Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся на уроках музыки в школе

Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся на уроках музыки в школе.

В древние времена медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Современные ученые доказали тот факт, что именно посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Не секрет, что музыка может влиять на психику как благотворно, так и разрушающе, вызывая чувство агрессии. Поэтому развивать музыкальный вкус и отзывчивость на музыку лучше всего в детском возрасте, создавая фундамент культуры личности как части его общей духовной культуры в будущем.
Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой
Духовно-нравственное развитие учащихся в общеобразовательной школе на уроках музыки происходит через постижение шедевров музыкального искусства.
Темы уроков затрагивают «вечные проблемы»; приводят в мир родных интонаций, раскрывают связь музыки с жизнью. Уроки музыки помогают глубже и тоньше почувствовать, раскрыть внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно-образную речь, обращённую к сердцу, уму, душе ребёнка.
На уроках мы не просто слушаем музыку, а  рассуждаем о ней, говорим о её выразительной и изобразительной стороне. Обязательное условие - внимательно выслушивать мнение желающего высказаться, включить его в диалог на правах равного, выстраивать доброжелательное общение. Подобные рассуждения не были бы возможны без элементарных знаний о средствах музыкальной выразительности: ладовом складе, тембре, регистре, темпе, динамике, ритме. Именно они передают настроение, особую мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. 
Неотъемлемой частью урока являются творческие задания. C детьми младшего школьного возраста на уроке чаще используются сюжетно-ролевые игры, хороводы, которые включают ребёнка в активный процесс познания музыки. Играя, мы вместе переживаем ту или иную ситуацию, и усвоение знаний происходит как бы изнутри.
В работе с детьми интересно наблюдать за их реакцией во время слушания музыки. Некоторые ребята очень эмоциональны. Кто-то начинает двигаться под музыку, кто-то не может не сдержать улыбки или слёз. Так например, свои впечатления от музыкального образа можно передать в рисунках. Дети постарше выступают в роли исследователей  находят интересную информацию о композиторах, музыкальной жизни прошлых времен, готовят презентации и делятся уникальными музыкальными записями (различные исполнения одного и того же произведения, оперы и балеты в различных постановках, современные обработки классической музыки)
Ребятам  средних классов предлагаются более сложные задания, например: определение музыкальных средств выразительности, сравнение стилей композиторов, угадывание на слух произведения и его жанра, подбор дополнительного материала по изучаемой теме (составление презентации). Диалог на уроке, обмен мнениями формирует устойчивую мотивацию к учебе, повышает любознательность и интерес к предмету.
Творческая деятельность ребенка, независимо от степени его способностей, позволяет ему активно включаться в процесс познания.
Задача учителя – показать красоту музыки, приобщить каждого ребёнка к шедеврам мировой классики, научить искренно, сопереживать, формировать устойчивый интерес к музыке, к музыкальным традициям, к музыкальной культуре. Каждый урок – это откровенный диалог. Важно сохранить непосредственность эмоционального отклика в душе ребёнка и развитие в нём умения радоваться, удивляться и восхищаться увиденным и услышанным. В содружестве различных видов искусств создать особый мир в душе ребёнка. Научить внимательно слушать и слышать окружающий мир, наблюдать за его изменениями и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Детям, особенно на начальной стадии обучения, сложно еще воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане.
Тем не менее, дети
проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку музыки, к каждому слову учителя о музыке;
проявляют умение определять общее настроение музыкального произведения;
различают средства музыкальной выразительности;
высказывают свое суждение о музыке.
Все это является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально-эстетической культуры.
Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке музыки происходит в единстве и взаимосвязи. Это один из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики.
Основываясь на опыте передовых учителей музыки, можно выделить основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников:
- целенаправленность урока;
- соблюдение четкой структуры урока в соответствии с изучаемым материалом;
- отбор высокохудожественного материала и соответствующих ему методов, приемов обучения,
- активизация внимания, чувств и переживаний;
- создание особой эмоционально-психологической атмосферы в течение всего урока и особенно при знакомстве с новым произведением;
- знание особенностей каждого класса, каждого ученика (организованность класса, их вокальные особенности, способности их музыкального восприятия);
- влияние эстетического вкуса и интересов родителей на детей;
Термин "музыкальное восприятие" в музыкальной педагогике имеет два значения.
Одно, более ёмкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения).
Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями.
Развитие способности воспринимать музыкальные явления формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем больше условий для эмоционально-осознанного восприятия ими музыкального материала.
В своей работе опираюсь на словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия). (В. В. Медушевский отмечал, что слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых). На собственном опыте знаю, что именно слово во многом помогает активизировать восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся.
Условно можно выделить следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения: вступительное слово учителя; слушание самого произведения; беседа о прослушанном произведении; анализ произведения; повторное слушание музыки.
Считаю необходимым предварять слушание музыки вступительным словом  - лаконичным, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на "объекте" - главное условие успешности работы, в частности развития способности восприятия.
Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, стараюсь коротко рассказать об авторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения (тем более, если они содержат в себе нечто примечательное, способное заострить внимание учащихся и их интерес к рассказу). Например, при знакомстве с музыкой В.Моцарта, я рассказываю о мифах, связанных с жизнью композитора.
Непосредственно перед слушанием обязательно даю детям "творческое" задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если учащиеся в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в диалог, у меня есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе.
Любые диалоги, споры по поводу того или иного произведения поощряются и поддерживаются; «я была уверенна в тебе», «как ты внимательно слушал», «как точно ты передал(-а) характер музыки»и т.д. Именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу.
Для большей полноты и адекватности восприятия важна роль теоретического компонента в обучении, который постепенно расширяется и пополняется. Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, стараюсь всегда задать им ряд вопросов и заданий. Например, какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания, какими средствами музыкальной выразительности был создан образ? и т.д.
В организации восприятия музыки детьми выделяю и использую ряд методических приемов, способствующих активизации процесса слушания. На своих уроках использую следующие приёмы:
- ритмопластика. Так, с целью осознания жанровых особенностей музыки учащимся предлагаю задания промаршировать или движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса;
- сравнение или контрастное сопоставление музыки;
- графическое изображение мелодии; «следы музыки»
- составление музыкальных коллекций, подбор музыкальных произведений учащимися класса на какую-то доступную, увлекательную для них тему; «Песни моей семьи», «Народные песни», «Музыка войны», «Музыка, которая лечит» и пр.
- использование содружества различных видов искусств, метапредметные связи.
Ещё Д.Б. Кабалевским был предложен ряд методов, активизирующих развитие осознанности восприятия музыки детьми. Данные методы использую и в своей работе.
Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает выбор проблемы преподавателем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимся. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований на уроке. Столкновение мнений, по мысли автора, вызывает "творческий конфликт", который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже известных, но ранее не осознававшихся истин.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.
Наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями. Так, например, на своих уроках я использую презентации, фрагменты из кинофильмов, которые помогают ощутить время создания того или иного произведения, а демонстрация видеофильмов опер и балетов способствует восприятию этих жанров как синтетических видов искусства.
Наглядно-изобразительный метод. Так, с успехом использую в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Иллюстрации оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".
Метод создания художественного контекста, направленный на развитие музыкальной культуры учащихся через "выходы" за пределы музыки в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы, создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Для развития навыков активного слушания музыки на своих уроках я ставлю перед детьми следующие задачи:

1. Пополнение слухового опыта учеников;
2.Формирование навыков анализа музыкального произведения;
3.Развитие навыков эмоционального проживания произведения;
4.Закрепление знания средств музыкальной выразительности;
5.Развитие музыкальной памяти, внимания.
6.Развитие навыков построения монологического ответа, развитие речи, расширение словарного запаса;
7.Формирование эмоциональной культуры.
8.Здоровьесберегающее воздействие благоприятного психологического фона.
Для выполнения поставленных задач использую следующие приёмы-упражнения:
1.Упражанение «Что поменялось?»
2. Упражнение «Определяем регистр»
3.Упражнение «Определяем высоту звука»
4.«Мой рассказ о музыке»
5.«Следы музыки»
6.« Какими чувствами поделился композитор?»
1.Упражнение «Определяем регистр».
В первом варианте дети определяют, в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем звучит мелодия, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи.
Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие названному учителем регистру.
2.Упражнение «Определяем высоту звука».
Исполняю основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. При этом изображение основного звука ладонью должно оставаться в обозначенной точке.
*Упражнение способствует развитию музыкального слуха,
развивает внимание, координацию,
учит определять высоту звука,
учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.
3. Методический прием «Мой рассказ о музыке».
Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение.
Обобщенная схема - рассказ выглядит следующим образом.
«Мы сейчас прослушали, (вокальную/ инструментальную музыку, имя автора) в исполнении
Это произведение.. характера, вызвало у меня чувство
Я представил(а) .
Композитор для этого произведения выбрал темп, ритм.»
В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополняться.
Данный метод способствует приобретению учащимся
навыков анализа музыкального произведения,
формирует логику ответа,
развивает речь.
4. Методика «Следы музыки»
Способствует наиболее полному эмоциональному переживанию ребенком музыкального произведения. Основной особенностью данного метода является то, что ребенок
создает абстрактное изображение звучащей музыки (точки, линии, геометрические фигуры и пр.)
рисует музыку с помощью линии и цвета, не изображая конкретный, реально существующий образ.
Учащийся рисует, опираясь непосредственно на чувства и эмоции, которые у него возникают в ходе прослушивания. При этом умение рисовать не является обязательным, поэтому, как правило, работы получаются забавными почти у всех.
В отдельных случаях для развития образного восприятия музыки мною использовался прием «музыкального рассказа». Данный прием иллюстрируется музыкальными фрагментами, соответствующими сюжетной линии рассказа. Музыка в данном случае
помогает включить образное мышление, воображение ребенка.
Происходит естественное, органичное слияние музыки с жизнью,
у ребенка ненавязчиво формируется привычка слушать музыку с удовольствием,
создается положительный настрой на слушание даже сложной для восприятия музыки.
5. Методический прием «Какими чувствами поделился композитор?».
Данная методика позволяет
определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка,
какие вызывает у него эмоции, чувства, переживания,
насколько глубоко он может прочувствовать музыку, вжиться в созданный композитором образ, т.е. уровень эмоционального восприятия музыки учащимся.
Учащимся предлагается прослушать ранее незнакомое им произведение, не называя названия и никак его не комментируя.
Дается задание: определите, какие чувства хотел передать музыкальными звуками композитор, о чем хотел нам рассказать?
Выскажите свое отношение к прозвучавшей музыке. (Произведение или его фрагмент звучит 2-3 раза. Произведение, данное для прослушивания должно отвечать определенным требованиям – быть ярким, эмоционально насыщенным, доступным для понимания, запоминающимся.)
Библиография
Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.-336 с.
Иванченко, Г.И. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.И.Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.
Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В.В.Медушевский // Восприятие музыки. - М., 1980. - с. 178-194.
Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и препод. / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
Д.Кабалевский «Воспитание ума и сердца», Москва «Просвещение», 1981.










13PAGE 15


13PAGE 141115




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий