`Свеча горела на столе, свеча горела…` — сценарий литературного салона


«Свеча горела на столе, свеча горела…!»
Литературно-музыкальный салон, посвященный творчеству поэтов
«Серебряного века»
(Для старшего школьного возраста)
Цели и задачи:
• Совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения;
• Развивать заинтересованность к изучению литературы;
• Попытаться создать в сознании учащихся целостность картины Рф предреволюционного периода;
• Побудить школьников к изучению биографических данных и творчества поэтов, имеющих отношение к «серебряному веку».
(«Свеча горела на столе – свеча горела» - на слова Б.Пастернака -видеоролик) https://www.youtube.com/watch?v=LDTnAsfSnxY – Носков или
https://www.youtube.com/watch?v=A6Y3q5H2CvM - Ирина Сказина1Чтец:
Можно жить с закрытыми глазами,
Не желая в мире ничего,
И навек проститься с небесами,
И понять, что все кругом мертво.
Можно жить, безмолвно холодея,
Не считая гаснущих минут,
Как живет осенний лес, редея,
Как мечты поблекшие живут.
2 Чтец:
Можно все заветное покинуть,
Можно все навеки разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть!
Вед 1:
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века». Сегодня мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.

Звучит музыка, на сцену выходят поэты и поэтессы. Здороваются друг с другом, садятся за столики https://www.youtube.com/watch?v=yrW0a5phCFw музыка стихает, но видеоролик продолжается…
Выходит З.Гиппиус и здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю.
З.Гиппиус:
Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас у себя.
Какое созвездие в национальной стихийной галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую: Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король поэтов - Игорь Северянин. Осип Мандельштам! Они всегда приходили ко мне и читали свои стихи…

А как они читали! Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться.
Вед.1:
У каждой литературной группы своё мироощущение, свои представления о поэзии, о своём пути в искусстве. Но были также и поэты не принадлежавшие ни к какому литературному направлению. Например, Марина Цветаева, Мирра Лохвицкая, Максимилиан Волошин, Иван Бунин, Михаил Кузьмин…
А с Чего все начиналось?
Вед.1:
В конце XIX - начале XX века Россия переживала мощный взлет русской культуры, "русский культурный ренессанс", позже названный "Серебряным веком". Но Серебряный век - не просто хронологический период и даже не конгломерат различных литературных течений. Речь идет об образе мышления, который, будучи характерен для поэтов, при жизни часто конфликтовавших между собой, в конце концов объединил их в сознании потомков в неразделимую плеяду звезд, сформировавших неповторимую и чарующую атмосферу Серебряного века русской поэзии.
Вед2:
Ну и конечно же начался Серебряный век со старших символистов - Константин Бальмонт,
Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб.
Зинаида Гиппиус, представляющая русский символизм, после революции иммигрировала во Францию. Поэтесса, критик и демоническая женщина Зинаида Гиппиус в своих записках жестко высказывается о мужчинах, революции и власти. Запрещенные цензурой в советское время, ее дневники шокируют своей откровенностью. Гиппиус своим эпатажем и скандальным поведением завоевала славу одной из самых загадочных женщин XX века, о которой до сих пор говорят с придыханием или осуждением.
Гиппиус
Если гаснет свет – я ничего не вижу,
Если человек зверь – я его ненавижу,
Если человек хуже зверя - я его убиваю,
Если кончена моя Россия – я умираю.
(портрет Бальмонта)

https://www.youtube.com/watch?v=wHZiSrOsYD0 - ролик можно без звука
ВЕД 1:
Константин Бальмонт – один из основоположников символизма покорявший всех своей удивительной образностью.
Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну". И действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия звучат в его стихах.
Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
(портрет Анненского)
Вед.1:
Анненский - типичный "поэт для поэтов". Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом "Никто". И действительно в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе "никем". Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала "Аполлон".
Анненский
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(портрет И.Северянина)
Вед.2:
Серебряный век — период, когда поэзия была полна эмоций, символов и пророчеств.
Много поэтических звезд сияло на небосводе Серебряного века. Одна из них — Игорь-Северянин, сам себя провозгласивший гением и признанный поклонниками король поэтов.
Игорь Северянин:
Вечер спал, а Ночь на сене
Уж расчесывала кудри.
Одуванчики, все в пудре,
Помышляли об измене.
Шел я к Ночи,— Ночь навстречу.
Повстречалися без речи.
— Поцелуй...— Я не перечу...
И — опять до новой встречи.
Шел я дальше. Незнакомка
Улыбнулася с поляны,
Руки гнулись, как лианы,
И она смеялась громко.
Вместо глаз синели воды
Обольстительного юга,
Голос страстный пел, как вьюга,
А вкруг шеи хороводы.
Заводили гиацинты
С незабудками с канавок...
Я имел к миражам навык,
Знал мечтаний лабиринты.—
И пускай, кто хочет, трусит,
Но не мне такая доля.
И сказал я: «Дева с поля,
Кто же имя девы вкусит?»
Уже, уже нить лесная,
Комаров порхают флоты...
Тут ее спросил я: «Кто ты?»
И прозвякала: Весна — я!
http://www.poet-severyanin.ru/Bio/foto-r.htm
(портрет Брюсова)
Вед.2:
Валерий Брюсов – теоретик русского символизма.
Брюсов.
Только искусство достойно того, чтобы ему служить.
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.
В светлом небе – бесконечность: бесконечность милых глаз.
В светлом взоре – беспредельность: небо, явленное в нас.
Я смотрю в пространство неба, небом взор мой поглощен.
Я смотрю в глаза: в них та же даль пространств и даль времен.
Бездна взора, бездна неба! Я, как лебедь на волнах,
Меж двойною бездной рею, отражен в своих мечтах.
Так, заброшены на землю, к небу всходим мы, любя…
Я люблю тебя и небо, только небо и тебя.

(портрет Гиппиус)
http://slova.org.ru/gippiusz/index/
Вед.1:
Мы сегодня находимся с вами в гостях у Зинаиды Гиппиус. Она была хозяйкой самого большого в Петербурге литературного салона.
Гиппиус
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
(портрет Блока)
http://slova.org.ru/blok/index/

Вед.2:
Страстью поэтессы было находить молодые таланты, именно в её салоне начал свой творческий путь Александр Блок.
Гиппиус:
Блок – самый яркий поэт – символист. Труден и долог был путь Блока к познанию России. Образ женщины помогал поэту передать его отношение к Родине.
Звучит песня «Девушка пела в церковном хоре»

https://www.youtube.com/watch?v=fCyUhGZCnzE

Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
( портрет Гумилева)
Вед.1:
На смену символизму приходит Акмеизм, объединивший сначала молодых авторов, которые хоть и близки были символизму, хотя все-таки искали новые неизведанные пути в литературе. Они строго возражали напротив того, что поэзия ушла в мистику, провозглашая целью поэзии — разнообразный и яркий земной мир. Это О. Мандельштам, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв, А. Ахматова, К. Бальмонт, Б. Пастернак, В. Маяковский. Фаворитом акмеизма считают яркого, но трагической судьбы поэта — Николая Степановича Гумилёва, который в жизни страдал лишь двумя страстями: поэзией и путешествиями.
Гумилев
Мы, акмеисты, не разделяем таких понятий, как действительность и мечта. Мы не пассивные созерцатели жизни, мы устроители и открыватели земных красот.
Издавна люди уважали
Одно старинное звено,
На их написано скрижали:
Любовь и Жизнь - одно.
Но вы не люди, вы живете,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь,
Вы слейте в радостном полете
Любовь и Смерть.
Издавна люди говорили,
Что все они рабы земли
И что они, созданья пыли,
Родились и умрут в пыли.
Но ваша светлая беспечность
Зажглась безумным пеньем лир,
Невестой вашей будет Вечность,
А храмом - мир.
Все люди верили глубоко,
Что надо жить, любить шутя,
И что жена - дитя порока,
Стократ нечистое дитя.
Но вам бегущие годины
Несли иной нездешний звук
И вы возьмете на Вершины
Своих подруг.
(портрет А.Ахматовой) https://www.youtube.com/watch?v=W0WZCsSPzpI

Вед.1:
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
Жена Гумилёва А. Ахматова – одна из ярких представительниц русского акмеизма. Ведущая тема её раннего творчества – неразделённая любовь.
Ахматова
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полуленивоПоцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Вед.1:
Она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.
Запись «Я научилась просто, мудро жить…»
https://www.youtube.com/watch?v=OXltSZ13IMU
(портрет О.Мандельштама)
Вед.2:
Поэзия поэта-акмеиста Осипа Мандельштама - это мосты между культурами, перекрестки, где сходятся разные века и страны. Она сама по себе есть память о единстве разных исторических пластов. Одновременно в ней сквозит чувство тревоги, ее пронзает испуг от века-зверя, грозящего пустотой. Противовесом служит обретение слова, разрывающего ужас немоты.
Мандельштам
О, небо, небо, ты мне будешь сниться;
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
Песня «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»
https://www.youtube.com/watch?v=UajTSZ93PNk
Вед. 1:
Трагическая судьба поэта еще сильнее подчеркнула драматичность его образов. И в равной мере показала, сколь уникальным дарованием он обладал. Это тот талант, чья правда со временем оказывается все острее и пронзительнее.
Мандельштам (Это стихотворение было адресовано Сталину)
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Гиппиус:
Эти строки Мандельштам читал родственникам, друзьям, знакомым. Кто донес? Не ясно. За автором самоубийственных строк ночью 13 мая 1934 г. явились трое с понятыми. За поэта просили А. Ахматова и Б. Пастернак. Большую помощь оказал поэту Бухарин, тогда главный идеолог страны. Эпиграмма обернулась лишь ссылкой – сначала в город Чердынь, затем – в Воронеж.

( портрет Пастернака)
Пастернак
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Вед.1:
Борис Пастернак, лауреат Нобелевской премии, — один из исполинов русской культуры XX века.

Поэзия Бориса Пастернака — это всегда разговор о жизни, любви, человеческих страстях, дружбе — обо всем том, что близко и понятно любому человеку
Песня «Никого не будет дома…»
https://www.youtube.com/watch?v=Uabhoy7Pk3A
Пастернак
Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это — не большая хитрость.
(портрет С.Есенина)
Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…»
https://www.youtube.com/watch?v=z72qFwTyg44
Выходит Есенин
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
Гиппиус:
В нашем литературном салоне есть представитель русского имажинизма. Это Сергей Есенин.
Есенин
Грубым даётся радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с эттой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов... Я робкий...
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать.
Гиппиус:
Никогда не перестаёшь восхищаться его стихами, похожими на песни. Стихи были биением его сердца, его дыханием. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее. Есенин очень любил свою Родину. Есенинская Русь – страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез, душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине – это любовь ко всему, что дышит, движется, растет – живет на родной земле. И сам поэт неразрывно связан с родиной – своей Россией.

Стихотворение Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»

https://www.youtube.com/watch?v=Q6RHZ8YwIqs
(портрет М.Цветаевой)
Цветаева
Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
Вед.1:
Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба. Марина Цветаева. В ее поэзии любая страница - это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов.
Цветаева
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
Вед.2:
Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким ритмом.
Цветаева

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Вед.1:
В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.

Песня «Мне нравится, что вы больны не мной…»

https://www.youtube.com/watch?v=C5Qr6hG1rQo
Вед.1:
«Крупнее Цветаевой в нашем столетии нет поэта», — сказал о Марине Цветаевой Иосиф Бродский. Она не принадлежала ни к одной поэтической школе, не признавала литературных влияний — только человеческие.
Цветаева
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.
Песня Земфиры «Я полюбила вас, Марина Цветаева»
https://www.youtube.com/watch?v=EygWtT7W0XE
Гиппиус:
Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.
Вед.2:
Я - голос Ваш, жар Вашего дыханья,
Я - отраженье Вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья
Ведь все равно я с вами до конца.
Вед.1:
Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт "поэзии Серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.
Песня «Поэты не рождаются случайно»
https://www.youtube.com/watch?v=xqrsIg4NytY
П-Покровская сельская модельная библиотека
Филиппова В.М.. заведующая библиотекой.
2016 год

Приложенные файлы


Добавить комментарий