Проект: `Уральские игры: вчера, сегодня, завтра`

ГО Богданович
МКУ «Управление образования ГО Богданович»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5


Областной краеведческий Конкурс-форум «Мы – уральцы»
конкурс: «Каменный пояс»
конкурсное направление: «Лики многонационального Урала»

Тема работы: Уральские игры: вчера, сегодня, завтра.


Автор: Брусницына Софья
ученица 8 класса МАОУ СОШ №5
город Богданович


Руководитель:
Ровная Анна Борисовна
учитель истории МАОУ СОШ №5
город Богданович

Валова Ирина Владимировна
учитель английского языка, руководитель школьного вожатского отряда «Пятерочка» МАОУ СОШ №5
город Богданович






2016
Оглавление


Введение
3-4

Уральские игры XIX-XX вв. в литературе.
1.1. Развлекательные игры
1.2. Игры, являющиеся частью обрядности
5-23
6-11
12-23

Игры детства наших бабушек и дедушек
24-33

Современные игры
34-37

Заключение
38-39

Список литературы
40

Приложения




















Введение

Игровая культура явление многозначное. В основе ее игра, действие, но в широком смысле слова в нее входит все, что создано людьми в этой области: снаряжение, сооружения (материальная сторона игровой культуры), всевозможные приемы, даже принципы, идеалы (духовная сторона). Коллективная игра оказывает большое влияние на формирование таких качеств характера, как смелость, выдержка, самодисциплина. Чрезвычайно важна она для развития образного мышления.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
К сожалению, игровая культура ни одного из народов Урала, включая русский, мало изучена. К ней только начали обращаться исследователи и организаторы культурно-досуговой работы, так как приходит осознание того, что без понимания ее невозможно представить народную культуру в целом.
Цель работы: Проанализировать, как изменялись игры Урала в XIX – XXвв., описать и сравнить современные и старинные уральские игры.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме
Изучить и отразить сведения учащихся восьмых классов по теме «Наши игры и игры наших предков»
Сравнить полученный результаты с результатами такого же опроса учащихся школы 10 лет назад.
Изучить уральские игры XX века с помощью опроса бабушек и дедушек учениками школы
Приобщить учащихся младших классов к старинным уральских играм
Исходя из поставленных задач мы:
Собрали и изучили литературу по данной теме
Провели опрос среди учащихся восьмых и вторых классов
Провели опрос среди бабушек и дедушек учащихся школы «Игры вашего детства»
Организовали «игровые перемены» с учащимися вторых классов с применением старинных уральских игр
Уральские игры вчера, сегодня, завтра Какие они? В своей работе мы постарались дать ответ на данный вопрос. А так же разобраться со следующими проблемами: чем же отличаются уральские игры, знают ли современные дети старинные уральские игры, играют ли в них? А главное на основе полученного исследования научить учащихся начальной школы этим играм.
Уральские игры подразделяются на развлекательные, не связанные непосредственно с трудовыми и обрядовыми процессами, и на праздничные, приуроченные к общественным и семейным торжествам. Таково основное представление об уральских играх, исходя из научной и развлекательной литературы. Таких взглядов придерживаются авторы Якуб С.К., Чагин Г.Н., Калужникова Т.И. В первой главе работы автор более подробно остановился на характеристике некоторых популярных игр, состязаний и забав русского населения Среднего Урала.
Во второй главе представлено авторское исследование, дополненное опросами по проблеме уральских игр, анкетированием и интервью со старшими поколениями, учащимися 8-х классов. А так же сравнение результатов с таким же опросом, проведенным 10 лет назад среди учащихся восьмых классов.
В третьей главе сделаны выводы и представлены конкретные этапы проекта вожатского отряда «Пятёрочка» по внедрению старинных уральских игр среди учащихся начальной школы.





Уральские игры XIX-XXвв. в литературе
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Одна из классификаций русских народных игр:
По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
С учетом возрастных особенностей
По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Уральские игры же чаще всего подразделяются на развлекательные, не связанные непосредственно с трудовыми и обрядовыми процессами, и на праздничные, приуроченные к общественным и семейным торжествам. Именно на данной классификации мы остановимся подробнее.

1.1. Развлекательные игры
Уральский мяч. Это своеобразный вид лапты, встречающийся во многих местах Среднего Урала. Играют 816 человек маленьким резиновым мячом (раньше играли мячом, скатанным из шерсти). На просторной площадке отмечают три параллельных линии примерно в 10 м друг от друга: линию бросания мяча, среднюю линию и линию обхода. Разделившись на две равных команды, бросают жребий, какая станет командой пастухов, а какой бросать мяч. Бросающие встают за своей линией, а «пастухи» расходятся по площадке. Один из игроков подкидывает над собой мяч и с силой бьет по нему рукой, направляя в сторону линии обхода. Тут же сам бежит к этой линии, а добежав, возвращается назад. Выбитый мяч «пастухи» стараются поймать и вернуть за линию бросания, пока бегущий еще не вернулся туда, тогда он должен остановиться на месте. Если бегущий проворней, то получает право снова выбивать мяч в поле. Но сначала выбивает мяч и бежит второй игрок его команды, потом третий и т.д. Постепенно все игроки, бросавшие мяч, Оказываются остановленными на месте. Тогда их собирают на особой линии, называемой мостиком из одного волоска. Эту линию проводят (не сплошь, а прерывисто) посредине между линией обхода и средней. Самый меткий из «пастухов» становится с мячом в руке на линию бросания и предлагает одному из остановленных игроков бежать в любую сторону. Тот бежит, а «пастух» кидает в него мяч. Если попадет, то все стоящие игроки становятся «пастухами», то есть водящими. В случае промаха команды остаются в прежних ролях, и игра продолжается.
Горелки. У этой игры много и других названий: Гори ясно, огарыши, разбегиши, разлуки и др. Горелки были одной из самых любимых игр русского народа. Участвовать могут 525 юношей и девушек (мальчиков и девочек).
Нужна лужайка, площадка длиной не менее 20-30 м. Выбирают водящего – горельщика. Остальные делятся на пары; обычно в паре – юноша с девушкой, мальчик с девочкой. Они берутся за руки. Парни становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди, в 3-5 м от первой пары, спиной к остальным играющим, стоит горельщик. Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
При словах «глянь на небо» горельщик смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с горельщиком, ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать. Горельщик гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только коснуться рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит Игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не поймал, он снова горит ловит следующую пару.
Бабки. Эта игра с некоторыми изменениями в правилах бытует среди русских около полутора тысяч лет. На Среднем Урале она известна еще под другими названиями кон, пристен, сака.
Для игры заготавливают бабки кости надкопытных суставов ног коров, свиней, овец. Русские Среднего Урала предпочитали коровьи бабки, как более крупные: в них можно попасть с расстояния до 30 м.
Начинают игру с установки нона в центре игровой площадки каждый играющий ставит по паре бабок. Их поочередно сбивают битком, который для большей тяжести заливается свинцом. Тот, кто поставил бабки последним, первым начинает бить. Иногда очередность играющих определяют другими способами: по жребию, считалке, уговору. Сбитые бабки подбираются, а биток остается на месте падения. Когда бросят все битки, но еще останутся не сбитые бабки, то добивают бабки битком, упавшим дальше других. После того, как собьют все бабки, игра повторяется.
Силен волен на городу стоит. Зимой подростки окружали кучу снега. Первый забежавший на вершину кричал: «Я царь горы!» И тут со всех сторон другие бросались на штурм горки. Каждый старался захватить ее, свергнув самозваного царя. Победителем считался тот, кто дольше продержится на вершине горы.
Юла. Игроки становятся в ряд. Один ходит вдоль ряда и стукает каждого (и себя) по голове с приговором. Каждое слово приговора совпадает с ударом по голове. На кого приходится последнее слово, тот и выходит. Не вышедший считается юлой, а вышедшие дразнят его: «Юлушка, юла, закаленная дыра!» Юла бросается на дразнящихся и старается кого-нибудь поймать. Как только это удается, кричит: «Пойман!» Все собираются в кучу, и самый бойкий спрашивает:
Где, юла, была?
На мельнице.
Чево молола?
Крупу да муку.
Чево нашла в крупе?
Ключ да пробой.
Куда положила?
В сени на полку.
Кто взял?
Сенька-рожок.
Кому дыру прожег?
На кого указывал юла, тот и становился водящим.
Золотые ворота. Из участников игры выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кому из них быть солнцем, кому луной. «Луна» и «Солнце» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие тоже берутся за руки и вереницей идут через ворота. Часто при этом поют песни. Когда через ворота проходит последний из идущих, они закрываются: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «Луны» или «Солнца». Тот выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова последний выбирает «Луну» или «Солнце». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки, на веревках, палках...
Капкан. Часть играющих изображает ворота, называемых на этот раз капканами. Стоя в парах лицом друг к другу они поднимают сомкнутые руки. Ворота открыты, пока играет музыка. Неожиданное прекращение музыки или другой сигнал (свисток, громкий хлопок) и капканы закрываются, то есть опускаются руки, задерживающие замешкавшихся.
Пойманные берутся за руки с другими участниками игры, образуя кружок из 34 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегал через капканы. Те закрываются снова я снова, пока не останется всего два-три не пойманных. Их чествуют как самых быстрых и ловких. Отмечают и самый большой, крепкий капкан.
Катание по шестам. Оно было широко распространено во многих местах Среднего Урала. Устраивали его не только русские, но и другие народы.
На склоне горы или специально нагребенного из снега и плотно утрамбованного бугра кладутся параллельно друг другу на расстоянии около 1 м два ровных, гладко обструганных шеста. Шесты в мороз неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вмерзли и стали скользкими.
Заливают и хорошенько раскатывают также площадку ниже по склону.
Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника, примерно одинакового по росту и весу. Напарники встают на шесты и при спуске поддерживают друг друга руками за плечи или за талию. Требуется согласованность действий, умение удерживать равновесие, чтобы прокатиться в самых удачных или самых комических позах.
Котел. Игра была широко распространена у русских и имела разные названия: лушси, шарик, мазло.
Играет обычно до 10 юношей или мальчиков-подростков. У каждого клюшка длиной до метра. По середине небольшой площадки выкапывается неглубокая ямка котел. Вокруг нее делают маленькие лунки. В них свободно может поместиться конец одной клюшки, но для второй уже не остается места. Число лунок равно количеству игроков без водящего. Он выбирается по жребию или путем метания клюшек (кто метнул ближе всех, тот водит).
Водящий берет деревянный шар и отходит в сторону, а остальные игроки становятся у лунок, опустив в них концы клюшек. Отойдя от круга в любую сторону на оговоренное перед игрой расстояние, водящий кидает шар, чтобы он катился или летел и попал в центральную ямку котел. Остальные игроки отбивают летящий или катящийся шар клюшками. Если он все же попадает в котел, то играющие должны поменяться друг с другом лунками. Но в это время водящий нередко успевает подбежать и занять своей клюшкой одну из лунок. Оставшийся без лунки меняется ролями с водящим.
Если шар был отбит и не попал в котел, водящий подбегает к нему и гонит его клюшкой по земле, стараясь закатить в котел и заставить игроков меняться лунками. Те же стремятся не пустить шар в котел, ударяя по нему клюшками. Бывает, что один или даже несколько игроков отбегают от своих лунок довольно далеко, угоняя шар от котла. Но при этом каждый из них должен следить, чтобы водящий, оставив шар, не побежал к лункам и не занял своей клюшкой лунку, оставшуюся без охраны. Тогда бывший владелец лунки становится водящим. Однако любой из оставшихся игроков может тоже подбежать к пустой лунке и занять ее своей клюшкой, опередив водящего. Две клюшки одновременно в одну лунку ставить нельзя. Поэтому опоздавший бежит к другой освободившейся лунке, но если и тут опоздает, то идет водить. Так, с постоянной сменой водящих, игра может продолжаться столько, сколько решат участники.
Стрельба. Мишенью служила шкура козла или барана. Целясь из лука в такую мишень, дети воображали себя настоящими охотниками. В зависимости от возраста стрелка устанавливалось расстояние до мишени. Стреляли строго по очереди под наблюдением судьи. Побеждал тот, кто попадал в мишень большее число раз при одинаковом для всех количестве стрел. Учитывалась и точность попадания. Наилучшими считались попадания в грудную часть шкуры. Традиционной наградой были кожаные ремни. [8, с.102-105]


























1.2. Игры, являющиеся частью обрядности
Зимние святочные игрища устраивали в специально для этой цели откупленных избах, куда по вечерам собиралась молодежь. На вечерках играли также в традиционные народные игры. Отличительной особенностью многих святочных молодежных песен, плясок и игр является завершение их поцелуем (неслучайно они получили название “поцелуйных”), что отражало с одной стороны, древнейшие представления о связях человека и природы, о возможностях через отношения воздействовать на плодородие земли, плодовитость скота, с другой – была своеобразной ритуальной подготовкой молодежи к браку и рождению детей. Приведем описание нескольких молодежных святочных игр.
Дрёма. Парень сидит на стуле, девушки ходят вокруг него с песней “Сидит дрёмушка на стуле”. По окончании песни парень Дрёма выбирает девушку и целует её. Девушку выкупает у Дрёмы другой парень и тоже целует её. Затем выбирают нового Дрёму, и игра повторяется. (Каменский р-н, архив УГК).
Топалка. Девушки сидят в избе кругом и поют
Не дивуйтеся, добры люди,
Что жаниться я хощу.
Здесь компанья, девис много,
Я жону себе найду.
Я возьму за праву руку,
Круг налоя обведу,
Поселую да уйду.
В центре круга парень. Во время исполнения песни к нему выходит девушка, топает ногой, и они шествуют парой по кругу. По окончании песни парень целует девушку и покидает круг. Запевают новую песню. К девушке подходит другой парень. Игра возобновляется. Если над парнем хотят посмеяться, ему поют:
Таракан, ты, таракан,
Таракан запещной,
Из-за пещи не лепещи,
Пойди, выйди, поселуй. (Алапаевский р-н, архив ОДФ).
Топалка (вариант). Девушка сидит на стуле, парень подходит, топает ногой, садится рядом и три раза целует её. Девушка уходит, ей на смену приходит другая. Игра повторяется сначала. При этом поют:
Горю, горю на камешке,
Горю на горющем,
Тону, тону в колодсе,
Тону во глубоком.
Кто меня сполюбит,
Тот меня и сменит,
Три раз поселуёт.
(Алапаевский р-н, архив ОДФ).
Золото. Девушки и парни садятся кругом. Одна девушка, стоящая в круге, снимает кольцо и незаметно отдает его одному из сидящих. В это время поют песню “Уж я золото хороню”. По окончании песни ведущая топает ногой и выкрикивает: “Золото!”. Тот, у кого находится кольцо (“золото”), выскакивает в круг и целуется с ведущей. Если кто-то из участников игры успевает дотронуться до обладателя “золота”, то игру продолжает прежняя ведущая, если же нет то “золото” остается в круге, и игра начинается снова. (Березовский р-н, архив УГК) [5, с.12-13]
Медведь в гостях. В Святки хозяин заводил в дом «медведя», роль которого исполнял человек, одетый в вывороченную шубу, головной убор был под вид настоящей головы животного. «Медведь» изображал, как дрова рубят, воду носят, печку топят, огород вспахивают (например, в деревнях по рекам Косьва и Яйва Соликамского уезда). Обязательно играл на гармошке и плясал, что вызывало всеобщее веселье. Постепенно к нему присоединялись все присутствующие. Когда образовывался круг, «медведь» требовал целоваться.
Кольцо хоронить. Молодежь собиралась в доме, предназначенном для святочных игрищ. Одного из парней отправляли в сени, а кольцо прятали у кого-нибудь из играющих. Заходил парень в избу, искал кольцо. Все присутствующие пели, и если ищущий оказывался близко к кольцу, то пели громче.
Мигалка. Игра проходила в игровом доме. Девушки подмигивали парням. Когда парень подбегал к девушке и выяснялось, что она ему не подмигивала, он уходил огорченным. Приходилось подмигивать снова. Когда наблюдения парня совпадали с действиями девушки, молодые целовались.
Покойники. Парня заворачивали в белый холст, клали на лавку. Ходили вокруг него и прощались. Лежащий мог кольнуть шилом кого-нибудь из проходящих. В конце игры он вскакивал и плясал. Или парень ложился в деревянное русло (корыто). Русло заносили в избу и ставили на лавку. Другой парень покрывал плечи рогожей, в руке держал старый лапоть с углями, своим видом напоминая попа в ризе и с кадилом. Присутствующие ходили вокруг и пели: «Покойничек, покойничек, умирай во вторничек. Стали гробичек тесать, он соскочил, давай плясать». Снаряжали лошадь и везли русло с покойником на кладбище. Увозили и привозили обратно. [8, с.105-106]
“Ну, и были ето вещёрки раньше. Девки, робята скупят каку-нибудь стару избу, и тут делали всю нидилю – пели писни, в гармошку играли. Покойников возьмут... Какого-нибудь покойника состроят и принесут. Вот щё было – покойника кадили. У нас был один такой щудак в деревне тутока. дак он ето такой любитель был на ето... Он ходит, как поп поёт в серкве, так и он ходит наокруг. Какой-нибудь гроб сделают, ходит, поёт да кадит”. (Алапаевский р-н, архив ОДФ). “А в Новый год покойника носят на вещёрки. Оболокут одного мужика во всем белом да на вещёрки-то и придут. Дак все убегут, кому куды любо, боятся. А он соскощит со бремя-то и нащнёт тебя шшипать. Дак рёву-ту сколькё!” (Алапаевский р-н, архив ОДФ).
В основе обычаев ряжения и маскирования – идея перевоплощения человека в какое-то иное существо. В святочных играх в покойники воплощалась мысль о возрождении через преодоление смерти. Игра проходила весело. О ней часто рассказывают старожилы многих мест Среднего Урала. [5, с.9-10]
На Среднем Урале масленичные обряды, обычаи, игрища представлены достаточно полно и разнообразно. Это катание с гор и на лошадях, обычаи в честь “новожёнов”, проводы Масленицы и масленичное “прощение”, ряжение и поминание усопших.
Катание на санях с ледяных гор – «катушек», этими игрищами начинались масленичные увеселения. Катушки делали высокими, полагая, что чем выше гора, тем длиннее уродится лён. В Полевском районе по обе стороны катушек устанавливали ёлки, украшенные свечами. «Самое веселье – горки, они на реке были, высоченные, несколько метров, отдельно горка для взрослых, отдельно для детей. Сани сами делали: бралась скамеечка маленькая, её водой поливали несколько дней подряд. Толстый слой льда получался”. (Полевской р-н, архив УрГУ). В Богдановичском районе при скатывании с гор в руках держали “стаги” длинные палки с закрепленной на их концах зажженной соломой. Когда солома гасла, стагу выбрасывали. Во время катания с гор девушки садились на колени к парням (а иногда и наоборот), скатившись, целовались. На катушку приходили и “новожёны” (“молоды”), вместе справлявшие первую Масленку. Особенно весёлым катание с гор было в воскресенье, которое получило название “целовника” (“соловника”).
Проводы масленицы. В течение трех последних дней масленичной недели (с пятницы по воскресенье) провожали Масленицу. “Соломы навяжут, сделают щеловека, снарядят ево. В брюки соломы набьёшь, кальсоны сперва, а брюки на кальсоны наденёшь. Рубаху, лапти обуёшь, вместо головы шляпу или шапку. В санки ево железныё посадят, зажгут на прошшаньё и покатят по катушке”. (Красноуфимский р-н, архив УГК). “На Масленицу женщины и мужчины соберутся, пугалом соломенным оденутся (Масленкой), шляпы соломенные оденут. Сядут на сани, смеются, едут и чудачат, кричат: “Масленка прошла!”
Катание на конях. Сряжают лошадь: гужи с соломой, ботало вешают на дуги и на сани. Это чтоб смешнее было. Чучело из соломы делают. Все с горы съезжают и провозят чучело несколько раз из конца в конец, а потом увозят. И песни поют, чтоб лето урожайное было. (Полевской р-н, архив УрГУ).
Масленичное ряжение на Урале было также посвящено божеству праздника.
“Масленкой какой-нибудь мужик соберётся, такой, поздоровше который, надрать чтоб сумел. Напластат и всё, не убежишь-то. Её соберут, лисо ей закроют, в руки ей метёлку, к заднисе привяжут хвост и мощала. Она бегат, матлет хвостом, метёлкой дерёт всех”. (Шалинский р-н, архив УГК). “На лошадь наденёт штаны, на передни-то ноги. Красны штаны наденёт на её, робятишок посадит в коробок, они едут писни поют, робятишка-то. А она-то мутовило возьмёт, пряжу мотаёт, а то вяжет щё-нибудь едёт из мощала. К дуге веник привяжет, на лошадь штаны наденёт. Маленьких робят обманывали: “Вон, вишь, Масленка идёт”. (Алапаевский р-н, архив ОДФ).
Четверг праздничной недели, открывавший широкую Масленицу, не случайно назывался “разгульным”. С этого дня начинались масленичные игрища, носившие обычно характер состязаний, боев и т. п. Таковы, например, кулачные бои и взятие снежных городков, получившие широкое распространение и на Урале.
Кулачные бои. “Сперва, с первых дней идут робятишка. “Ты куда идёшь?” спрашивашь. “На кулащки”. А как дня три взрослыё мужики дерутся... Как догонят до нашей серквы, километра два отгонят это урожайный год будёт, а как вниз погонят неурожайный”. (Верхнесалдинский р-н, архив УГК).
Овладение снежной крепостью. Такое состязание изображено на картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Приурочивалось оно к последним дням масляной недели. Смысл его состоял в противоборстве двух партий бойцов, одна из которых защищала возведенную накануне изо льда и снега крепость, другая штурмовала ее.
Взятие снежного городка в поселке Колчедан бывшего Камышловского уезда на рубеже ХIХ-ХХ вв. описано в сборнике И. Я. Стяжкина “Народная литература Камышловского уезда”: “Часов с 12-1 часу дня ставятся на реке Исети козлы или кладутся два снежных столба, поверх их доска. Это город. Парни и мужики покупают платок для города и водки. Около часов 2-3 около города собирается публика, подъезжают верхом охотники взять город. На ворота (на доску) взбирается мужик с трещоткой, который и пугает лошадей. В это время охотникам разрешается скакать в ворота под звуки трещотки и под крик народа. Все готово. Заправилы привязали платок к палочке, воткнули ее в правый снеговой сугроб на такой высоте, чтобы можно схватить платок на всем скаку лошади.
. . . Всадники... помчались друг за другом. Затрещала трещотка. Всадники мчатся к городу, лошади пугаются большого скопления народа, звуков трещотки сбрасывают с себя седоков плохоньких. Публика бросается на седоков, пытается стащить их с лошадей и намыть в снегу. Редкому седоку удается уехать ненамытому снегом. Схвативший платок считается “взявшим город”. Он герой дня”
Обычай взятия снежных городков запечатлен и в современных записях. “Делают из снега город. Молодухи приходят в город и вешают натычку свои платки. А вечером город ломают. “Богатый купец” покупает город и начинает на лошади ломать. А платки с тычки убирают и развозят молодухам.Богатый платит деньгами тем, кто строил город. Сломают в своей деревне едут в другую. (Слободо-Туринский р-н, архив УрГУ)
В сообщении из-под Тюмени конца ХIХ в. говорится, что там на р.Ница или на слободской площади «складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых прокладываются два столба», поверх них «кладется также из снега или льда дугообразная перекладина». Все это тщательно заливали водой, «чтобы крепче стояли». На столбах и перекладине с лицевой стороны делали узоры, выкладывая их углем, а верх ворот украшали вылепленными из снега скульптурами птиц, зверей и людей. В центре крепости ставили длинный обледенелый столб, на вершину которого клали приз для победителя. Брали крепость ломали город, прорываясь в ворота на тройке лошадей «сквозь живую стену народа». После взятия «города» его разрушали. Бывало, что вместо штурма кто-либо «покупал» «город» у его строителей и отдавал на разрушение публике.
По известию из Воткинского завода, на верхней площадке «города» водружали шест с бумажным флагом. Наверху был городничий, который защищал «город» от нападения «Масленицы». Он был вооружен «прутом, веником и горстями табаку», который сыпал в глаза нападающим. Партия «Масленицы» состояла из двух-трех десятков пеших мастеровых во главе с «генералом». Последний был «плотный мужчина, краснощекий, с усами и бородою в треугольной шляпе с мочальным султаном, в старом мундире с лентою через плечо... с бумажными орденами и звездами на груди, с обнаженною деревянною шпагою в руках». Генерал перед штурмом «устанавливал свое войско в боевой порядок». Обе стороны начинали атаку по определенному сигналу команде голосом, свисту, звуку трубы. Задача нападающих состояла в том, чтобы взобраться на вершину башни, пленить городничего и захватить флаг «взять город».
Взятие городков и кулачные бои иногда связывают с мотивами уничтожения зимы и вообще всего отжившего, однако с течением времени они приобрели развлекательный смысл. [5, с.14-16]
Лодка. Малый шитик речное судно для перевозки грузов ставили на сани с длинными полозьями и подсанками, на шитике были мачта и шалаш из рогожи, дно устилали ржаной соломой. В этот «челн Стеньки Разина» запрягали 56 лошадей, всех их укрывали попонами с головой, только одна лошадь с седоком оставалась непокрытой. Такой сказочный экипаж весело кочевал из деревни в деревню. Далеко было слышно пение поезжан: «Из-за острова на стрежень ...» Такая игра дольше всего сохранялась в деревнях по р.Чусовой. Другой вариант этой игры: «В лодку запрегали лошадь. Верёвки привяжут и запрегут в лодку её. Сам воды нальёт в ету лодку, соломы наложит, а сам сидит навершной. Едёт. Какой-нибудь дурак навернётся раз в лодку, а в лодке-то вода. Вот и гледишь смех всё. Вот тебе и Масленка”. (Алапаевский р-н, архив ОДФ).
Гусары. И. Я. Стяжкиным зафиксирована также масленичная игра “Бусары” (“гусары”), которая заключалась в том, что “полк бусар” разъезжал по домам своих товарищей, у каждого дома выполнял шуточные военные команды своего командира, за что получал от хозяев угощение пирогами, пивом и водкой. Игра сопровождалась пением проголосных песен.
Об этой игре исследователям рассказывали в деревнях Зауралья. В последний день масляной недели молодые ребята собирались в группу до 4050 человек. Съезжались не с одного села, но и из ближайших деревень. Одевались в красные рубашки, плисовые шаровары, сапоги, опоясывались длинными с кистями гарусными поясами; все были в перчатках и с нагайкой в руке. На голову надевали шапку, обшитую разноцветными ленточками.
Командир гусар одевался в вышитый чиновничий мундир, грудь украшал медалями. Он разъезжал на тройке со стражниками в солдатских шинелях, с соломенными жгутами в руках. Гусары ездили по домам, где их угощали пирогами, пивом и водкой. При въезде в ограду по команде гусары маршировали, строились в ряды, ползали на четвереньках, ходили по гусиному вприсядку. Если гусар не выполнял приказ или выполнял его не точно, такого наказывали жгутами и оставляли без угощения. По улицам разъезжали с песнями. Вечером брали снежные крепости. [8, с.106-107]
Встреча весны. На время Великого поста приходится и первый собственно весенний праздник встреча весны, происходившая в разные числа марта, чаще всего 9 марта, в день весеннего равноденствия и “сорока мучеников” (на «сороки»). На Среднем Урале ее отмечали обрядом закликания птиц, во время которого дети, забравшись на деревья, заборы, крыши и подбрасывая выпеченных из теста “куликов”, исполняли песенки-заклички. [5, с.18]
Встреча плишки. Плишкой называли на Урале трясогузку. Когда она прилетала, шли на поля с пивом и хлебом, разводили костер, веселились, пели песни. Обязательно прыгали через костер. Игровые действия носили закликательный смысл: плишку надо было задобрить, чтобы птица принесла хорошую жизнь. Выкапывали ямки и в них сливали остатки пива. Согласно древним представлениям, пиво являлось жертвоприношением земледельцев. Возвращались по домам с песнями и плясками. Праздник встречи плишки можно наблюдать и в наши дни. [8, с.107-108]
Пасха. В народном календаре нашла воплощение и христианская Пасха, наступавшая по истечении Великого поста. Любимыми пасхальными развлечениями были игры и «качули»
На Пасху играли в яйца, которые на Среднем Урале чаще всего красили в красный цвет, связанный в языческой символике с образом солнца, а в христианской с кровью Христа. «Яйца красили и играли в них. Кладёшь их парами. Вот пара лежит берёшь мяч, не круглый, а вот такой (показывает небольшой овальной формы.), катнёшь... Вот мы пара с тобой. Ты катнула выиграла. И я катнула выиграла. Потом делим. Много выиграешь, всё в подол. Я играю, а напарница кричит: “Ехал зять, велел взять”, чтоб выиграть. А то, бывало, катаешь, а кто мимо идёт, пошутит: “Ехал Тима, велел мимо”, это для проигрыша”. (Полевской р-н, архив УрГУ).
Качели («качули»). Взрослая крестьянская молодежь собиралась на общественных качелях. Для детей их устраивали во дворах. Место у качелей превращалось в центр молодежных игрищ и хороводов. Сюда приходили нарядными, с гармошкой, балалайкой, пели длинные песни, угощали друг друга сладостями. Ребятам, сооружавшим качели, приносили в дар крашеные яйца. В качании на качелях видится обряд очищения весенним воздухом, а в высоком взлете и прыжках на доске магический символ, сулящий плодородие. На Среднем Урале на качелях развлекались в разное время года, но чаще в масленую и пасхальную недели.
Дети качались во дворах, а молодежь на “общественных” качелях, сооружаемых парнями где-нибудь в конце деревенской улицы. Обычно девушки качались вместе с парнями, качание сопровождалось поцелуями и пением длинных частушек. На качели приходили и семейные пары, чтобы полюбоваться на молодежь, попеть песни, частушки, послушать игру гармонистов и балалаечников. Считалось, что чем выше взлетают качели, тем длиннее уродится лен. На Среднем Урале Пасха обычно открывала сезон весенних хороводов, который длился до заговенья на Петров пост. [5, с.18]
О долгие лишны. Для игры девушки становились парами. Одна оказывалась лишней, то есть без пары. Она становилась впереди пар спиной к ним. Пара, стоящая сзади, разбегалась в стороны и стремилась встать впереди всех. Лишняя пыталась поймать одну девушку из пары и с ней стать впереди. Лишней оказывалась потерявшая пару девушка. Пара, из которой не была поймана ни одна девушка, становилась впереди, а лишняя в этом случае продолжала шарить, то есть ловить девушек из вновь разбежавшихся пар.
За последние десятилетия многие народные игры и развлечения забыты современной молодежью. Но есть места, где старинные игры включаются в народные праздники. [8, с.108]
Бояре. Игра в свадьбу. Участники встают двумя шеренгами лицом друг к другу. Попеременно выступая шеренгами вперед, “княгини” и “бояре” ведут диалог:
- Бояре, вы защем пришли? Молодыё, вы защем пришли? Ой, княгини, мы невест смотреть. Молодые, мы невест смотреть...
В конце песни забирают себе одну из девушек, после чего следует второй раздел песни:
- В нашем полке убыло, убыло. В нашем полке прибыло, прибыло...
Проулочек. Девушки встают в два ряда лицом друг к другу. Начиная с одного края, отделяется по девушке с каждой стороны. Они обходят стоящих и встают на свое место. Вслед за ними идут следующие две девушки, рядом стоящие, и т. д. Во время игры поют песню: “Ты не стой, не стой, колодес”
Царь и царевна. Игра исполняется под песню “Ходил сарь” и представляет собой разыгрывание ее содержания в лицах. “Круг большой девок, вот парень выйдёт, девушку возьмёт каку-нибудь с кругу-ту, и вот стоят. Когда поют “Скок ни, саревна, скокни, горда”, она скокнёт, когда “Роспростись, саревна, роспростись, горда”- роспростится. Она остаётся, он уходит. А потом она уж выбират”. (Каменский р-н, архив УГК).
Прощание с весной отмечалось на Среднем Урале через неделю после Троицы, в заговенье на Петров пост обрядом проводов Костромы.
Кострома распространена на Среднем Урале как игра с песенкой, в которую играли подростки весной, как только сойдет снег. Эта игра, утратив магический смысл былого обряда, сохранила в трансформированном виде его отдельные элементы: мотив “поминочек по Костромушке”, объединение “поминочек” и пляски. «В школу ходили, примерно в щетвёртый-пятый класс, в основном в нащальные классы, играли, по воскресеньям собиралися. Все играли девощки и мальщики, но пощему-то Кострома всегда была девощка. Скамейку ставили, там, так садили вприкукорки, если нету... ну, играли на воздухе, дак... Она и ложилася, она и сидела, но в основном сидела наприкукорки, но ведь мы играли на поляне, дак какие там скамейки. Ну, и вот нащинам петь:
Кострома, ты, Кострома,
Моя Костромушка,
Ой, будем по Костромушке
Поминощки носить.
Кисель да блины да
Каша масляная,
Каша масляная да
Ложка крашеная.
(Ишшо коло неё щеловек, одна девушка там.)
Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Приоденьте меня,
Приокутайте.
С Серёжки кафтан,
С Федоры сарафан,
А с красных-то девушек
По лентощке.
Вспомнила: там, как она ходит, собират кто шаль, кто платок... Девушка вторая собират, всё на руку ложит, там, то платки, то гребёнку, но в основном одежду... платощек... Всё на её надеват, надеват, надеват. А она всё поёт: “Мне не так тепло, мне не так студено. .“ А потом:
Не пора ль, Кострома,
Нам подарки дарить?
И опеть в обратную запели, опеть раздавать стала она ету... ети... Вот консовку ту не помню, каки слова, думала, думала... Обратно раздавали. А потом она плясала, вызывала... Кого вызовет, знащит, тот на её место встаёт. Плясали под ету: “Кострома, ты, Кострома”, пощаще запоём...” (Каменский р-н). [5, с.21]













Игры детства наших бабушек и дедушек
Данный вопрос не отражён в литературе, для того, чтобы подробнее узнать об играх наших бабушек и дедушек, мы провели опрос среди учащихся восьмых классов.
Учащимся нашей школы, представителям вожатского отряда «Пятёрочка» было дано задание: провести опрос своих бабушек и дедушек с целью узнать, в какие игры те играли в детстве. А так же провести анкетирование среди учащихся восьмых классов, с целью узнать какие старинные игры они знают, и в какие игры они играли или до сих пор играют. Кроме того 10 лет назад на базе нашей школы среди учащихся восьмых классов так же проводилась анкета в какие игры учащиеся этих классов играли или играют, было очень интересно сравнить результаты 2006 и 2016 годов, а так же сделать выводы.
Результаты опроса 2006 года:
Таблица №1
Старинные игры
(игры, в которые играли
наши бабушки и дедушки)
Кол-во
Современные игры
(игры, в которые играли или играют
учащиеся восьмых классов)
Кол-во
Итого:
Игры, перешедшие от бабушек к внукам

Чижик
1
Классики
3
Казаки-разбойники

Лапта
11
Компьютер
3
Ляпки

Казаки-разбойники
12
Вышибалы
4
Вышибалы

Ляпки
10
Дочки-матери
5
Цепи кованные

Классики
3
Прятки
10
Классики

Скакалка
2
Жмурки
1
Салки

Верёвочка
1
Чехарда
3
Ловись рыбка (рыбалка)

Городки
8
Футбол
2
Футбол

Вышибалы
7
Мигалки
2
Хоккей

Челночек
1
Догонялки
1
Резиночки

Горелки
4
Цепи кованные
5
Козёл

Чика
1
Ручеёк
3
Прятки

Голубки
1
Палочки-выручалочки
2
Скакалка

Салки
2
Ляпы
13
Ручеёк

Ловись рыбка
1
Казаки-разбойники
6
Фанты

Иголку искать
1
Море волнуется
1
Жмурки

Тяни-толкай
1
Фишки
1
Волейбол

Футбол
1
Горячая картошка
1
Чёртик

Хоккей
3
Домино
1


Резиночки
1
Хоккей
1


Классики
3
Резиночки
2


Чёртик
1
Чёртик
1


Зарница
3
Мышеловка
1


Волк и овцы
1
Имена и города
1


Пустое место
1
Морской бой
2


Штандер
1
Баскетбол
1


Прятки
15
Четыре квадрата
1


Цепи кованные
2
Крестик-нолики
2


Ручеёк
1
Глухой телефон
2


Гуси-лебеди летели
1
Сломанный телефон
1


Секретики
1
Салочки
1


У меня, у меня, у меня!
1
Волейбол
1


Домовой
1
Царь горы
1


Пробки
1
Чай-чай выручай
1


Фанты
2
Уголки
1


Мы идём на вас
1
Рыбалка
1


Стёклышки
2
Утки-охотники
1


Бабки
1
Одно касание
1


Третий лишний
1
Фанты
1


Ножички
1
Царь картошка
1


Козёл
2
Козёл
1


Колечко (кольцо хоронить)
2
Скакалка
1


Догонялки
1




Жмурки
4




Ладошки
1




Конфуз
1




Волейбол
4




На момент 2006 года учащиеся восьмых классов назвали и описали 47 игр, в которые играли их бабушки и дедушки, и 42 игры, в которые они играли сами, но только лишь 18 названных старинных игр остались в списке современных.
Результаты опроса 2016 года:
Таблица №2
Старинные игры
(игры, в которые играли
наши бабушки и дедушки)
Кол-во
Игры, в которые дети играют сейчас
Кол-во
Итого:
Игры, перешедшие от бабушек к внукам

Зарница
1
Minecraft
7
Догонялки

Чехарда
8
Серия игр Counter-Strike
9
Прятки

Арбузики
1
Mafia и/или Mafia II
2
Карточные игры

Догонялки (Ляпы)
13
Серия игр The Sims
14
Вышибалы

Прятки
14
Квесты
1
Зарница

Чуханка
4
Deadwalk: The Last War
1
Блинчики

Чертик на колесиках
1
Догонялки
6
Настольные игры

Десяточка
3
Тавда
1
Рыбак и рыбка

Резиночка
12
Зарница
1
Море волнуется

Сосна
1
Серия игр Fallout
3
Выше ноги от земли

Стеклышки
1
Серия игр The Elder Scrools
2
Ручеек

Ручеек
5
Серия игр Tomb Raider
1
Казаки-разбойники

Дочки-матери
10
Hotline Miami
1
Резиночка

Магазинчик
1
Spore
2
Пионербол - волейбол

Карточные игры
5
The Walking Dead
2
Дочки-матери

Стеночки
1
The Last of Us
1
Классики

Лапта
3
Карточные игры
3
Чуханка

Крышечки
1
Футбол
2
Съедобное-несъедобное

Фишки
5
Настольные игры
1


Глухой телефон
8
Вышибалы
3


Классики
5
Agar.io
1


Чика
4
Прятки
7


Коллекционирование
1
Серия игр The Witcher
1


Третий лишний
1
Серия игр Grand Theft Auto
Серия игр Grand Theft Auto
14


Настольные игры
4
Life Is Strange: Season One
1


Горячая картошка
3
Серия игр Тачки
1


Бабкины панталоны
3
Warface
1


Кашка-ромашка
1
Бадминтон
1


Пионербол
1
Съедобное-несъедобное
1


Сосиска
1
Счастье
2


Царь горы
2
Жмурки
1


Акула
1
Дочки-матери
2


Козел
1
Классики
3


Чайники
1
Цепи кованые
1


Школа
1
Чертик и арбузы
1


Морской бой
1
Резиночка
4


Море волнуется
2
Волейбол
1


Рыбак и рыбка
1
Казаки-разбойники
1


Вышибалы
5
Блинчики
1


Блинчики
1
Чуханка
1


Колечко-колечко
2
Танки Онлайн
3


Лягушка
1
Серия игр Madagascar
1


Вы поедете на бал?
1
Домовенок Кузя
1


Выше ноги от земли
1
State of Decay
1


Стеночки
3
Left 4 Dead и/или Left 4 Dead 2
1


Прыжки через костер
1
Dead Island
1


Куклы
1
Гонки
2


Машинки
1
Стеночки
6


Казаки-разбойники
2
Вирус
2


Бутылки
1
Ручеек
1


Кулачки
1
Clash of Clans
2


Ножечки
2
Серия игр Far Cry
2


4 квадрата
1
Десяточка
2


Камень, ножницы, бумага
1
Бабкины Панталоны
1


Чики-брики
1
Серия игр Fifa
1


Скакалка
3
Poker
1


Сечки
1
Digger Online
1


Краски
3
Серия игр DotA
4


Кино
1
Выше ноги от земли
1


Съедобное-несъедобное
1
Море волнуется
1


Слоники
1
4 квадрата
1


Города

Морской бой
1




Рыбак и рыбка
1




World of Tanks
1




Три пятнадцатых
1




Зеленые домики
1




Копатель Онлайн
1


На момент 2016 года учащиеся восьмых классов назвали и описали 62 игры, в которые играли их бабушки и дедушки, и 67 игр, в которые они играли или играют сами, но 32 игры из перечисленных являются компьютерными, и лишь 30 подвижными. Так же как и 2006 году лишь 18 названных старинных игр остались в списке современных, и только две из них прятки и догонялки набрали более пяти голосов.
Исходя из данных анкеты учащихся 8 классов и опросов, проведённых среди старшего поколения, можно сделать следующие выводы: за 10 лет количество подвижных игр среди учеников значительно уменьшилось, подавляющее число детей данной параллели играют лишь в компьютерные игры. Различные компьютерные игры были названы 84 раза, для сравнения в 2006 году лишь 3 раза, из подвижных игр, перешедших от старшего поколения среди учеников 8-х классов популярны лишь прятки (7 голос) и догонялки (6 голосов). Ниже приводится сравнительная таблица самых популярных игр 2006 и 2016 года (игры названные более пяти раз).
Таблица №3
2006 год
2016 год

Старинные игры
(игры, в которые играли
наши бабушки и дедушки)
Современные игры
(игры, в которые играли или играют
учащиеся восьмых классов)
Старинные игры
(игры, в которые играли
наши бабушки и дедушки)
Игры, в которые дети играют сейчас

Лапта
Дочки-матери
Дочки-матери
Minecraft

Казаки-разбойники
Казаки-разбойники
Ручеек
Серия игр Counter-Strike



Резиночка


Городки
Цепи кованные
Чехарда
Серия игр The Sims

Ляпки
Ляпки
Догонялки (Ляпки)
Догонялки (Ляпки)

Прятки
Прятки
Прятки
Прятки

Вышибалы

Вышибалы
Серия игр Grand Theft Auto



Глухой телефон




Классики
Стеночки

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что на сегодняшний день среди детей сохранились такие игры, как прятки и догонялки (ляпки), но ушли в прошлое такие замечательные игры, как: вышибалы, казаки-разбойники, дочки-матери, лапта, чехарда, классики, резиночки и т.д.
Ниже приводится описание наиболее популярных игр среди наших бабушек и дедушек (были названы более пяти раз), это: прятки, городки, вышибалы, ляпы, казаки-разбойники, лапта, дочки-матери, ручеек, чехарда, глухой телефон, классики, резиночка.
Прятки. В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа). Другие в это время прячутся. Досчитав до 100, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать "раз-два-три-четыре-пять, я иду всех вас искать". Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, коснуться рукой стены и сказать "чека" ("зачекать" его). Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого зачекали первым, а если не зачекали никого - тот же, что и в прошлый раз. "Прятаться" за спиной или рядом с водящим нельзя.
Городки. Правила игры в городки просты и доступны каждому. В набор входят две биты и пять городков - цилиндрических столбиков из дерева. Площадка, на которой устанавливаются городки, называется "город". Ранее, до 1923 года, каждая команда сама для себя устанавливала правила игры, но с 1923 года были приняты единые правила, согласно которым площадка ("город") должна быть размером 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее ("кон") - 13 м, ближнее ("полукон") - 6,5 м; длина городков - 20 см, диаметр их - 4,5-5 см; длина биты - не более 1 м.
Начинается игра с кона - дальнего расстояния. Если с кона удаётся выбить хотя бы один городок, то дальнейшие броски делаются уже с полукона - ближнего расстояния. Выбитым считается тот городок, который полностью вышел за пределы квадрата, но не за переднюю его линию - в этом случае городок считается не выбитым. Одна партия состоит из 15 фигур: "пушка", "звезда", "колодец", "артиллерия", "пулеметное гнездо", "часовые", "тир", "вилка", "стрела", "коленчатый вал", "ракета", "рак", "серп", "самолет", "письмо". В этой последовательности их и выбивают. В игре могут участвовать как два соперника, так и целые команды.
Перед началом игры, чтобы определить того, кто стартует первым, проводится жеребьёвка. Если игра командная, то следующая команда вступает в игру после того, как каждый член предыдущей пробьёт по две биты. Побеждает та команда, которая выигрывает две партии подряд. Если счёт "ничья" назначается третий поединок.
Вышибалы. На земле проводятся две параллельные черты, между ними располагаются играющие. Двое водящих находятся снаружи, каждый со своей стороны. Водящим заходить за черту нельзя! Далее водящие перебрасываются мячом (можно двумя), стараясь попасть в кого-нибудь из играющих. Тот, в кого попадут выходит из игры. Когда остается один из играющих, водящие пытаются "вышибить" его с такого количества попыток, сколько тому лет. После этого все начинается сначала, а водящими становятся двое последних вышибленных играющих.
Ляпы. Один из играющих водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
Казаки-разбойники. Дети разбиваются на две команды: команду казаков и команду разбойников. "Разбойникам" надо за определенное время спрятаться самим на оговоренной территории и спрятать "клад": какую-то игрушку, предмет, конфету. После этого "казаки" разбегаются по двору в поисках всех "разбойников" и "клада". Чтобы сбить с толку и запутать "казаков", "разбойникам" разрешается рисовать на заборах, асфальте и стенах стрелки. После удачных поисков команды меняются местами.
Лапта. Лапта русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
Правила игры
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 510 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Вариант. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим. Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
Дочки-матери. В игре "дочки-матери" дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи.
Резиночки. Правила просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
резиночка на уровне щиколоток держащих;
резиночка на уровне колен;
резиночка на уровне бедер;
резиночка на талии;
резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее.
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Классики. На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
Глухой телефон: В этой игре начинающему нужно на ушко соседу сказать любое слово, а тот сосед передает дальше и так до конца, а в конце последний человек говорит, что ему передали.
Ручеек: Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
Чехарда. Чехарда - игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. В игре могут участвовать два и более игроков. Все играющие становятся на расстоянии примерно пяти шагов друг за другом. Затем они, опираясь на на одну согнутую в колене ногу, нагибаются, кроме последнего. Последний участник, с разбега, по очереди, перепрыгивает через других играющих. Он может помогать себе, опираясь руками об их спины. В ходе игры, чтобы усложнить задачу тех, кто перепрыгивает, участники постепенно выпрямляются. Кто успешно перепрыгнул - встает впереди. Выбывают из игры те играющие, которые не смогли перепрыгнуть.


Современные игры
В 2006 году, проводя первоначальное исследование, мы задались вопросом: «Знают ли современные дети игры своих предков? Останутся ли эти игры в жизни будущего поколения?» Эти вопросы остались актуальными и на сегодняшний день. Для того, чтобы ответить на них, мы использовали анкету 2006 года для учащихся вторых классов и сравнили эти результаты с результатами опроса нынешних третьеклассников. В анкету входят следующие вопросы:
Какие старинные русские народные игры вы знаете?
Таблица №4
Варианты ответов
Итого в 2006 г
Итого в 2016 г

Салки
10
3

Ручеек
2
18

Горелки
3
2

Прыжки через костёр
9
0

Карты
1
4

Колечко
0
5

Шахматы
2
3

Вышибалы
0
1

Скакалка
1
4

Перетягивание каната
13
15

Петушиные бои
6
0

Стенка на стенку (кулачные бои)
1
0

Воздержались ответить
10
8


Результаты опроса показали, что в настоящее время, по сравнению с десятилетием назад, популярность некоторых уральских старинных игр, таких как «Колечко», «Перетягивание каната» и «Ручеек», значительно возросла. Однако, в то же время, некоторые старинные игры либо стали менее популярны среди школьников («Салки», «Горелки»), либо вообще не знакомы современным детям («Петушиные бои», «Прыжки через костер»).
Как вы считаете, нужны ли старинные игры современным детям?
Таблица №5
Варианты ответа
Итого 2006 г
Итого 2016 г

Нужны
38
42

Не нужны
8
10

Воздержались ответить
5
7

Сравнив результаты опроса в 2006 и 2016 г., мы выяснили, что и в настоящее время дети хотели бы познакомиться с играми их бабушек и дедушек. К сожалению, у большинства из названных игр они знают только название, но содержание этих игр остаётся для них загадкой. Исходя из данных результатов, мы, совместно со Школьным Вожатским Отрядом «Пятерочка», решили научить учащихся младших классов некоторым старинным играм.
Учащимся вторых классов МАОУ СОШ №5 были представлены уральские игры 19-20 века, как развлекательные, так и обрядовые, рассказаны их правила и история. Кроме того, в течение одной недели, во время перемен, вожатые играли с детьми в различные старинные игры Урала. Больше всего дети были увлечены такими играми, как:
«Кольцо хоронить».
«Мигалки».
«Лягушка»
После проведения игр учащимся вторых классов была предложена анкета, состоящая из трёх вопросов. Мы также сравнили результаты анкетирования с результатами 2006 года. Сравнительный анализ результатов опроса представлен ниже:
Понравились ли вам игры, в которые вы только что играли?
Таблица №6
Вариант ответа
2006 г
2016 г

Да
46
55

Нет
1
2

Воздержались от ответа
-
2


Какая игра вам понравилась больше?
Таблица №7
Вариант ответа
2006 г
2016 г

Кольцо хоронить
21
25

Мигалки
25
34

Воздержались от ответа
1
-


Будете ли вы продолжать играть в эти игры?
Таблица №8
Вариант ответа
2006 г
2016 г

Да
40
52

Нет
5
6

Воздержались от ответа
2
1

Исходя из результатов опроса 2006 и 2016 года, мы сделали следующие выводы:
Большинство старинных уральских игр детям понравились
Количество голосов между двумя играми, которые были проведены как в 2006, так и в 2016 году, распределилось почти поровну. Однако, более интересной обучающиеся продолжают считать игру «Мигалки».
Более 90 % обучающихся подтвердили, что будут продолжать играть в данные игры в будущем
Итак, анализ результатов опроса показал, что современные дети, познакомившись с «играми их бабушек и дедушек», в будущем не потеряют традиции старинных уральских игр и сохранят их для следующих поколений.

























Заключение.

Данная исследовательская работа посвящена уральским играм прошлого, настоящего и будущего. В ходе исследования была собрана и изучена литература по данной теме, проведён опрос среди учащихся восьмых и вторых классов, проведён опрос среди бабушек и дедушек учащихся школы «Игры вашего детства», организованы «игровые перемены» с учащимися вторых классов с применением старинных уральских игр
В первой главе работы были тщательно рассмотрены и описаны развлекательные и обрядовые, праздничные игры XIX-XXвв., отражённые в литературе.
Вторая глава раскрыла особенности любимых игр наших бабушек и дедушек, а так же представлено авторское исследование, в ходе которого был сделан вывод, что на сегодняшний день среди детей сохранились такие игры, как прятки и догонялки (ляпки), но ушли в прошлое такие замечательные игры, как: вышибалы, казаки-разбойники, дочки-матери, лапта, чехарда, классики, резиночки и т.д. Так же, исходя из данных анкеты учащихся 8 классов и опросов, проведённых среди старшего поколения, можно сделать следующие выводы: за 10 лет количество подвижных игр среди учеников значительно уменьшилось, подавляющее число детей данной параллели играют лишь в компьютерные игры.
Во второй главе так же приводится описание наиболее популярных игр среди наших бабушек и дедушек (были названы более пяти раз), это: прятки, городки, вышибалы, ляпы, казаки-разбойники, лапта, дочки-матери, ручеек, чехарда, глухой телефон, классики, резиночка
В третьей главе представлены конкретные этапы проекта вожатского отряда «Пятёрочка» по внедрению старинных уральских игр среди учащихся начальной школы, а так же результаты анкетирования учащихся третьих классов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что современные дети, познакомившись с «играми их бабушек и дедушек», в будущем не потеряют традиции старинных уральских игр и сохранят их для следующих поколений.
В следующем году автор работы планирует продолжить исследования по данной тематике, а так же раскрыть особенности фольклора сопровождающего уральские игры.

























Список литературы

Бирюков В.П. Урал в его живом слове. Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. – 293 с.
Духовная культура Урала. / Под ред. Н.А. Миненко. Екатеринбург: Банк культурной информации, ИДЛ «Сократ», 1998. – 104 с.
Егошина Н.Н. Фольклор в школе. Нижний Тагил, 1993 . – 60 с.
Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Линго. Ярославль: Академия развития, 1998. – 174 с.
Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 208 с.
Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. СПб.: Дельта, 1998. – 89 с.
Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине ХIХ начале ХХ вв. Пермь: изд. ПГУ, 1993. – 183 с.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XXвв. / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. – 296 с.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Детская литература,1990. – 161 с.









13PAGE 15


13PAGE 14515




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий