урок по Л.Н.Толстому

проект литературы в 10 классе

Тема урока: «Л.Н.Толстой – это целый мир!»

Цели урока:

образовательная: познакомить с новыми фактами биографии писателя, развивать умение анализировать текст;

развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности, пробуждение интереса к созданию проекта; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.


Задачи урока:
создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
совершенствовать навык критического осмысления текста;
развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Оборудование: выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудиозаписи вальса Шопена, «Лунной сонаты» Бетховена, трио П.И.Чайковского, «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина; мультимедийная презентация к уроку.

Презентации учеников. Раздаточный материал: дневниковые записи

Л. Н.Толстого.

Форма: защита проектов + интегрированный урок

ЭПИГРАФ УРОКА: «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», сказал о Л.Н.Толстом Ги де Мопассан.

ХОД УРОКА


I. Слово учителя.



Личность Л.Н. Толстого для вас, современных школьников, закрытая книга, и открывать её, как правило, многие из вас не хотят. Еще Ги де Мопассан говорил о Толстом: - Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир.

На сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы и вы, прикоснувшись к Толстому чуточку поближе, заинтересовались его судьбой и захотели читать его произведения. Вам станет понятнее, интереснее и значительнее личность Толстого, как и для его современников.

Сегодня мы продолжим изучение биографии писателя, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками “великого Льва”. А еще мы послушаем музыку, которую любил Толстой, стихотворения о нем, раскрывающие различные грани его жизни и творчества, а также сможем узнать историю создания и художественные особенности знаменитых портретов писателя кисти Крамского и Репина, совершить заочное путешествие в Ясную Поляну.

Поэтому основополагающим вопросом проекта будет этот:

МОЖНО ЛИ ПОНЯТЬ И ОСМЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ, НЕ ИЗУЧИВ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ ЕГО ЖИЗНИ, НЕ УЗНАВ, О ЧЕМ ОН ДУМАЛ, ЧЕМ ЖИЛ, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР?

II. Историческая эпоха.

Жизнь Л. Н. Толстого это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Он был свидетелем многих исторических и культурных событий, видел, как шло развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века.

Фронтальный опрос.

Давайте сейчас вспомним некоторые события того времени. (Ответы учащихся).
Писатель стал свидетелем многих исторических событий

1853–1856 Крымская война.

1855 смерть Николая I.

1860–1870-е годы реформы императора Александра II.

1866 покушение террориста Каракозова на Александра II.

1871 европейские катаклизмы. Парижская коммуна.

1876 возникновение террористической организации «Земля и воля».

1877–1878 русско-турецкая война.

1881 убийство террористами Александра II.

1887 попытка (не единственная) покушения на Александра III.

1904–1905 Русско-японская война.

1905 9 января. Кровавое воскресенье. И многие события отразились затем в его произведе Давайте вспомним, как развивались наука и искусство того времени. (короткие сообщения учащихся).




III. Ребята, а кто-нибудь из вас ведет личный дневник? (ответы учеников). А вот у Л.Т. был такой дневник!

Слайд №6. Особенно любопытны дневниковые записи человеку, который начинает задумываться о цели и смысле своей жизни, пытается разобраться в проблемах своей жизни и жизни окружающих. Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки главная цель жизни Л. Н. Толстого.

Образ его жизни молодые годы часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.



Практикум. У вас на партах листы с отрывками из «Дневниковых записей» Толстого. Прочитайте их и выделите главные, на ваш взгляд, правила жизни Толстого.

Какие проблемы волновали его тогда? Какие правила жизни Т. вам близки и понятны?

“1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...”


- Что можно сказать о человеке, составившем такие правила? (Прямой, честный, бичующий себя, человек, который хочет изменить себя).

- Как можно назвать все это одним словом, по Толстому? (самосовершенствование)

Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года. Меня лично удивляет и восхищает это.

“1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5. Изучить историю, географию, статистику.

6. Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”.


Самое интересное, что многое из запланированного было выполнено. Он, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек, побеждает лень. Он хотел до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Ему казалось, что только стоит расписать свою жизнь заранее – и всё пойдет как по маслу. Но Толстой стремится стать образованным человеком, поэтому сформулировал своё жизненное кредо:

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость”.

Как вы понимаете эти слова, какую грань характера писателя они открывают? Надеюсь, что отрывки из Дневника помогли вам не только узнать его ближе, но и заставили задуматься о себе, о вашем смысле жизни. Ведь не за горами начало и вашей взрослой жизни.



IV. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

Продолжая разговор о личности Толстого, хочется сказать, что слово предоставим участникам 1 творческой группы (листы оценивания)

Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

Что современники увидели в Толстом? И вместе с ними – вы? Чем он вам показался неординарен, интересен? Чем он близок вам? Какое из высказываний вам показалось наиболее любопытным, интересным? Что вас удивило?

Слушаем защиту проекта первой творческой группы и работаем с «Оценочными листами» и планом проекта урока, выделяем для себя главное каждого проекта.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ О ТОЛСТОМ»


- Слушаем защиту проекта второй творческой группы.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ПОРТРЕТЫ Л.Н.ТОЛСТОГО В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»


- Слушаем защиту проекта третьей творческой группы.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «МУЗЫКА В ЖИЗНИ Л.ТОЛСТОГО».


- Как вы думаете, а что помогло Л.Н.Толстому стать таким, каким мы его сегодня увидели? (ВОСПИТАНИЕ, ВОЛЯ, ТРУД, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ). А где берет начало становления личности каждый человек? (в родном доме). Был ли такой дом у Л.Н.Толстого?


ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Ясная Поляна в жизни Л.Н.Толстого».




V. Итог урока: а теперь еще раз вернемся к эпиграфу урока: «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», сказал о Л.Н.Толстом Ги де Мопассан. Смогли вы, молодые, открыть для себя Л.Н.Толстого? Что формирует человека? Природа, любимые занятия, друзья и, конечно, работа над собой. Работа Толстого над собой огромна. Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут “путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать”. Другие будут жить спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, “душевно подло”. Мы увидим его отношение к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий.






VI. Оценка работ.

Оцените свою работу и работу своих товарищей. Сегодня мне понравилась ваша сплоченность, ваша активность на уроке, но окончательный результат ее вы узнаете на следующем уроке, после оценки проекта вами и нашими гостями.

VII. Д/З: напишите небольшое эссе по одному из высказываний Толстого (по выбору). Потом, после изучения романа, мы продолжим это сочинение, добавив в него примеры из романа.


“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость”.

“Каждый человек алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”

«Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Л.Н.Толстой



Источники:
http://www.loveread.ru/biography-author.php?author=Tolstoy-Leo-Nikolayevich
http://bse.sci-lib.com/ Большая Советская Энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия
http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=2984
gmyubham.narod.ruimages/a.htm/top5/page9.html
tanais.info art/kramskoy6more.html
feb-web.ru feb/tolstoy/critics/t37/t372698-.htm
tanais.info art/kramskoy6more.html






























Урок-проект «Избранные басни Крылова»

Цели урока:

1.Обучающие:

обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;

углубить знания о жанре басни;

обучение проектной деятельности.

2. Развивающие:

стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;

формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;

развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;

3. Воспитывающие:

формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

воспитывать доброту, честность, справедливость.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Используемые образовательные технологии: учебное проектирование


Тип проекта: информационный


Этапы урока – проекта:


Подготовительный этап (3-4 недели до урока):

Знакомство с темой проекта;

Формирование тем исследований;

Распределение учащихся по творческим группам;

Разработка критериев оценивания докладов, презентации и буклетов.


Исследовательский этап:

Обсуждение плана работы творческих групп;

Поиск необходимой информации;

Выполнение и оформление проекта.

Заключительный этап:

Защита литературно-творческих проектов;

Подведение итогов

Рефлексия



Ход урока


I.Организационный момент. Объявление целей урока.


Учитель: В 2011 году 15 февраля исполняется 242 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Ко дню рождения подготовили электронный журнал (слайды) «Избранные басни И.А. Крылова». Над созданием журнала работали группы:

«Биографы», «Теоретики-лингвисты», «Критики-актеры», «Художники». Сегодня они готовы представить и защитить свой проект.


II.Актуализация знаний.

Представление проекта-презентации.


Учитель:

- Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».


1)Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова.


Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.


Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.


О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».


И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.


Учитель:

- На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? О своих исследованиях расскажут группа «Теоретики - лингвисты».


2)Презентация слайдов группой «Теоретики-лингвисты».


Эзоп родоначальник басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!» - говорит у Аристофана одно действующее лицо.


В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность. (Чтение басен пятиклассниками).


Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.

Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Класс отвечает)

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

- Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».


«Теоретики-лингвисты»: Мы нашли высказывание Н.В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например:

«А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

«А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

- Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?.


3)Представление басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Группа «Критики-актеры» читает басню по ролям и объясняет ее смысл.


Вопросы и задания:

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?

Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?

Подготовьте чтение басни по ролям. Постарайтесь передать свое отношение к Волку и Ловчему.


В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества.


4)В работу включаются «лингвисты». Объясните слова и выражения, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне:

попал на псарню

поднялся двор

и вмиг ворота на запор

ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

пустился в переговоры

уставим общий лад

не делать мировой

выпустить на Волка гончих стаю


5)«Свинья под Дубом». Инсценирование басни и объяснение ее морали «критиками-актерами».


Вопросы и задания:


Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Какой вам представляется Свинья?

В каких строчках заключена мораль басни?

Создайте свои иллюстрации к басне.


В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.


6)Инсценирование басни «Ворона и Лисица».


Вопросы и задания:


Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.

Что общего и чем различаются басни?

В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?

Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?

Чья басня кажется вам более выразительной?

В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает?

Посмотрите мультфильм по басне. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?

Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.


В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.


Учитель:

- Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова.


7)Художники защищают свои рисунки.


8)«Своя игра».



Вопросы для игры:


1.Термины:

Дайте определение басни как жанра литературы.

Дайте определение аллегории.

Что такое мораль басни?

Что такое «эзопов язык»?


2.Узнай басню по иллюстрации

(демонстрируются иллюстрации к разным басням)


3.Узнай басню по морали:

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад».

«Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».

«Избави, бог, и нас от этаких судей».


4. Чьи слова?

«Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».

«Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

«Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!».

«Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!»


Правила игры


Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова.

III.Итог урока. Чему учат басни Крылова?


Учитель:

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе мы встретимся с ним вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями басно








Урок-проект: «Две болдинские осени А.С. Пушкина»

Форма: заочное путешествие

Класс: 9а, группа I

Характеристика темы.

На данном уроке учащиеся получают представление о наиболее ярких периодах в творческой биографии А.С. Пушкина: болдинской осени 1830 и 1833 гг.

Место и роль урока в изучаемой теме.

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.С. Пушкина. Это краткосрочный проект. Учащиеся в процессе работы с информацией должны установить причины небывалого творческого подъёма А.С. Пушкина во время первого и второго посещения Болдино, отметить такие важные особенности его творчества как биографизм и высокий нравственный смысл. Результатом работы учащихся – презентация, позволяющая провести заочную экскурсию в Болдино.

Тип урока: комбинированный


Характеристика реальных учебных возможностей:

уровни ОУУН:

§ умение работать в группе –

§ умение работать самостоятельно –

§ умение работать с текстом –

§ умение моделировать отношения –

§ умение отвечать на незапланированные вопросы –

§ умение представлять результат работы –

уровни специальных знаний и умений:

§ знание фактического материала по литературе –

§ умение работать с компьютером –

§ умение давать устный или письменный развёрнутый ответ на литературную тему –

уровни познавательной активности:

§ высокий – человека;

§ выше среднего – человека;

§ средний – человек;

§ ниже среднего – человека;

уровень воспитанности – .

Общедидактическая цель: создание условий для осмысления значимости «болдинской осени» в творчестве А.С. Пушкина.




Метод обучения: проектный.

Контроль: взаимоконтроль, контроль учителя;

Предполагаемый результат: провести заочное путешествие в Болдино.

Формы обучения:

§ коллективная;

§ групповая.

Средства обучения:

§ мультимедийная техника

§ критические статьи

§ иллюстрации

ХОД УРОКА
Структурные элементы
Время
Учебный материал
Дидактические задания
Деятельность

учителя
учащиеся

1. Постановка проблемы
3 мин.
Стихотворение А.С. Пушкина «Осень»
определение проблемы
слово учителя
формулирование проблемы

2. Планирование деятельности по реализации проекта
2 мин.


инструктаж
распределение деятельности между участниками проекта

3. Подготовка продукта
25 мин.
ДМ № 1, 2, 3, 4, электронные материалы
§ выполнение заданий

§ ответы на вопросы

§ подготовка сообщений

§ создание слайдов




оказание педагогической поддержки
выполнение заданий

4. Презентация
12 мин.
Презентация «Заочное путешествие в Болдино»
презентация продукта
коррекция, контроль
представление результатов деятельности группы

5. Обобщение
2 мин.


вопросы обобщающего характера
ответы учащихся

6. Рефлексия








15

Приложенные файлы


Добавить комментарий