Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Новаторство Чехова-драматурга

6

«Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Новаторство Чехова-драматурга»

Жизнь и творчество А.П. Чехова
(29.01.1860г. – 15.07.1904г.)

(слайд 2) Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 29 января 1860 г. Его отец, Павел Егорович Чехов, был купцом 3-й гильдии, однако его интересы не замыкались на торговле в бакалейной лавке: Павел Егорович был глубоко верующим человеком, много времени отдавал церковным службам; кроме того, он занимался общественной работой, а в свободное время замечательно играл на скрипке, пел, руководил хором.
Мать будущего писателя, Евгения Яковлевна, была поглощена заботой о детях и муже, однако у неё было страстное увлечение  она любила театр. Евгения Яковлевна прививала детям уважение к людям, отзывчивость, сострадание к слабым.
(*) Все дети в семье Чеховых выросли высокоодарёнными людьми: брат Антона Павловича Николай и сестра Мария стали художниками, брат Михаил  юристом, писателем, брат Иван  прославился как талантливый педагог. Антон Павлович впоследствии признавал: «Талант в нас со стороны отца, а душа  со стороны матери».
В семье Чеховых было не принято бездельничать. Помимо учёбы в гимназии, братьям приходилось работать в бакалейной лавке отца. Детей воспитывали в строгости, отец применял и телесные наказания.
(слайд 3) Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии.  В 1876 г., скрываясь от кредиторов, отец с семьёй уезжает в Москву. Антон Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. Так, с 16 лет он стал жить самостоятельно. Через три года, в 1879 г., Антон поступает на медицинский факультет Московского университета. (слайд 4) Спустя год под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки» появляются первые юмористические произведения начинающего писателя. Однако А. Чехов не считает свои литературные занятия главным делом жизни; по окончании университета он начинает трудовую жизнь врача.
(*) В 1885 г. А.Чехов познакомился и подружился с художником Левитаном, в 1886 г. произошло знакомство с писателем Д. Григоровичем, который высоко оценил творчество Антона Павловича. В это же время известный издатель Суворин  предложил Чехову сотрудничество в газете «Новое время»  в дальнейшем этих людей свяжет искренняя дружба.
(слайд 5) Вскоре были изданы сборники рассказов Чехова «Пестрые рассказы» (1886 г), «Невинные речи» (1887 г). В 1887 г. состоялась постановка первой пьесы Антона Павловича «Иванов», которая вызвала неоднозначные оценки публики и критики: от хвалебных до уничижительных. Чехов был замечен. В 1888 г. Российская академия наук присудила писателю Пушкинскую премию за третий сборник рассказов  «В сумерках». Однако Антон Павлович не стремился к славе, он был очень скромным человеком.
В 1889 г. семью Чеховых постигла тяжёлая утрата  умер старший брат Николай. Спасаясь от депрессии, А. Чехов отправляется на юг России  в Одессу  и Ялту.
(слайд 6) Несмотря на растущую славу, Антон Павлович остаётся очень требовательным к себе  он убеждён, что должен приносить пользу обществу не только писательским трудом: «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».
(слайд 7) В 1890 г. Чехов отправился на Сахалин, где произвёл перепись населения. Маршрут Сахалинского путешествия был таков: Ярославль  Казань  Пермь  Тюмень  Сахалин; там Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Одессу он вернулся в Москву. К.И. Чуковский писал: «Каторгу русские писатели изучали и прежде, но изучали почти всегда поневоле, а чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы,  это был такой героизм, примеров которого немного найдется в истории мировой литературы».
(*) Когда Антон Павлович, систематизировав собранный материал, издал на его основе книгу «Остров Сахалин», это вызвало в обществе огромный резонанс. В своём документальном труде автор осветил условия труда и быта местного населения, произвол чиновников и тюремных начальников. После выхода в свет этой книги официальные лица России были вынуждены отреагировать и заняться установлением законности и наведением хоть какого-то экономического порядка в этом отдалённом уголке Российской империи.
В этом же году Чехов вместе с другом  издателем А.Сувориным  предпринимает путешествие по Западной Европе. Всё это время Антон Павлович неустанно занимается литературным трудом.
(слайд 8) К 1891 г. им уже написаны такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство», «Дуэль» и др.
В 18911892 гг. в ряде губерний России из-за длительной засухи разразился голод. А.П. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих  Нижегородской и Воронежской губерний, сам выезжает на места с целью изучения положения крестьян.
(слайд 9) В 1892 г. писателю удаётся осуществить давнюю мечту  поселиться в деревенской тиши, на лоне природы; он приобретает скромное недорогое имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии.
«Мелиховский период  это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги наЛопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2 тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах».
Частыми гостями Антона Павловича были учёные и представители творческой интеллигенции  художники, артисты, музыканты, писатели. Чехов был дружен с П.И. Чайковским, И. Левитаном, Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. В 1895 г. состоялось знакомство Антона Павловича с Л.Н. Толстым  (Чехов посетил великого писателя в Ясной Поляне).
(*) За семь лет жизни в Мелихово Чеховым было написано множество произведений, и среди них  такие знаменитые, как «Палата №6», «Человек в футляре», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Мужики», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
Состояние здоровья, подорванного путешествием на Сахалин, ухудшилось Чехову пришлось по настоянию врачей лечь в больницу, а затем в 1899 г. переселиться в Крым с его более сухим климатом. К этому времени умирает отец, и Антон Павлович, продав мелиховское имение, перевозит мать и сестру в новый дом, построенный в Ялте.
(слайд 10) А.П. Чехов был убеждён, что «без труда не может быть чистой и радостной жизни». Несмотря на прогрессирующий туберкулёз, А.П. Чехов остаётся верен своему жизненному кредо: «Литератор не кондитер, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Антон Павлович ведёт активную общественную работу: жертвует деньги на строительство школы, хлопочет об устройстве первой биологической станции, работает в Попечительстве о приезжих больных.
В 1900 г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, однако в 1902 г., узнав об исключении из академиков М. Горького, в знак протеста он отказывается от своего звания.
К больному Чехову в Ялту приезжают Короленко, Бунин, Горький, его навещают артисты МХАТ, бывшие там на гастролях.
(*) 25 мая 1901 г. состоялось венчание А.П. Чехова и ведущей актрисы МХАТ, Ольги Леонардовны Книппер.
Несмотря на прогрессирующую болезнь, Антон Павлович продолжает помогать нуждающимся, (*) создаёт пьесы «Три сестры» (1901 г.), «Вишнёвый сад» (1903 г.), ведёт оживлённую переписку с Горьким, Буниным, Толстым, Станиславским, Немировичем-Данченко, Шаляпиным, Комиссаржевской,  Мейерхольдом.

(слайд 11) Будучи врачом, Антон Павлович ясно осознавал, что его болезнь смертельна и дни его сочтены, однако это не лишало писателя воли и мужества. Находясь на лечении в Германии, в курортном местечке Баденвайлер, в ночь с 14 на 15 июля 1904 г. Чехов, ощутив приближение смерти, встретил её бокалом шампанского.


(слайд 12) Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

Антон Павлович Чехов вошёл в русскую литературу как мастер короткого рассказа.
Ранние произведения Чехова некоторые критики (*) относят к комическим новеллам, подчёркивая динамичность их сюжета, «результативность» событий, внимание автора к поведению героев, «настоящее репортажное» время. Другие исследователи творчества Чехова (например, В. Тюпа) (*) определяют его рассказы как сплав анекдота и притчи: от анекдота чеховский рассказ взял необычность и яркость сюжета, оригинальность ситуаций, жизненную достоверность, выразительность диалогов; от притчи  универсальность смысла, философскую глубину. (*)Таковы, например, произведения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». В произведениях А.П. Чехова более позднего периода остро звучит сатирическое обличение бездуховности «пошлого человека».

(слайд 13) Многообразна тематика произведений Чехова  дикость и жестокость деревенской жизни, взаимовлияние личности и среды, идейные искания интеллигенции, душевное бессилие перед пошлостью, перерождение человека в «мелюзгу». Основные проблемы, поставленные Чеховым в рассказах: проблема смысла жизни и проблема духовной деградации человека.
По мнению А.П. Чехова, главная причина всех несчастий человека  его лень, душевная вялость, отсутствие высокой цели. А.П. Чехов был сторонником идеи нравственного самосозидания личности. Он призывал «по капле выдавливать из себя раба». Показывая «сонную, полумертвую жизнь» во всём её безобразии, Чехов подводил читателя к мысли: «Больше так жить невозможно».
Двигателем сюжета чеховских рассказов является столкновение героя с пошлостью, причём этот конфликт не имеет трагической остроты  всё по-будничному просто: герой не выдерживает испытания бытом, рутинной жизнью, его «заедает» среда. Таков Дмитрий Старцев («Ионыч»). Из врача-энтузиаста он превращается в брюзгливого стяжателя, которого интересует не здоровье пациентов, а тот доход, который они приносят. Жизнь доктора Старцева «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Подобная метаморфоза стала возможной из-за духовной слабости, неталантливости Старцева, отсутствия у него душевной тонкости. Чехов показывает в своих произведениях, что величайшая трагедия  гибель человеческой души  происходит тихо и незаметно, обыденно, без душераздирающих сцен и патетических монологов, как в реальной жизни. В этом и состоит высокое мастерство писателя-реалиста. Очень точно эту особенность таланта Чехова охарактеризовал  К.И. Чуковский: «Такого тождества литературы и жизни я еще не наблюдал никогда. Даже небо надо мной было чеховское... Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка  все, как один человек,  были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, прически и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг». В одном из писем А.П.Чехов высказал свою творческую установку на описание «обыденности»: «Описал бы обыкновенную любовь и семейную жизнь, без злодеев и ангелов, без адвокатов и дьяволиц; взял бы сюжетом жизнь ровную, гладкую, обыкновенную, какова она есть на самом деле».
А.П.  Чехов говорил: «Искусство писать состоит, собственно, в искусстве вычёркивать плохо написанное», «Краткость  сестра таланта». Таким образом, главным принципом творчества этого писателя является максимальная экономия художественных средств, которая реализуется на всех уровнях чеховского рассказа: сюжетном, композиционном, образном, языковом.
Рассказы А.П. Чехова отличаются безупречной композицией, что отмечали многие серьёзные исследователи творчества этого писателя:«У Чехова каждый рассказ словно вымерен циркулем, каждый образ появляется именно там, где он наиболее нужен, и ему уделено столько строк, сколько необходимо для художественного построения фабулы  не больше и не меньше» (К.И. Чуковский). Некоторые свои произведения А.П. Чехов выстраивает по принципу «рассказ в рассказе». («Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви» и др.). Этот приём позволяет автору добиться одновременно объективности и краткости изложения.
Рассказы Чехова немноголюдны. Если для раскрытия темы автору требуется несколько персонажей, то он подробно рисует только центрального героя, а остальных «рассыпает» «по фону, как мелкую монету».
Герои рассказов Чехова  люди «негероические», «хмурые», скучные, живущие «в сумерках», их невозможно отнести к категории положительных или отрицательных персонажей. Сословная принадлежность, исторические или социальные условия не оказывают решающего влияния на их судьбы. Представители простонародья и высшего общества, купцы и интеллигенты, мещане и студенты оказываются равно бессильны перед пошлостью собственной жизни. С безжалостной точностью врача писатель ставит диагноз своим персонажам: бездуховность, бессмысленность и бесцельность существования  причина апатии, безволия и дряблости души.
Умение А.П. Чехова несколькими штрихами рисовать характеры героев, через частное показывать общее позволило писателю создать целую галерею незабываемых человеческих типов, чьи имена стали нарицательными: душечка («Душечка»), унтер Пришибеев («Унтер Пришибеев»), попрыгунья («Попрыгунья»), Ионыч («Ионыч»), Червяков («Смерть чиновника»), Беликов («Человек в футляре»), Очумелов («Хамелеон») и прочие.  Портретные описания персонажей чеховских рассказов так же лаконичны и так же ёмки, как и их характеристики; например, в рассказе «Крыжовник» один из персонажей, Чимша-Гималайский, так рисует своего брата: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед,  того и гляди, хрюкнет в одеяло». Это короткое описание ни в каких дополнениях не нуждается, т.к. здесь схвачена вся суть новоявленного «помещика».
Очень важную роль в рассказах Чехова играет диалог. Он является средством речевой характеристики его участников и  одновременно  средством развития сюжета («Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.).
При всём лаконизме, язык чеховских произведений ярок и выразителен:
 «Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке» («Мальчики»). Писателю удавалось найти неожиданные и свежие метафоры: «Он [дождь] и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»).
Стилю Чехова свойственна следующая особенность, которая роднит его с искусством экспрессионистов: подчас он описывает не столько самое явление, сколько впечатление от этого явления. Вот описание начала грозы: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошёлся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» («Степь»).
А.П. Чехов не стремился к последовательному и всестороннему изображению предмета, человека или явления  он писал «мазками», как импрессионист,  эту особенность стиля Чехова Л.Н. Толстой определил так: «Чехова как художника нельзя даже сравнить с прежними русскими писателями  с Тургеневым, Достоевским или даже со мною. У Чехова своя собственная форма... Смотришь  человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого как будто отношения эти мазки между собою не имеют, но отойдёшь, посмотришь  и в общем получается удивительное впечатление: перед вами яркая неотразимая картина».
Проза Чехова отличается ясностью и прозрачностью синтаксиса. Антон Павлович не любил пространных описаний, осложнённых длинными рядами определений и придаточных предложений, умел в короткое предложение вместить целую картину, например:«Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья» («Ионыч»); «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо» («Человек в футляре»).
Рассказы А.П. Чехова глубоко психологичны. Автор пользуется методом скрытого психологизма, выражая внутреннее состояние своих героев через художественную деталь.
Особое место и значение в произведениях А.П. Чехова отводится
художественной детали, обретающей символическое звучание. Роль средства обобщения играет символическая художественная деталь в портрете учителя Беликова: футляр как выразительная деталь внешности героя разрастается по принципу концентрических кругов сначала  в образ-символ жизни Беликова, затем  символ существования целого городка и, наконец, всей России.
В рассказах Чехова трудно обнаружить авторскую позицию. Многие критики превратно истолковывали этот факт: «Чехову все едино  что человек, что его тень, что колокольчик, что самоубийца <...> Вон быков везут, вон почта едет <...>, вон человека задушили, вон шампанское пьют» (Н.К. Михайловский). Однако беспристрастность повествования, «незаметность» авторского присутствия в произведениях А.П. Чехова вызвана отнюдь не душевной чёрствостью этого писателя. «Выбрасывать себя за борт всюду, не совать себя в герои своего романа, отречься от себя хоть на полчаса»,  такую запись мы находим у юного Антоши Чехонте. «Художник должен быть не судьею своих персонажей, а только беспристрастным свидетелем»,  пишет Антон Чехов Суворину. «Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалобные рассказы», не навязывать читателю своей точки зрения  этих принципов Чехов придерживался на протяжении всей своей творческой жизни. Антон Павлович верил в способность читателя самостоятельно разобраться в смысле произведения: «Конечно, было бы приятно сочетать художество с проповедью, но для меня лично это чрезвычайно трудно и почти невозможно по условиям техники... Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам».
Иногда нравственная позиция автора бывает представлена в монологах героев: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда  болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,  и всё обстоит благополучно». («Крыжовник») Этот монолог воспринимается нами как обращение автора ко всем читателям, которое не утратило своей актуальности и в наши дни.
Многие упрекали Чехова в аполитичности, считали автором, далёким от социальных проблем. Однако это следует расценивать как достоинство прозы писателя.
Литературовед Л.П. Гроссман так оценил творчество Чехова: «В этом естественнике жил не только поэт, но и редкий гений творческой кротости. Кажется, никто не разобрал с такой точностью больную жизненную ткань по всем ее мельчайшим клеточкам и не откликнулся такой сердечной участливостью на все ее мучительные несовершенства. Этот пытливый дарвинист с любовью Франциска Ассизского ко всякой живой твари всем своим творчеством как бы подтверждает замечательные слова Бетховена: единственный героизм в мире  видеть мир таким, как он есть, и все же любить его».
Другой исследователь творчества великого писателя, Б.М. Эйхенбаум, утверждал: «Именно сознание того, что человек создан для больших дел, для большого труда заставило Чехова вмешаться в обыденную, мелочную сторону жизни  не с тем, чтобы прямо обличать или негодовать, а с тем, чтобы показать, как эта жизнь несообразна с заложенными в этих людях возможностями».

(слайд 14) Психологизм прозы Чехова.

В отличие от большинства своих предшественников Чехов сосредоточил внимание на идейно-нравственном состоянии и внутреннем развитии обыкновенных людей, а не исключительных личностей.
Особенность чеховского психологизма можно выразить так: это психологизм скрытый, косвенный, психологизм подтекста. Способы и приемы психологического изображения у Чехова во многом отличаются от тех, которые мы наблюдали у его предшественников.
Начнем с того, что в рассказах и повестях Чехова внимание к процессам внутренней жизни никогда не заостряется и не подчеркивается в той степени, как у Лермонтова, Толстого, Достоевского. Внутренние монологи персонажей, занимающие целые страницы, явление в прозе Чехова чрезвычайно редкое. О душевных движениях повествуется на равных правах с внешними событиями, а иногда и вообще как бы между прочим, мимоходом. Так, в третьей главке рассказа «Именины» изображение чувств и мыслей Ольги Михайловны занимает в целом очень небольшой объем текста психологическое изображение «вкраплено» в обстоятельное повествование о подробностях лодочной прогулки, пикника, возвращения домой и т. д. Мысли героини все время отвлекаются на разные детали и происшествия. Оставшись на короткое время одна, она начинает думать; «Господи, боже мой, шептала она, к чему эта каторжная работа? К чему эти люди толкутся здесь и делают вид, что им весело? К чему я улыбаюсь и лгу? Не понимаю, не понимаю!»
В художественной системе Толстого или Достоевского эти слова скорее всего стали бы началом большого внутреннего монолога, который герой довел бы до логического или эмоционального конца. У чеховского персонажа на это «нет времени»: «Послышались шаги и голоса. Это вернулись гости».
Композиция эпизодов всегда выдержана Чеховым так, что если до прихода гостей осталось, положим, три минуты, то читателю будет рассказано только о тех чувствах и мыслях, которые реально можно пережить именно в эти три минуты, не больше.
Чехов не стремится сконцентрировать все штрихи, так или иначе характеризующие внутренний мир персонажа в данный момент, в относительно законченном фрагменте текста, наоборот, «разбрасывает» их по тексту, постоянно перемежая собственно психологическое изображение деталями сюжета и предметного мира. Психологическое состояние персонажа, складываясь из этих штрихов, выясняется постепенно и незаметно для читателя, у которого не остается впечатления пристального авторского внимания к внутреннему миру героя.
Чехов использует одновременно разные формы психологического изображения:

внутренний монолог,
несобственно-прямая речь,
авторское психологическое сообщение,
психологическая деталь-впечатление,
прием умолчания.
У всех этих форм одна и та же задача воссоздать психологическое состояние героя, но внешне они весьма несхожи и поэтому на первый взгляд даже не связываются друг с другом, не осознаются как части единого целого. Такой прием разбивает впечатление авторской сосредоточенности исключительно на изображении внутреннего мира, нарушает некоторую монотонность длительного и непрерывного психологического анализа.
Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний мир героев, т. е. не стремится последовательно описать и разъяснить каждое душевное движение, каждый элемент внутренней жизни. Чехов старается найти и художественно воссоздать основу, доминанту внутренней жизни героя, передать ведущий эмоциональный тон, психологический настрой персонажа.

(слайд 15) Новаторство Чехова-драматурга.

Новаторство Чехова-драматурга заключается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев.
В драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. «Чеховская драма» часто отходит от точного реалистического изображения персонажей для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев. Автор предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений». Трагичность человеческого бытия растворяется в повседневности, в стремлении автора постичь его смысл.
Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию.
Часто в чеховских произведений отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.
Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.
(слайд 16 - видеоролик).



15

Приложенные файлы


Добавить комментарий