Рабочая программа по литературе


Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина\ под ред. И.Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 376 на 2014 - 2015 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Данная программа рассчитана на обучающихся 6 класса и учитывает психолого – педагогические и возрастные особенности этой категории детей.

Цели и задачи учебного курса
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных  произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретацию произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Особенности 6А класса
В классе _32_учащихся: __16_девочек, __16_ мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года _5_ отличников, _12__ обучались на «4» и «5», __2_ с одной «3», __0__неуспевающих. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса ___6 класса____ (или следующего образовательного этапа) и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять _выразительному чтению художественных текстов__.
Особенности 6Б класса
В классе _31_учащихся: _13__девочек, __18_ мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года __2_ отличников, _12__ обучались на «4» и «5», __0_ с одной «3», __1__неуспевающий. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса ___6 класса____ (или следующего образовательного этапа) и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять _выразительному чтению художественных текстов__.
Особенности 6В класса
В классе _32_учащихся: _16__девочек, _16__ мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года ___ отличников, ___ обучались на «4» и «5», ___ с одной «3», __0__неуспевающих. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса ___6 класса____ (или следующего образовательного этапа) и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять _выразительному чтению художественных текстов__.
Содержание программы.
Тема 1. Герой в мифах. (5 часов)
Изучаемые произведения:
Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл,Ахилл, Орфей).
Легенда об Арионе.
Теоретико-литературные знания:
Представление о мифе, Мифологический герой, Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература.
Художественная и аналитическая деятельность:
Поиск информации о мифологических героях. Истолкование фразеологизмов и крылатых выражений и включение их в собственную речь. Отзыв
мультфильме на античный сюжет.
Культурное пространство:
Античные образы в европейском искусстве и современной культуре.
Для самостоятельного чтения:
Гомер. «Одиссея», «Илиада».
Н.А. Кун. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», «Легенды и мифы Древней Греции».
М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».
И.А. Ефремов. «На краю Ойкумены».
Тема 2. Герой и человек в фольклоре. ( 5 часов)
Изучаемые произведения:
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Баллада «Авдотья Рязаночка».
Теоретико-литературные знания:
Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Художественная и аналитическая деятельность:
Иллюстрирование произведений, выразительное чтение, отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных
произведений.
Культурное пространство:
Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Картины В.М. Васнецова, «Богатырская симфония» А.П. Бородина.
Фольклорные образы в современном искусстве.
Для самостоятельного чтения:
Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович».
Былины Новгородского цикла: «Садко».
Русские былины в переложениях А.К. Толстого: «Садко», «Змей Тугарин».
Тема 3. Герой и человек в литературе. (53 часа)
Раздел 1. Человек в историческом времени. ( 9 часов)
Изучаемые произведения:
Летопись «Повесть временных лет», «Сказание о походе Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
А.К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов».
И.А. Крылов. «Волк на псарне».
Теоретико-литературные знания:
Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное.
Баллада. Историческая основа произведения. Документальное и художественное. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Ритм и метр.
Образ времени и пространства в балладе. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Стилизация.
Документальное и художественное в басне. Аллегория и мораль в баснях И.А. Крылова. Мораль и позиция автора.
Художественная и аналитическая деятельность:
Иллюстрирование древнерусских сказаний. Описание впечатлений от русского православного храма. Стилизованная под летопись запись о современных событиях.
Сопоставление летописного источника с художественным произведением. Выразительное чтение. Анализ иллюстраций. Составление слайдфильма.
Выразительное чтение. Сопоставление баллады А.К.Толстого «Курган» с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Наблюдение над образами персонажей и выявление романтических черт произведения. Сопоставление художественной трактовки событий с документальными фактами. Составление киносценария по эпизоду. Осмысление роли тропов в создании образов и атмосферы баллады.
Расшифровка аллегорий в басне. Выразительное чтение. Обобщенное толкование басни.
Культурное пространство:
История, культура, верования и быт Древней Руси. Киев. Византия. Князь Олег. Походы Олега
Предания о смерти Олега. В.М.Васнецов — иллюстратор.
Эпоха Ивана Грозного, опричнина. Отношения Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
Тема войны 1812 года в русском искусстве.
Для самостоятельного чтения:
Сказания из «Повести временных лет» (основание Киева, смерть Игоря, месть княгини Ольги за смерть Игоря, о княжении Святослава, о Ярославе). «Сказание о Борисе и Глебе». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
А.Я. Дегтярев, И.В. Дубов. «Начало Отечества».
Л.Д. Любимов. «Искусство Древней Руси».
В. Ян. «Чингизхан», «Батый».
А.К. Толстой. «Князь Ростислав», «Князь Серебряный».
Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете».
М.Ю. Светлов. «Гренада».
А.К. Виноградов. «Три цвета времени».
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права. (14 часов)
Изучаемые произведения:
1) А.В.Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля».
2) И.С.Тургенев. «Муму».
3) Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога».
4) Н.С.Лесков. «Левша».
Теоретико-литературные знания:
Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм.
Повесть, композиция, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. Образ человека в лирическом стихотворении и повести.
Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.
Художественная и аналитическая деятельность:
Сочинение-повествование о человеке с элементами портрета (описания). Сопоставление стихотворений А.В.Кольцова и повести И.С.Тургенева
«Муму». Составление плана повести. Сопоставление образа крестьянина с образами русской природы в пейзажной живописи И.И.Шишкина по тематике и стилю. Рассказы о героях картин А.Г. Венецианова и К.А.Зеленцова.
Иллюстрирование и устное словесное рисование эпизодов из прочитанных произведений И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, А.В.Кольцова. Сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)» с сохранением особенностей речи рассказчика. Отзыв о кинофильме С. Овчарова «Левша». Подбор литературы по темам «Русское прикладное искусство», «Знаменитые русские мастера».
Культурное пространство:
Крепостное право, барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина.
Крестьянский труд. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве.
Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т.п.; русские мастера.
Для самостоятельного чтения:
А.В. Кольцов. Стихотворения.
И.С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».
П.П. Бажов. Сказы.
Р.П. Погодин. «Тишина».
С.А. Могилевская. «Крепостные королевны».
Раздел 3. Человеческие недостатки. (4 часа)
Изучаемые произведения:
И.А.Крылов. «Свинья под дубом»
А.П.Чехов. «Хамелеон».
М.М.Зощенко. «Аристократка», «Галоша».
Теоретико-литературные знания:
Сатирическое и юмористическое изображение в литературе. Афоризм.
Рассказ. Драматическое и эпическое. Комическое и средства его создания. Художественная деталь. Авторское отношение.
Сказ, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.
Художественная и аналитическая деятельность:
Сочинение риторической и поэтической басен. Рисование шаржей и карикатур. Отзыв об иллюстрациях к одному из сборников басен Крылова. Составление сборника афоризмов из басен Крылова.
Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Сочинение юмористического рассказа. Инсценирование рассказа Чехова.
Сочинение юмористического рассказа-сказа. Иллюстрирование, драматизация и инсценирование рассказов Зощенко. Рецензия (отзыв) на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко.
Культурное пространство:
Писатели-баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.
Быт российской провинции второй половины XIX в. Художественный фильм И. Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица». Актеры — исполнители ролей в постановках чеховских произведений.
Россия начала XX в. Быт и искусство страны Советов. Художественный фильм Л.Гайдая «Не может быть!» по произведениям М.Зощенко.
Для самостоятельного чтения:
И.А. Крылов. Басни
Ф.Д. Кривин. Басни и притчи.
А.П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба».
М.М. Зощенко. Рассказы.
В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
Раздел 4. Человек, цивилизация и природа.(9 часов)
Изучаемые произведения:
Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…».
Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан».
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…».
Б.Л.Пастернак. «Июль».
Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи».
Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход».
Теоретико-литературные знания:
Роман. Приключенческий роман. Метафорический образ. Антитеза. Композиция романа.
Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа. Антитеза. Символ. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении.
Строфика. Ритм, рифма. Тропы. Поэтическая интонация. Атмосфера стихотворения. Образ лирического героя. Авторское отношение и способы его выражения в лирике. Лирический цикл. Антитеза.
Повесть. Повесть-сказка. Композиция повести. Образы персонажей, образы природы. Легенда. Роль фольклорных элементов в художественной литературе.
Художественная и аналитическая деятельность:
Анализ иллюстраций к роману. Сочинение устных рассказов. «Остров Робинзона как рай» и «Остров Робинзона как ад» (от лица Робинзона). Рассказ о путешествии. Подбор научно-популярной литературы по теме «Человек и цивилизация». Отзыв об одном из кинофильмов на сюжет «Робинзона Крузо» (режиссеры Р.Харди; Дж.Миллер; А.Андриевский; Т.Шабер).
Выразительное чтение. Самостоятельное сопоставление стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева на тему «Человек в его взаимоотношениях с природой». Прослушивание романсов на стихи Фета и Тютчева и отзыв об одном из них. Сочинение стихотворений и музыки к стихам.
Сопоставление поэтических интонаций Фета, Тютчева и Есенина. Лексический анализ. Выделение ведущих образов и средств их создания. Анализ композиции. Выразительное чтение. Сочинение об июле. Устное словесное рисование иллюстраций к стихотворениям. Сочинение лирических миниатюр об осени.
Рассказ от лица одного из героев повести Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Устное словесное рисование. Сопоставление образов персонажей. Отзыв о кинофильме Б.Шамшиева по повести Ч.Айтматова и размышление над его финалом.
Культурное пространство:
Эпоха Просвещения и просветители.Писатель Д.Дефо.
А.А.Фет и Ф.И. Тютчев — русские поэты. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.
Русская поэзия XX в. Песни на стихи С.Есенина.
Быт, верования, фольклор киргизского народа. Культурная традиция.
Для самостоятельного чтения:
Д.Свифт. «Приключения Гулливера».
Ф. Купер «Зверобой» и другие романы.
Р. Стиль. «История Александра Селькирка».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения.
А.А. Фет. Стихотворения.
С.А. Есенин. Стихотворения.
Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель».
Г.Н. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо».
Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.
Д. Пеннак. «Собака пёс», «Глаз волка».
Раздел 5. Человек в поисках счастья..(9 часов)
Изучаемые произведения:
1)Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».
2) Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
3)А.Грин. «Алые паруса».
4) Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».
Теоретико-литературные знания:
Реальное и сказочное в художественном произведении. Первоначальное представление о двоемирии и двойниках. Композиция: роль вставных эпизодов. Первоначальное представление о романтизме.
Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Образ места и времени действия. Конфликт. Образ повествователя и образы персонажей. Второстепенные персонажи. Смысл образа. Портрет. Речь как элемент характеристики персонажа. Украинизмы. Индивидуальный стиль писателя.
Феерия. Повесть. Представление о романтизме, романтическом герое и романтическом конфликте. Композиция. Роль пейзажа. Способы создания художественного образа. Антитеза.
Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Конфликт в драме. Способы выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.
Художественная и аналитическая деятельность:
Характеристики героев с позиции Мари и с позиции взрослых. Создание киносценария художественного или анимационного фильма «Мари в волшебной стране». Драматизация эпизодов сказки и их инсценирование. Рисование костюмов и декораций к балету или театральному спектаклю по сказке Гофмана. Подбор музыкальных произведений для характеристики героев. Устное словесное рисование триптиха: «Щелкунчик под елкой», «Щелкунчик на поле брани», «Щелкунчик в момент объяснения с Мари». Сопоставление образов русского мастерового в «Левше» Н.С.Лескова, в «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова и королевского часовщика Дроссельмейера в «Щелкунчике и мышином короле» Э.Т.А. Гофмана. Отзыв об одном из анимационных фильмов по сказке Гофмана.
Выразительное чтение по ролям диалогов персонажей. Сравнение образа Вакулы с образом фольклорного сказочного героя. Иллюстрирование повести Гоголя. Составление киносценария к эпизодам («Гости Солохи», «Вакула у Пацюка» и др.). Конкурс сказителей. Сочинение записок собирателя слов — путешественника по Украине.
Выразительное чтение эпизодов. Иллюстрирование повести. Составление плана произведения. Подбор цветового и музыкального лейтмотивов к каждой главе. Отзыв о кинофильме А. Птушко «Алые паруса» или сравнительный анализ образов Грэя и Ассоль в повести и кинофильме. Сочинение «Мечты сбываются!».
Графическое и вербальное рисование портретов персонажей сказки. Устные портреты-диптихи «Принцесса в первом и последнем действии», «Медведь в первом и последнем действии». Воссоздание историй персонажей. Описание или рисование портретной галереи «Король и его свита». Подбор музыкальных лейтмотивов.к образам персонажей и музыкального сопровождения к эпизодам пьесы. Отзыв о кинофильме М.Захарова «Обыкновенное чудо». Сравнение образов главных героев в пьесе и кинофильме.
Культурное пространство:
Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация.
Культура Малороссии. Украинский фольклор. Запорожское казачество. Украина в жизни и творчестве писателей и живописцев — Н.В.Гоголя, А.И.Куинджи, И.Е.Репина и др. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».
Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: И.К.Айвазовский, М.А.Волошин, У.Тёрнер, М.Чюрлёнис, К.Дебюсси, Н.А. Римский-Корсаков. Художественный фильм А.Птушко «Алые паруса».
Е.Шварц-драматург. Режиссеры — интерпретаторы пьес Е.Шварца (М.Захаров, Н.Кашеверова). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М.Захарова «Обыкновенное чудо».
Для самостоятельного чтения:
Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Вий».
Былички.
Фольклорные сказки о солдате и черте.
М.Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Утес».
М.Горький. «Макар Чудра».
А. Грин. «Бегущая по волнам». Рассказы.
Е.Л. Шварц. «Два клёна», «Золушка», «Снежная королева», «Голый король».
Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или сказка о двух горбунах».
К. Гоцци. «Король-олень».
М. Метерлинк. «Синяя птица».
С. Могилевская. «Повесть о кружевнице Насте и великом русском актере Федоре Волкове», «Театр на Арбатской площади».
Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека.( 4 часа)
Изучаемые произведения:
А.С.Пушкин. «И.И.Пущину»
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Теоретико-литературные знания:
Дружеское послание как жанр лирики. Строфа. Ритм. Тропы.
Способы выражения чувств в лирике. Лирический герой стихотворения. Композиция. Антитеза. Метафора. Звукопись. Ритм. Рифма. Строфа и строка — «лесенка» Маяковского.
Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Точка зрения. Идея.
Художественная и аналитическая деятельность:
Подготовка сообщений о лицейских друзьях А.С. Пушкина. Выразительное чтение. Анализ текста. Устное сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском».
Сочинение киносценария. Выразительное чтение. Анализ текста.
Рассказ от третьего лица о ярком событии в жизни ребенка. Сочинение «Взрослые и дети».
Культурное пространство:
А.С.Пушкин и декабристы. Лицейские друзья поэта.
Искусство в послереволюционной России.
Жизнь в России в 50-е гг. XX в., послевоенный быт.
Для самостоятельного чтения:
Книги о жизни А.С. Пушкина.
В.О. Богомолов. «Иван».
Ю.Я. Яковлев. Рассказы.
Ю.И. Коваль. «Недопёсок».
А. Тор. «Острова в океане».
Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации.(4 часа)
Изучаемые произведения:
А.С.Пушкин. «Выстрел».
П.Мериме. «Маттео Фальконе».
Теоретико-литературные знания:
Композиция повести. Конфликт и его развитие. Название как элемент композиции. Образы пространства и времени. Способы создания образов персонажей. Роль детали. Антитеза. Автор, повествователь, рассказчик. Представление о стиле пушкинской прозы.
Представление о реалистическом произведении. Новелла. Композиция. Конфликт. Способы создания образов персонажей. Портрет. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Художественная и аналитическая деятельность:
Анализ текста. Составление плана повести. Осмысление роли названия. Составление характеристик героев. Подбор музыки к эпизодам и образам персонажей. Анализ иллюстраций к повести и ее иллюстрирование. Составление киносценария по эпизодам. Отзыв об исполнении повести чтецами-актерами или о кинофильме Н. Трахтенберга «Выстрел».
Составление плана новеллы. Наблюдения за динамикой переживаний и мыслей Фортунато. Анализ текста. Выявление мотивов поступков персонажей. Выразительное чтение. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле П.Мериме.
Культурное пространство:
Дуэль и дуэльная традиция в России. Представления о чести и достоинстве человека. Художники-иллюстраторы произведений А.С.Пушкина.
Корсика и корсиканские традиции. Связи между русской и французской литературами.
Для самостоятельного чтения:
А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»(«Метель», «Барышня-крестьянка»).
А. Гессен. «Жизнь поэта».
П.Мериме. «Таманго», «Взятие редута», «Песни западных славян» (в переводе А.С. Пушкина).
Итоговая контрольная работа (1 час)
Что почитать летом (1 час)
Резервные часы (3 часа)
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
       Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предполагаемые личностные результаты:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Предполагаемые УУД:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
определять авторскую позицию писателя;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;
осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Предполагаемые предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа.
уметь:
составить план и пересказать прочитанное.
составить конспект статьи
прокомментировать прочитанное
объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте
видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проверочная работа «Мифы. Былины»
Проверочная работа
Мифы и былины
Что такое художественная литература? (искусство слова)
Как называются основные события художественного произведения? (сюжет)
Что такое тропы? (обороты речи, употребляемые в переносном смысле)
Какой троп представлен в словосочетании «чёрная совесть»? (метафора)
Что такое миф? (предание о мире, явлениях природы, героях)
Самый известный герой древнегреческих мифов. (Геракл)
Зевс, Атлант, Посейдон, Аид — это герои каких мифов? (древнегреческих)
Укажите в данном ряду лишнее слово. Объясните. Сказки, загадки, былины, рассказы, пословицы, анекдоты, песни, прибаутки, скороговорки. (рассказы — это не жанр фольклора)
Приведите примеры постоянных эпитетов. (красна девица, добрый молодец)
Что такое гипербола? (преувеличение)
О чём говорится в былинах? (о богатырях, народных героях, исторических событиях)
Укажите художника и название картины, посвящённой былинным героям (В,М, Васнецов «Богатыри»)
Проверочная работа
Сказ Н.С.Лескова «Левша»
Вариант I
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Когда император Александр Пaвлoвич окончил Венский совет, то он захотел
по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть,- и чем-нибудь отведет.
Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы", оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться,- Платов сказал себе:
- Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.
И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:
- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,- говорит,- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.
В 1. Какой приём использует Лесков при изображении Александра I и Платова?
В 2. Выпишите из данного отрывка фразы, которые характеризуют императора и Платова.
В3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»?
В4. В чём смысл приема каламбура?Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Платов держит свою ажидацию»
«Платов остался с обидою и лёг дома на досадную укушетку»
«Перед каждым на виду висит долбицаумножения»
В5. Сколько денег дал государь англичанам за стальную блоху и как был вознаграждён во дворце у государя левша за своё искусство?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов.
С2. Анненский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?» А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами?
Вариант II
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них,
один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города. [...]
Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в
окнах закрыли, перед Николиным образом ламцадку затеплили и начали работать.
День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего не известно.
Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие
ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются - неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,- не выскочат ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…[...]
Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.
В1. Куда и зачем отправились три тульских оружейника?
В2. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, точно так же должны верить и потомцы»?
В3.Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.
В4. Прочитайте цитаты и скажите, окаком государе идет речь.Как эти цитаты характеризуют названного императора?
«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
В5. Какие средства выразительности использует Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности» работы тульских мастеров?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?
С2. Как изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами героя любуется автор, а какие отвергает?
Вариант III
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
а) «Горите себе, а нам некогда,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за свое дело принялся.»
б) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
в) «А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.»
г) «- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.
Левша отвечает:
- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.»
д) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»
е) «Об этом,- говорит,- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.»
ж) «Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.»
з) «Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»
В1. По данным цитатам перечислите основные качества левши.
В2.Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»?
В3. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
В4. Из какой поговорки возник замысел сказа Лескова?
В5. Почему так много в тексте произведения необычных, искажённых слов?Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Мы на буреметрсмотрели…»
«клеветонвышел»
«мелкоскоп»
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
С2.Кто виноват в гибели левши?
Вариант IV
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе - за руки. "Камрад,- говорят,- камрад - хороший мастер,- разговаривать с тобой со временем, после будем, а теперь выпьем за твое благополучие".
Спросили много вина, и левше первую чарку, а он с вежливостью первый пить
не стал: думает,- может быть, отравить с досады хотите.
- Нет,- говорит,- это не порядок: и в Польше нет хозяина больше,- сами вперед кушайте.
Англичане всех вин перед ним опробовали и тогда ему стали наливать. Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил.
Они заметили, что он левой рукою крестится, и спрашивают у курьера:
- Что он - лютеранец или протестантист?
Курьер отвечает:
- Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры.
- А зачем же он левой рукой крестится?
Курьер сказал:
- Он - левша и все левой рукой делает.
Англичане еще больше стали удивляться и начали накачивать вином и левшу и
курьера, и так целые три дня обходилися, а потом говорят: "Теперь довольно". По симфону воды с ерфиксом приняли и, совсем освежевши, начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?
В1. Выпишите из данного отрывка поговорку.
В2. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
В3.Прочитайте цитаты и скажите, окаком государе идет речь.Как эти цитаты характеризуют названного императора?
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
В4.Почему англичане стараются напоить левшу?
В5. Какой секрет вёз из Англии левша?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1. Что Лесков хотел сказать своим произведением?Почему в последней главе он пишет, что «о прежней старине потомки вспоминают с гордостью и любовью»?
С2.Почему предсмертные слова левши не передали государю? Почему у английского «полшкипера» и левши такая разная судьба?
Проверочная работа
Басни И.А.Крылова
1 . Закончи определение:
Басня — это_____________________________________
2 . К какому роду литературы относится басня?______________________________________
3 . Обычно басня состоит из двух частей. Каких?
4. Каких писателей — авторов басен ты знаешь?
____________________________________________
5. Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления. Кто обычно скрывается под следующими персоныжами басни:
Лиса - __________________________________
Ягненок - __________________________________
Волк - ________________________________________
Стрекоза - ________________________________
Муравей - __________________________________
Свинья - _________________________________
Ворона - _________________________________
6. Основоположником басни считается Эзоп. Кто это?________________________________________
7 .Вот одна из басен Эзопа: «В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зернаи колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари , избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме.» Подчеркни мораль этой басни. Какую басню она напоминает?___________________
8. Прочти басню Крылова «Лев и мышь»:
У Льва просила Мышь смиренно позволенья
Поблизости его в дупле завесть селенье
И так примолвила: «Хотя -де здесь, в лесах,
Ты и могуч, и славен?
Хоть в силе Льву никто не равен
И рев один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмется -
Как знать? Кому в ком нужда доведется?
Икак я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь». -
«Ты! - вскрикнул Лев. - Ты , жалкое созданье!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказанье.
Прочь, прочь отсель, пока жива -
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног — простыл ее и след.
Льву даром не прошла , однако ж, гордость эта:
Отправился искать добычи на обед,
Попался он в тенета.
Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но все добычею охотника остался,
Про мышку бедную тут поздно вспомнил он.
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от ее зубов не уцелела
И что его своя кичливость съела.
Мораль этой басни содержит пословицу. Как ты думаешь, какую:
1)В мире жить — с миром жить.
2) Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
3) Всем угождать — самому в дураках сидеть.
9. Какую пословицу напоминает мораль басни Крылова «Синица»:
Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица:
Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.
_________________________________________
10 . Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Объясни смысл выражения из басни «Ларчик» «А ларчик просто открывался».
__________________________________
Ключи:
1.Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера.
2.Эпос
3.Рассказа и морали
4.Эзоп, Гесиод, Лафонтен, Сумароков, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Крылов.
5. Аллегория — иносказательное изображение предмета или явления. Кто обычно скрывается под следующими персонажами басни:
Лиса-хитрый человек
Ягненок-беззащитный
Волк-злой, бессердечный
Стрекоза-легкомысленный
Муравей-трудолюбивый
Свинья-невежественный
Ворона-глупый
6.Эзоп- древнегреческий поэт, считающийся основоположником басни как жанра. По преданию, он был рабом, но был отпущен на волю и жил при дворе царя Креза. Сборник Эзоповых басен был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное авторство и литературное наследие Эзопа.
7. «стрекоза и муравей» — И.А. Крылов
8.Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
9.Правильных ответов может быть несколько:
Затянул песню, так веди до конца.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Не говори , что делал, а говори , что сделал.
Не спеши языком — торопись делом.
Хвали горку, как перевалишься.
10.Для решения проблемы порой прикладывают много сил и труда, а на самом деле решение оказывается очень простым, лежит на поверхности.
А.Грин «Алые паруса»
1) Объясни смысл выделенного жирным шрифтом выражения.
«Ну, говори еще», - просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов.
2 )Выпиши из данного фрагмента метафору. Объясните значение слова «фантом».
«…только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и тишиной, так что впечатлительности Ассоль не грозили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город».
3) Как называется деревня, в которой жила Ассоль? Как называется город, в котором Лонгрен и Ассоль продавали игрушки?
4) Однажды Артур Грэй плеснул себе на руку горячий бульон. Почему он так поступил? Сколько ему было лет?
5) Как назывался корабль Артура Грэя?
6) Подробно ответь на вопрос.
Почему феерию «Алые паруса» называют повестью о победе мечты над реальностью?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чьи это слова? Объясните смысл выделенного жирным шрифтом выражения.
«Я, милая, поэт в душе - хоть никогда не сочинял сам».
Выпиши эпитет и сравнение.
«Пламенный веселый цвет так ясно, так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь»
Как называется деревня, в которой жила Ассоль? Как называется город, в котором Лонгрен и Ассоль продавали игрушки?
Однажды Артур Грэй увидел в библиотеке над дверью картину. Что на ней было изображено? Какое решение принял тогда Грэй?

Как назывался корабль Артура Грэя?
Подробно ответь на вопрос.
Почему феерию «Алые паруса» называют повестью о победе мечты над реальностью?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто это? Закончите предложение. «С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней сидит человек, держа в руках ________________________».
О чем идет речь? Выпиши два сравнения.
«…оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…».
Как называется деревня, в которой жила Ассоль? Как называется город, в котором Лонгрен и Ассоль продавали игрушки?
Однажды Артур Грэй тайно покинул родительский дом. Сколько ему тогда было лет? Чем он стал заниматься?
Кто такой Летика?
Подробно ответь на вопрос.
Почему феерию «Алые паруса» называют повестью о победе мечты над реальностью?
Темы сочинений
Романтизм и ирония в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Нравственные проблемы рассказов В. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»Разоблачение трусости и лицемерия (по рассказам А.П. Чехова)Русский характер в сказе Н.С.Лескова «Левша»
В.П. Астафьев. Рассказ "Конь с розовой гривой"
Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Юмор в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Образы детей в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Образы взрослых в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Викторина по литературе для 6 класса
Кто автор повести временных лет? (lб.)
Соотнеси стрелочками определения с указанными средствами художественной выразительности.(3 б.)
Сравнение
Эпитет
Метафора
3. Назовите жанр произведения, который принадлежит к животному эпосу, в котором действующими лицами были животные, а не боги и люди. (1 б.)
4. Что подразумевается под понятием МОРАЛЬ? (1 б.)
5. Чем отличается ЯМБ от ХОРЕЯ? (2 б.)
6. Какая из пословиц построена на антитезе? (1 б.)
1) Делу время потехе час
2) Шила в мешке не утаишь
3) На двух стульях не усидишь.
7. Назовите произведение и его автора следующих строк. (2 б.)
Хозяин выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых.
8. Назовите автора и стихотворение, вами прочитанное в 6 классе, в котором говорится о тяжелейшем каторжном труде рабочих. (2 б.)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ
Её поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают.
(Ода)
Составитель словарей
Для больших и для детей.
(В. Даль)
Мой первый слог растёт в дубраве,
Второй - глубокая канава,
Добавьте букву иль предлог.
Затем найдите третий слог:
Его отлично знает,
Кто в бильярд играет.
А в целом - повесть это
Великого поэта.
(Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)
Восклицанье, утвержденье,
Всё - поэта сочиненье.
(О + Да = Ода.)
Кто части мотоцикла знает,
Тот слово это отгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
(Рама - драма.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей.)
С буквой «Я» - это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» - то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.
(Стихия - стихи.)
Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем -
Предприятье получаем.
(Рифма - фирма.)
Первое - это же имя мальчишки,
Ну а второе - читаете в книжке.
(Роман.)
На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ её весь выбирает.
А третью в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте.
(Глава.)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ
 Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.
(Переплёт.)
 Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.
(Произведение.)
 Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
 Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.
(Канва.)
 Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.
(Дневник.)
 Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.
(Выдержка.)
 Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.
(Блок - Блок Александр.)
 Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.
(Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)
 Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок.
(Стопа.)
 Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.
(Драма.)
 Не только купол церкви, но и раздел книги.
(Глава.)
 Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.
(Детектив.)
 Не только металлическая посуда для жарки, но и украинский поэт, музыкант, философ и педагог.
(Сковорода - Сковорода Григорий Саввич.)
 Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.
(Омар - Омар Хайям.)
 Не только бронированная военная машина, но и народный поэт Белоруссии.
(Танк - Танк Максим.)
 Не только разновидность рассказа, но и имя российской поэтессы Матвеевой.
(Новелла - Новелла Николаевна Матвеева.)
 Не только ось в подвижных частях механизмов электроизмерительных приборов, но и адресат стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».
(Керн - Керн Анна Петровна.)
 Не только имя второго в мире космонавта, но и фамилия русского писателя с именем первого в мире космонавта.
(Герман. Герман Титов и Герман Юрий Павлович.)
 Не только русская мера веса, но и персонаж «Золотого телёнка».
(Фунт.)
 Не только премьер-министр Великобритании - «железная леди» -, но и юная героиня Марка Твена, которой объяснился в любви Том Сойер.
(Тэтчер: Маргарет и Бекки.)
 Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г.
(Шоу - Шоу Джордж Бернард.)
 Не только выставка-презентация новых моделей автомобилей, но и литературно-художественный кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.
(Салон.)
 Не только единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-либо труда, но и капитан произведения Жюля Верна.
(Грант.)
 Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.
(Бок - фрекен Бок.)
 Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.
(Том.)
 Не только житель Финляндии, но и юный герой Марка Твена.
(Финн - Гек Финн.)
 Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.
(Лада.)
 Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.
(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)
 Не только изгиб морского берега, но персонаж пьесы М. Горького «На дне».
(Лука.)
 Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
«Кто правильнее?».
Задание: кто быстрее и правильнее найдёт числительные в данных текстах и укажет их разряд.
Перемена.
«Перемена, перемена!» -Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог –Семерых сбивает с ног.Неужели это Вова,Продремавший весь урок?Неужели это ВоваПять минут назад ни словаУ доски сказать не мог?Если он, то, несомненно,С ним бо-о-ольшая перемена!Не угонишься за Вовой!Он гляди какой бедовый!Он за пять минут успелПеределать кучу дел:Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Серёжке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлёпнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, -Словом,Сделал всё, что мог!Ну а тут – опять звонок…
«Найди числительные».
Задание: прочитайте текст и найдите в нём спрятавшиеся числительные. Проверьте, сказал ли Вова правду или солгал товарищам. Внимательно всматриваясь в каждое слово рассказа, вы обнаружите, что там спрятались числа. Вес окуня равен сумме этих чисел.
Окуни клюют.
Едва – едва рассвет рискнул рассеять ночной сумрак, торопя тьму убраться прочь, как Вова уже опять был на реке и, встав за куст около большого камня, закинул удочку. Дед Василий удил у другого валуна.
- Ну как? – тихо спросил Вова.
- Прошлый год, вестимо, лучше было, а сейчас что-то совсем не клюёт, - послышалось в ответ.
Вдруг Вовин поплавок исчез под водой. Вова подсёк и выбросил на берег такого большого окуня, что просто обезумел от радости. Вова рассказывал потом в школе, что впервые поймал окуня, весящего почти полкило.
Ребята не поверили ему и посмеивались.
«Гибриды».
Задание: составить из частей известных устойчивых выражений (пословиц, поговорок, фразеологизмов) с числительными правильную фразу с новым неожиданным смыслом. Используйте приведённые ниже пословицы, поговорки и фразеологизмы.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Ум хорошо, а два лучше.
На одном месте и камень мохом обрастает.
Всё минется, одна правда останется.
В полплеча работа тяжела, оба подставишь – легче справишь.
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
Один в поле не воин.
Все за одного, один за всех.
Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Старый друг лучше новых двух.
За один раз дерево не срубишь.
В трёх соснах заблудился.
У семи нянек дитя без глазу.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Семь пятниц на неделе.
Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.
На своих двоих.
Четырём ветрам кланялся.
Один осудит, а трое рассудят, трое осудят, десятеро рассудят.
В лес идут, а на троих один топор с собой берут.
Два сапога – пара.
Наговорить с три короба.
За семь вёрст киселя хлебать.
Пуд соли съесть.
От горшка два вершка.
«Разгадай загадку».
Задание: отгадать загадки, подчеркнуть числительные и определить разряды.
Два стоят,два лежат,пятый ходит,шестой водит,седьмой песенки поёт.(Дверь)
Двое купаются,третье валяется;двое вышло,третье повисло.(Коромысло с вёдрами)
Пятеро толкают,пятеро держат,а двое смотрят.(Две руки вдевают нитку в иглу, а глаза смотрят)
Два конца,два кольца,а в середине винтик.(Ножницы)
Сто один брат,все в один ряд вместе связаны стоят.(Изгородь)
Сидит дедсемью кожухами одет;кто его раздевает – от радостислёзы проливает.(Луковица)
Семьдесят одёжек,а все без застёжек.(Капуста)
Под одним колпакомсемьсот казаков.(Маковка)
Четыре ходастых,два бодастых,седьмой вертун.(Корова: ноги, рога, хвост)
Под тыном шла,семьсот рубах нашла.(Курица)
Два брата бегут,а два догоняют.(Колёса)
Летят тридцать три ворона,несут тридцать три каменя.(Борона)
Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.(Сноп)
Стоит хлевец,в нём пятьсот овец.(Улей и пчёлы)
Два рога – не бык,шесть ног без копыт,лезет на гору,не спотыкается.(Жук)
Пять братьев родных,пять двоюродных;у них по пяти внучатных.(Пальцы)
Выходили двенадцать молодцов,выносили пятьдесят два сокола,выпускали триста шестьдесят пять лебедей.(Месяцы, недели, дни года)
Летело стадо гусей, увидел их мужик и говорит: «Вас, поди, сто?» Они отвечают ему: «Кабы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ты бы с нами – было бы сто». Много ли гусей? (36 гусей)
«Что общего».
Задание: играющие делятся на команды, команды расходятся по разным углам помещения. Учитель объявляет задание: Сейчас команды получат пять минут на обдумывание и постараются найти как можно больше разных ответов с использованием имён числительных на вопрос: «Что у всех нас, членов команды, общего?»
Художественное определение, которое создаёт у читателя образ человека, предмета или явления и вызывает к нему эмоциональное отношение.
Скрытое сравнение.
Сопоставление людей, предметов и явлений по внешнему сходству или общим качествам.
Информационно-методическое обеспечение
Сухих И.Н. Литература, программа для 5-6 классов (базовый уровень). – М.; СПбГУ, 2010
Сухих И.Н. Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.; Издательский центр «Академия», 2013
Рыжкова Т.В.. Гуйс И.Н. Литература В 6 классе, Книга для учителей. Методическое пособие. М.; Издательский центр «Академия», 2010
Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н. Тетрадь по литературе для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.; Издательский центр «Академия». 2012

Приложенные файлы


Добавить комментарий