо перейти на другой берег. Затем расстояние между стульями увеличивается. Взрослые и дети стоят по обе стороны, нагнетают обстановку, потом все участники игры встают на четвереньки по обе стороны стульев и пугают проходящих мимо, внезапно вскакивая, махая руками, издавая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками. Цель: преодоление страхов глубины и чудовищ, живущих в глубине.
Таким образом, игра - мощнейший инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя корректируют свое поведение и преодолевают психологические трудности.
Песочная терапия
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.
Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила волшебника.
Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Приложенные файлы


Добавить комментарий