Роль цветописи в лирике М. Окуневой

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа п Аскиз







Научно-практическая конференция
«Поэты рядом с нами»
Роль цветописи в лирике Марии Окуневой.






Выполнила: Агаева Яна
Ученица 10 класса МБОУ СОШ п Аскиз
Руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,
учитель русского языка и литературы







п Аскиз 2015 г


Оглавление
стр
Введение ______________________________________________ 2
Понятие цветописи в литературе __________________________ 4
3. Анализ стихотворений с точки зрения использования цветописи как средства художественной выразительности____________________ 5
4. Заключение. ____________________________________________ 6
Список литературы______________________________________ 8
Приложение 1 __________________________________________ 9
Приложение 2 __________________________________________ 9
Приложение 3 __________________________________________ 9
Приложение 4 __________________________________________ 10
Приложение 5 __________________________________________ 11












Введение
Представление о современной литературе невозможно без знакомства с личностью писателя или поэта и исследования их творчества. Сегодня молодые поэты и писатели 21 века идут своей литературной стезёй, продолжая, однако, благородное дело служения музам поэзии великих предшественников18, 19, 20 веков. Среди таких современных поэтов хочу познакомить с творчеством, пожалуй, самой юной поэтессы Хакасии Марии Окуневой. Мария родилась в городе Абакан. Стихи начала писать в 16 лет. Член литобъединения «Урания» и молодежного творческого объединения «Серебряный кот». Окончила Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова по специальности биология. На данный момент обучается в магистратуре на специальности историко-культурный туризм. Известны ее публикации в сборниках: Антология молодых авторов Хакасии (2010), «Дай мне руку» (2011), Сборник молодых авторов Хакасии (2014).
В 2015 г стипендиат главы республики Хакасия.
На мой взгляд, творчество молодых писателей и поэтов, тех, кто рядом с нами сегодня, не исследовано достаточно полно. Отсюда
Актуальность: исследование творчества молодых литераторов Хакасии должно способствовать развитию интереса к родному краю, его
культурному наследию, а также расширению знакомства с литературным кругом современных писателей.
Практическая значимость: Данная исследовательская работа позволит обозначить проблематику современной поэзии, поэтическое восприятие жизни нашими современниками, а также ближе познакомиться с творчеством талантливого молодого поэта Хакасии Марии Окуневой.
Гипотеза: данное исследование может быть использовано при анализе поэтических произведений современной литературы Хакасии.
Цель исследовательской работы: раскрытие роли цветописи в стихотворениях Марии Окуневой.
Задачи: 1) Познакомиться с лирикой Марии Окуневой.
2) Проанализировать несколько ее стихотворений.
3) Сделать вывод о роли цветописи в стихотворениях поэтессы.
Предметом исследования явились стихотворения Марии Окуневой.
Методы исследования: анализ поэтического текста.











Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
Так, например, в "Слове о полку Игореве" буйство красок при сборах в поход полка, тучи черные, небо серое, сама природа как бы говорит, что не надо идти в поход, что ничего хорошего не предстоит. В "Мастере и Маргарите" - романе Булгакова, который написан в 2-ух временных пластах, Москва изображена красными красками - это цвет страсти, греха и порока, а также мрачными синими, черными, а Ершалаим - желтым, который олицетворяет ум, спокойствие, умиротворение, когда Иешуа распинают на кресте, небо становится черным, листья пригибаются, природа сопереживает. Из поэзии 20 века наиболее ярко она представлена в творчестве Сергея Есенина.
Персидские мотивы. (отрывок)
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Цветовые оттенки создают особое настроение, впечатление от прочитанного, поэтому играют немаловажную роль для выражения поэтического мировосприятия окружающего мира.
При первом знакомстве с лирическими произведениями Марии Окуневой запоминается повторение цветовых оттенков. Какие это оттенки и что они несут в себе? В этом нам предстоит разобраться. Анализ использования цветописи в стихотворениях представлен в виде таблицы:

Стихотворение
Цветовые оттенки
Настроение, чувства.
Роль цвета в стихотворении.

«Белеют». Приложение 1
Черная сажа, цвет ночи, серый он.
Грусть, одиночество.
Создается впечатление, что жизнь лирического героя делится на черное и белое. От такого однообразия даже он сам «серый». Обратите внимание: «чтобы сниться им ночью серым». Кто будет сниться? Он.

«В каждой комнате».
Приложение 2
Белый (сказочник побелел, пена кофе представляется тоже белой)
Грусть, одиночество, пустота, несчастье.
Первая строчка погружает нас в ощущение свершившегося несчастья. Это может быть смерть, внезапная, что даже «сказочник побелел». И далее ощущение усугубляется словами «пусто», «на столе замерзший цветок», «ангел сдувает пену»

«Сегодня она молчала».
Приложение 3
Изумрудная строчка, отсвет золотого.
Мечтательность, фантастичность.
Лирическая героиня – неординарная личность. Скорей всего, она романтик, поэт. Возможно, поэтическое отражение своего «я».

«Как прилетит к тебе птица». Приложение 4
Черный, красный.
Противоречие, психологический разлад.
Здесь заметно преобладание черного цвета: «соль почернеет», «обугленная комната». Черный и красный цвета противоречивы и в литературе имеют определенную символику. Например, у Стендаля «красное» цвет греха, выигрыша, крови. А «черное» - траур, проигрыш, цвет палача и сутаны священника одновременно. Споры об этом не утихают. Важно, что красный и черный цвета противоположны по значению. В этом стихотворении противоречивость прибавляется обилием отрицательной частицы НЕ, многоточием и вопросительными предложениями.

«Ты своими рассказами». Приложение 5
Золотой, ярко-красный, вечерний (темно-синий)
Спокойствие, душевный уют, гармония.
Золотой – цвет радости, здесь упоминается дважды: занавески и фонарный свет, который тоже ассоциируется с золотым. Ярко-красный цвет не выглядит таким уж ярким, ведь с годами он стал «нежнее», а за окнами вечереет. Создается картина, разрисованная не яркими, а приглушенными оттенками красок. Именно это, на мой взгляд, создает чувство душевного покоя и уюта.


Сделаем вывод о роли цветописи в лирике Марии Окуневой. Какова ее лирическая героиня? Каково мировосприятие поэтессы?
На мой взгляд, внутренний мир лирической героини сложен. Она и философ, и романтик, то разочарованная и одинокая, то в противоречии сама с собой, то спокойная и гармоничная. Так же сложно устроен мир, а значит, и наша жизнь. В поэзии Марии Окуневой с помощью различных цветовых оттенков как в зеркале отразились и наше неспокойное время, и ее личное к этому отношение. Несмотря на грустные нотки в некоторых ее стихах, все-таки чувствуется желание счастья, стремление к мечте, романтическая настроенность. Так и должно быть, ведь она очень молода. И в то же время ее стихотворения удивляют таким очень взрослым взглядом на окружающий мир. Это человек, который живо откликается на проблемы своего времени. И откликается высоким поэтическим слогом.





















Список литературы:
Интернет–сайт - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-сайт - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-сайт - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-сайт - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
































Приложение 1

Белеют.
Он мажет их черной сажей,
Сэкономленной на одном ботинке,
Которым всегда подпирает двери,
Чтобы те поменьше скрипели
Этим своим «бу-бу-бу»
А он уходит в плохую погоду,
Чтобы сниться им ночью серым
Они делятся год за годом
Лишь на черных и белых.

Приложение 2

В каждой комнате всхлипы слышатся
И мой Сказочник побелел
Тыквы вдруг показались лишними-
Словно яблоки с сотней стрел.
Белый хлеб в рукавах не крошится
Собака ткнулась в висок.
Пусто. Больше никто не просится
На столе замерзший цветок.
Незакрытые двери ноют
К утру затекли колени
С чашки кофе в твоей ладони
Ангел мягко сдувает пену.

Приложение 3
Сегодня она молчала
Вчера говорила долго
завтра сунет на полку
с чужого причала волну.
И изумрудной строчкой,
С отсветом золотого
Когда-нибудь в полвторого
Ночи поймает луну.
Приложение 4

Как прилетит к тебе птица
Перья не подбирай.
Ладанку из петлицы
На ночь не вынимай.
Листья с болота черные
Подле кровати брось.
Просят коты ученые
Ягоды красной гроздь.
Откуда же взяться духу – то?
Распутывать поле слов.
Останься кожею, пухом ли,
Ворохами цветов
Пером на воде как компасом
Ветер укажет путь.
Часы с обшарпанным корпусом,
Дно – стаканная муть.
Музейная обесчувственность.
Конфета горчит во рту.
Устала тебя напутствовать
Радостью на беду.
Соль почернеет – сахаром
Сыпать тебе вослед.
Через потертости бархата
Можно увидеть свет.
Полно прощаться. Помните?
Немостью скреплены.
Обуглена эта комната
Ровно на треть стены.







Приложение 5

Ты своими рассказами лепишь осень
В маленькой темной кухне,
Загроможденной вещами
С занавесками золотыми,
Распахнутыми до ближайшего фонаря,
И, когда останавливаешься
Я прихожу, чтоб прошептать
тебе на ухо «не зря»
А потом разливаю чай
В чашки до самого края
Себе одну выбираю:
С трещинкой на боку
И пушистым котом посередке
А тебе подаю с цветком
Не то лютиком, не то ноготком,
Что когда-то был ярко-красным,
Но с годами стал гораздо нежнее
Так и будем здесь, немного жалея
Наблюдать, как за окном вечереет.



























~ 13PAGE \* MERGEFORMAT141215 ~




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий