Крымские зарисовки в творчестве русских поэтов


МОУ «Сосновицкая общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
По предмету «Литература»
Тема «Крымские зарисовки в творчестве русских поэтов»
Работу выполнила
Ученица 7 класса
Белякова Алла
Руководитель Белякова М.А.
2015 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………… 3
Ι. Природа Крымского края в лирике русских поэтов…………………..........5
1.1 Таврида, море и Южный берег ……….……………………………………5
1.2 Горы, долины, степи, города…………………….........................................11
II. История Крыма в произведениях русских поэтов………………………...15
2.1 Полуостров в годы Крымской войны…………………………...................15
2.2 Поэзия русской эмиграции…………………………………………………17
2.3 Героические и трагические страницы Великой Отечественной войны…21
Заключение……………………………………………………………………..26
Библиография …………………………………………………………............27
Приложения……………………………………………………………………...28
Введение.
На основании результатов референдума от 16 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал «Крым орденом на груди планеты Земля». Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей. Без знания истории, без уважения к прошлому своей страны невозможно воспитание истинного патриота.
Объект исследования: русские поэты, побывавшие в Крыму и посвятившие свои произведения этому краю.
Предметом нашего исследования стали тексты русских поэтов, написанные под впечатлением от картин природы Крымского края, а также тексты, иллюстрирующие исторические события и достопримечательности Крыма.
Цель исследования: проанализировать поэтические произведений русских авторов, посвящённые Крымскому краю.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Подборка текстов, связанных с Крымской землёй.
Классификация текстов (природные зарисовки и исторические и культурные памятники)
Анализ выбранных произведений.
Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы :1.Теоретические (изучение и анализ фактического материала).
2.Эмпирические (обобщение, анализ, обработка данных).
Актуальность нашего исследования нам кажется бесспорной: в век стремительного развития, массового переселения людей, важно, чтобы мы не забывали о своей истории и культурном наследии.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных материалов и выводов на уроках истории, литературы и во внеурочной деятельности для улучшения усвоения знаний, повышения образовательного уровня и воспитания чувства патриотизма.
Новизна нашего исследования в том, что на примере литературных источников мы попытались показать тесную связь русской поэзии и истории Крыма.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, презентации.
Ι. ПРИРОДА КРЫМСКОГО КРАЯ В ЛИРИКЕ РУССКИХ ПОЭТОВ
1.1 Таврида, Море и Южный берег
К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым...»
Название «Крым» происходит от тюркского – вал, стена, ров. Перекопский вал отделял Крым от материка, он был построен 2 тыс. лет назад. До XIII в. полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров). С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. – Тавридой.
Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его первой поездки в Крым в 1803 году. (Приложение 1)
...Но ежели свирепством рока
Удела милого лишусь,
На тучный брег Солдайска тока,
В Тавриду древню преселюсь,
Второе путешествие в Тавриду поэт совершил в 1819 году. Внимательно изучая остатки древних городов и укреплений, он составил на имя министра народного просвещения докладную записку, в которой первым среди ученых и деятелей русской культуры настоятельно предложил обеспечить охрану и изучение «достопамятностей и древностей Тавриды».
«Воображенью край священный», - писал о просторах Крыма Александр Пушкин.
Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. Погруженное во тьму побережье, предчувствие чего-то сказочного, еще непознанного, возбудили поэтическое воображение А. С. Пушкина. На борту корабля поэт написал знаменитую элегию:
Погасло дневное светило:
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Три недели, проведенные в Гурзуфе, поэт называл счастливейшими в своей жизни. «Я любил, — писал он в Петербург, — проснувшись, ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис: каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Не раз впоследствии А. С. Пушкин обращался в воспоминаниях к «полуденному краю». Например, в «Путешествии Онегина»: Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я...
С Южного берега путь поэта пролегал в Бахчисарай, где он осмотрел ханский дворец. 8 сентября 1820 года А. С. Пушкин прибыл в Симферополь и вскоре покинул Крым. Пять лет спустя бахчисарайские впечатления вылились в прекрасные строки:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы...
В любое время года у Фонтана слез вы увидите две свежие розы: красную и белую. Их меняют каждое утро. Так сотрудники Бахчисарайского музея хранят память о пребывании великого поэта в Крыму. (Приложение 2)
Во многих местах установлены памятники поэту, его имя носят улицы, санатории, школы, библиотеки. Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина. Экспозиция в шести залах рассказывает о крымском периоде жизни поэта. Красота Тавриды отражена и в стихах Батюшкова, Я. Полонского, В. Бенедиктова и других поэтов 19 века. [11]
К. Батюшков
В широком пурпуре Авроры
Восходит солнце. Предо мной
Тавриды радужныя горы
Волшебной строятся стеной.
Плывем. Все ближе берег чудный,И ряд заоблачных вершинВсе ближе. У кормы дельфинВолной играет изумрудной.
В. Бенедиктов в своих стихах прославляет Крымский край, его живописную природу:
ОРИАНДА
Прелесть и прелесть! Вглядитесь:Сколько ея на земле!Шапку долой! ПоклонитесьЭтой чудесной скале!Зеленью заткан богатойЧто за роскошный утес,Став здесь твердыней зубчатой,Плечи под небо занес!
В этом стихотворении мы видим духовное родство лирического героя и природы.
НОЧЬ В КРЫМУ
Помнишь - лунное мерцанье,Шорох моря под скалой,Сонных листьев колыханьеИ цикады стрекотаньеЗа оградой садовой?
Я. Полонский НАД НЕПРИСТУПНОЙ КРУТИЗНОЮНад неприступной крутизноюПовис туманный небосклон;Там гор зубчатою стеноюОт юга север отделен.
В Крыму побывали А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Л.Н. Толстой и др. [16]
Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Севастополе им были созданы прославившие его «Севастопольские рассказы», которые были новой для того времени литературой. Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск. Песня содержала строки:
«На Федюхины высоты нас пришло всего две роты,
а пошли полки» и
«Чисто писано в бумаге,
да забыли про овраги,
как по ним ходить»,
а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава. В селе Танковом на месте расположения взвода горной артиллерии, которым командовал будущий великий русский писатель Лев Толстой, открыли памятный знак. Надпись на мемориальной доске знака гласит: «Здесь у д.Биюк Сюйрень (ныне с.Танковое) в период Крымской войны в 1854-1856 г.г. размещались части русской армии. Весной 1855 года сюда для формирования взвода горной артиллерии прибыл поручик Л.Н.Толстой, участник обороны Севастополя, будущий великий русский писатель». (Приложение 3)
Князь Вяземский отметил благозвучие названий живописных уголков Крымского края: СЛУХУ МИЛЫЕ НАЗВАНЬЯ...
Слуху милые названья,
Зренью милые места!
Светлой цепью обаянья
К вам прикована мечта.
Вот Ливадия, Массандра!
Благозвучныя слова!
С древних берегов Меандра
Их навеяла молва.
Гаспра тихая! Красиво
Расцветающий Мисхор!
Орианда, горделиво
Поражающая взор!
Живописнаго узора
Светлый, свежий лоскуток -
Кореиз, звездой с Босфора
Озаренный уголок!
Солнце, тень, благоуханье,
Гор Таврических краса,
В немерцающем сиянье
Голубыя небеса!
(Приложение 4)
Среди достопримечательностей Южнобережья самый высокий водопад в Европе - Учан–Су ("Летящая вода" по-татарски, громыхающий всего в восьми километрах от Ялты, хорошо известен: описан, воспет и покорен. Этот овеянный легендами водопад – самый высокий в Крыму.
Иван Бунин «Учан-Су».
Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу. (Приложение 5)
Богатая история Крыма и природа полуострова – самая творческая атмосфера, благодаря которой появилось большое количество художественных произведений. В. ТуманскийПОД НЕБЕСАМИ ЮГА
Вот он, южный берег Крыма!Я, на этом берегуНабираясь впечатлений,Их как скряга берегу.
Эта чудная природаНикогда не надоест.Что за бархатныя ночиПри сияньи ярких звезд!
Что за воздух, что за небо,Золотистое с утра!Восклицательные знакиТак и просятся с пера.
1.2 Горы, долины, степи, города.
Таинственные пещеры и величественные горы постоянно раскрывающие свои древние секреты, буквально созданы для того, чтобы даже самые страшные их тайны воплотились в стихи. (Приложение 6)
На сегодняшний день в Крыму открыто около 900 пещер. ... Крупнейшей пещерной системой Крымского полуострова является пещера Красная, или Кизил-Коба. Кизил переводится с тюркского как красная, а коба — пещера. Эта пещера уникальна, она — чудесное создание природы Крыма. Протяженность ее исследованных ходов - более 20 километров. Представляет из себя большой запутанный комплекс подземных ходов, из шести этажей.
Владимир Бенедиктов
ПЕЩЕРЫ - КИЗИЛЬ-КОБА
Где я? - В какой-то мгле сырой;
Тяжелый свод над головой:
Я в мрачной области пещер,
Которым нет числа и мер…
«Быть в Крыму и не сделать посещение Чатырдагу, есть дело предосудительного равнодушия» П. И. Сумароков. 1803г.
Толстой Алексей Константинович (1817-1875), граф, русский писатель, путешествовал по Крыму в мае-июне 1856 года. Он объехал Южный берег, побывал в Севастополе. Поэтическим дневником этого путешествия стал цикл "Крымские очерки", включающий 14 стихотворений. На полуострове А.К. Толстой побывал еще трижды после этого. Последний раз – в октябре 1869 года – в Ливадии. [16]
ВЕРШИНА ЧАТЫРДАГА
Вот вершина... Стойте, кони!Выше нас лишь небосклон.Здесь весь Крым, как на ладони,Видно море с трех сторон...
Впервые о Чатыр-Даге историки нашли упоминания еще в трудах Страбона по географии. Горный массив Чатыр Даг (в переводе с татарского «гора-шатер») образовался более 130 миллионов лет назад, когда Крым находился на дне древнего океана. С1844 по 1920 г. изображение горы красовалось на гербе Симферополя.
Владимир Шуф КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Из недр земли свой гордый станМогуче поднял Чатырдаг,И, как волшебный великан,Главу склонивши в облаках,Он задремал в тиши леснойПод тихий плеск волны морской...
Гора Аю-даг находится на Южном берегу Крыма, к востоку от Гурзуфа. Высота горы составляет 565 метров, длина 2,5 километра, возраст ~ 161 млн. лет. По происхождению Аю-даг «неудавшийся вулкан» — лакколит. Некогда магма поднялась из недр земли, но не нашла выхода и застыла в виде огромною купола. Осадочные породы со временем выветрились, и купол обнажился. Гора сложена из диорита. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы. (Приложение 7)
В. Щербина АЮ-ДАГ
Там, где извилины дорогиСнуют свою вкруг моря сеть,Вот страшно выполз из берлогиГромадной тучности медведь.
Глядит налево и направо,И вдаль он смотрит свысока,И подпирает величавоХребтом косматым облака.
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму. Впервые в 1905 году в Ялте. Летом 1911 года, Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем. Поселок в годы СССР менял свое название и именовался Планерское (Planerskoye). Это был период времени с 1944 по 91 года. Вблизи поселка, а точнее на горе Клементьева (Узун-Сырт) проходили соревнования планеристов со всего Союза в 20-30-е годы. (Приложение 8)
По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
В Крыму поэтессой написаны многие лирические шедевры. Один из них — стихотворение «Встреча с Пушкиным». В данном стихотворении автор предлагает нам углубиться в историю, вспомнить о том, что в эти места приезжал Пушкин, и его душевные раны залечивала красота природы Крымского края. Встреча с Пушкиным
Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Высится над высотой.
Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.
Многие ее воспоминания и стихи о Крыме связаны с Коктебелем и Максимилианом Волошиным. Художник Максимилиан Волошин (род. в 1877- и умер в 1932) построил свой дом на берегу моря с потрясающим видом на Кара-Даг. Сейчас это музей, открытый для публики, в нем проводятся экскурсии и выставки. Поэт (и превосходный художник) посвятил своему Дому, который расположен в Коктебеле, большое стихотворение. Нет, эти стихи можно назвать маленькой поэмой, раскрывающей сущность не только дома-башни, но всего Крыма. (Приложение 9)
В Крыму гармонично сочетаются все четыре стихии: воздух, земля, вода и огонь. Видимо, именно эта гармония способствует тому, что творческий человек раскрывает все свои способности в полной мере. Вот и Максимилиан Волошин проявился здесь не только, как поэт, но и как художник. Здесь он создал акварели, которые были объединены в цикл “Коктебельская сюита”.
На юго-восточном побережье Крыма, между Судаком и Феодосией, расположен один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму во времена, отстоящие от наших дней на 140—150 миллионов лет. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора". (Приложение 10)
М. Волошин «Карадаг» Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….
Биография Симферополя – столицы Крыма, связана со многими славными именами. В сентябре 1820 г. около недели гостил в Симферополе А. С. Пушкин. Лето 1825 г. провел здесь А. С. Грибоедов, сокрушавшийся в письме другу, что он "ничего не написал... Нажил кучу новых приятелей, а время потерял". В начале службы и во время Крымской войны в Симферополь часто наезжал и подолгу останавливался поручик граф Л. Н. Толстой.
Крымские города - Ялта, Феодося, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты – Вяземский, Цветаева, Ахматова, Бродский. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. (Приложение 11)
Наш земляк, Афанасий Никитин вернулся на родину из Индии через Кафу (Феодосию), где ему поставлен памятник. (Приложение 12)
К поэтам современникам относится Елена Громова, которая родилась в Московской области в 1977 году.
Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря….
Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по-прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников на создание произведений.
II. ИСТОРИЯ КРЫМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ
2.1 Полуостров в годы Крымской войны
Каждое новое поколение русских писателей по-своему воспринимало Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха. Здесь создавались великие произведения, менялся взгляд на мир, велась борьба со смертью.
Город Севастополь расположен на холмах, как Рим. Севастополь – город-герой, город-музей. Здесь переплелась история древняя и современная. Каждая эпоха оставила свои уникальные памятники: античный Херсонес, средневековые крепости Каламита (Инкерман) и генуэзская (Балаклава).
ХЕРСОНЕС
Печальней никогда не видел я руин.
Разрытые дома зияют, как могилы,
На пыльных насыпях растет бурьян унылый
И с ветром плачущим беседует один.
Ютится мох на дне разрушенной цистерны,
Низринут мавзолей и спит, как страж неверный.
Крым не раз становился ареной ожесточенных битв и сражений. Самая кровопролитная война ХIХ столетия в России получила название Крымской (1853 – 1856 гг.). Это была очередная русско-турецкая война. Массовый героизм проявляли защитники Севастополя. Рискуя жизнью, герои спасали от взрывов бомб своих товарищей, мастерски вели подземно-минную борьбу. Севастопольские женщины под огнем перевязывали раненых, приносили воду, чинили одежду.
Князь Вяземский В СЕВАСТОПОЛЕ
Здесь есть святыня, русская святыня,
Великих жертв, великой скорби край,
Но торжеством вещественным, гордыня,
Пред скорбью сей себя не величай.
Богатыря на поединок честный,
Рассчетливый враг вызвать не посмел,
На одного клич поднял повсеместный,
И на него ордами полетел.
Насильством враг венчал свою гордыню,
Над каменями победу одержал,
Он разгромил бездушную твердыню,
Но русский дух в паденьи устоял.
ПЕСНЯ РУССКИМ ВОИНАМ, РАНЕНЫМ В СЕВАСТОПОЛЕ
Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!
Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй.
Спасибо вам, ребята!
Графиня Ростопчина
СЕВАСТОПОЛЬ
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек…
…Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков -
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
(Приложение 13)
Оборона закончилась поражением русской армии и сдачей города. Так же бесславно закончилась вся война, которая разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.
Сегодня наша задача – восстановить память о той войне и людях, которые защищали великое государство.
2.2 Поэзия русской эмиграции
В борьбе за власть шли ожесточенные сражения между Красной и Белой армиями. Крым несколько раз переходил из рук в руки. В 1920 г. Крым стал частью Советской России.
В лирическом тексте Веры Клюевой «Крым» изваянный «из солнечной лавы» прекрасный Крым и спокойный, с мечетями, сияющими «в закатной пыли», Босфор, «куда отошли корабли», только острее напоминают его автору о том грозном времени, когда все горело, рушилось, когда погибали люди и лошади, когда бушевала Гражданская война.
«Но синяя влага лепечет
И там, у последних ворот,
О том, как стальная осечка
Сводила агонией рот,
О том, как цикады звенели,
Как пули низали волну,
Как лошади, вздыбясь, храпели
На ялтинском узком молу».
В русской эмигрантской лирике 1920-30-х годов «крымская катастрофа» глубоко осмысливается: становясь предметом поэтической рефлексии, она «вызревает» в мотив «ухода из Крыма». Этот мотив пронизывает произведения поэтов с разными эмигрантскими судьбами и, порой, кардинально отличающихся друг от друга своим умонастроением и мироощущением. Крым, а точнее - Севастополь, оставался последним уголком русской земли, яростно защищаемым Белой армией. Марина Цветаева, находясь на высочайшем эмоциональном пике, экспрессивно, пронзительно, «страшно» написала в стихотворении «(Взятие Крыма)»:
«И страшные мне снятся сны:
Телега красная,
За ней - согбенные - моей страныИдут сыны.
Золотокудрого воздев
Ребенка - матери
Вопят. На паперти,
На стяг
Пурпуровый маша рукой беспалой,
Вопит калека, тряпкой алой
Горит безногого костыль,
И красная - до неба - пыль».
Именно из бухт Севастополя, в том числе и от знаменитой Графской пристани, уходят последние русские суда, на которых покидают Россию около 150 тыс. военных и гражданских лиц. Эмиграцию, прошедшую через Крым, можно назвать кульминацией «русского исхода». (Приложение 14)
Прекрасный крымский город Севастополь для многих эмигрантов оказался последней точкой, где кончалась Россия и начинались дороги скитаний «от пыльных зловоний Стамбула до парижских литых площадей».
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ
Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
- Ты знаешь, мне земля повсюду
Напоминает те холмы.
Я через овиди степныеСтремился в каменистый Крым,
Где обрывается Россия
Над морем черным и глухим.
Перечитывая это стихотворение, мы понимаем, что лирический герой вспоминает Родину с любовью и теплом, в нём пробуждаются грустные чувства, что передаётся и нам. Мы должны помнить о тех страшных днях, чтобы трагедия никогда не повторилась. Крым как художественный локус в поэзии русских эмигрантов первой волны вбирает в себя множество смыслов и значений. Крым становится особым символическим пространством, в которое «опрокидываются» чувства и мысли тех, кто, теряя родину, утрачивал ощущение устойчивости, включался в водоворот событий, уносящих к неизвестным берегам. Драматизм ситуации убедительно передается в стихотворении Николая Туроверова «Крым», в кульминационной части которого задерживают внимание строчки:
«Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскаленной крымской глине,
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине.
И в этот день в Чуфут-Кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год - прощай, Россия!». (Приложение 15)
Владимир Маяковский любил бывать в Крыму. Однако после революции его поездки на Крымский полуостров носили, как правило, деловой характер. Маяковскому крымский полуостров запомнился как один большой фешенебельный курорт. Маяковский отзывается с некой долей иронии, отмечая, что природа действительно благосклонна к отдыхающим – «то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния». Однако теперь вся эта роскошь доступна простым советским труженикам, которые проводят свои отпуска в комфортабельных санаториях. Именно в них превратились бывшие дворцы русской знати. Пропаганда равных возможностей вынуждает автора отказываться от культурных и исторических ценностей, которым отныне отводится второстепенная роль.
Владимир Маяковский
Крым
И глупо звать его
'Красная Ницца',
и скушно звать
'Всесоюзная здравница'.
Нашему
Крыму
с чем сравниться?
Не с чем
нашему
Крыму сравниваться!
2.3 Героические и трагические страницы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны через Крымский полуостров не раз прокатывался огненный вал фронта. Эта война вошла в историю Крыма множеством героических, трагических и жестоких страниц. В последних числах декабря 1941 года в одной из бухт на восточном берегу Крыма был высажен маленький десант моряков Черноморского флота.
Вечная слава героям, 25-ти морякам Черноморского Флота, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины 28 декабря 1941 г.
Надпись на памятнике на берегу моря в Планерском. (Приложение 16)
Юлия Друнина
У ПАМЯТНИКА
Коктебель в декабре.
Нет туристов, нет гидов,
Нету дам, на жаре
Разомлевших от видов,……Коктебель в декабре.
Только снега мельканье,
Только трое десантников,
Вросшие в камень.
Только три моряка
Обреченно и гордо
Смотрят в страшный декабрь
Сорок первого года.
Стихи о героизме русских моряков, о незабвенном подвиге матросов, погибших в Планерском в бою с немецкими фашистами, пронизаны грустью и трагизмом.
Самое заметное событие той войны героическая оборона Севастополя, которая длилась 10 месяцев. Бои за освобождение Крыма, в которых ярко проявилось превосходство советской военной стратегии над гитлеровской военной доктриной, вошли героическими страницами в историю Великой Отечественной войны. В течение 35 суток здесь были разгромлены 12 вражеских дивизий и большое количество отдельных частей. В воздушных боях и на аэродромах с ноября 1943 по 12 мая 1944 года уничтожено и повреждено до 1000 вражеских самолетов, в море потоплено около 190 кораблей и различных судов противника. После освобождения Крыма советскими войсками враг был лишен важного стратегического плацдарма на Черном море. Защитников города постоянно поддерживали корабли флота. Прорываясь в осажденный Севастополь, они доставляли пополнения, боеприпасы, продукты питания, увозили на Большую землю раненых, стариков, женщин и детей. А когда надводные корабли уже не могли прорываться к Севастополю, их задачу отважно выполняли экипажи подводных лодок. [18]
С. Кирсанов
Будет день -
и мы придем обратно
к памятным развалинам в Крыму!
А. Сурков
Чернеют копотью твоиНепобежденные руины
О. Берггольц
Закат. Руины города. Он был —
и это видно — светлый и прекрасный,
амфитеатром белым восходил
высоко вверх — терраса за террасой
9 мая 1944 г. был полностью освобожден Севастополь.
В этот день газета "Правда" писала: "Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!".
Среди участников обороны Севастополя и боев за освобождение Крыма было много русских литераторов, поэтов, военных корреспондентов. (Приложение 17)
Свои переживания и безграничную любовь, они выразили в стихах.
В. Александров
Севастополь, ты в сердце моем,
Вечен будешь, как Черное море.
И всегда будет имя твое
В свете славы и терниях горя.
П. Градов
Здесь мы в бой, святой и правый,
Шли за родину свою…
И твою былую славу
Мы умножили в бою.
Эдуард Асадов
Может, помоложе , чем Акрополь,
Но стройней и тверже во сто крат
Ты звенишь, как песня, Севастополь -
Ленинграда черноморский брат.
В День Победы, на исходе дня,
Вижу я, как по твоим ступеням
Тихо всходят три знакомых тени
Постоять у Вечного огня…
***
Севастополь, могучий орел! Герой!
Двести лет ты стоишь над морскою волной,
Наше счастье и мир заслонив собою
В этих стихотворениях мы можем увидеть, что духовная связь лирического героя и города, образом которого предстаёт Севастополь, неразрывна. И, несомненно, этот город является «частицей великой России» со своей Воинской славой, необычайной красотой пейзажа и, конечно же, морем. Признанием заслуг города Севастополя перед страной в годы Великой Отечественной войны явилось награждение его в 1965 году орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. Тогда же Черноморский флот был награждён Орденом Красного знамени. [18]
Море побед — колыбель смельчаков,
Славное Черное море.
Здесь Севастополь — любовь моряков
Высится в синем просторе
С. Алымов и К. Платонов
В 1954 году из-за тяжелейшей экономической ситуации на полуострове, вызванной послевоенной разрухой и нехваткой рабочей силы после советским руководством было принято решение о передаче Крыма Украинской ССР. 19 февраля 1954 года Президиум Верховного совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. 21 марта в Крыму образован одноимённый федеральный округ с центром в Симферополе.
(Приложение 18)
Крым издавна вдохновлял композиторов и исполнителей, а посему в творчестве многих известных людей он занимает особое место. Античная история Керчи, например, была отражена в знаменитой опере Моцарта «Митридат, царь Понтийский», «Севастопольский вальс» вошел в репертуар оркестра Военно-морского флота СССР, а гимны крымских городов стали культовыми.
Выводы:
Анализируя стихотворения русских поэтов, мы разделили их на две категории:
Уголки природы и достопримечательности Крымского края История Крыма в русской поэзии
1. Стихотворения, в которых встречается образ моря.
2.Произведения, посвящённые городам Крыма.
3.Описание природы Крыма (горы, пещеры, степи, водопады и т.д.) 4.Архитектурные памятники Крымского края (Бахчисарайский фонтан, дворец в Алупке, Графская пристань и др.). 1. Стихотворения, созданные в период Крымской войны.
2. Произведения, посвященные Гражданской войне в Крыму.
3. Крым в русской эмигрантской лирике.
4. Поэзия о Великой Отечественной войне.
5. Поэзия советского периода.
В результате нашего исследования мы пришли к выводам:
1. Крымские зарисовки занимают важное место в творческом наследии русских авторов.
2. Все тексты объединены чувством безграничной любви к Родине, ее природе и историческому прошлому Крыма, части великой России
Заключение
Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сложны и прихотливы пути его истории. Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной… Крым - арена игры всех стихий - морской, воздушной и подземной. Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Меня поразило отношение авторов к природе Крымского края, к его истории. В этих произведениях — и бесценный опыт, и мудрый совет, и пример высоконравственного поведения. За многокрасочностью стилей – не до конца прочитанная история великой культуры, истории Отечества. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она пережила. По неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которые она оказалась способна. И как современно звучат сегодня строки русского поэта Федора Тютчева из стихотворения «Чёрное море»:
«Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля -
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Счастлив в наш век, кому победаДалась не кровью, а умом».
Библиография
Алексеева Л. Горькое счастье: собр. соч. / Л. Алексеева. - М.: Водолей Publishers, 2007.
Газданов Г. Вечер у Клэр / Г. Газданов // Газданов, Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. - М.: Согласие, 1999.
Гессен А. «Русской армии» цит. по: Белая лира: антология поэзии Белого движения. - Смоленск: Русич, 2006.
Евсеев Н. «Помню войну, что шумела когда-то» / Н. Евсеев // «Мы жили тогда на планете другой»: антология поэзии русского зарубежья. 1920-1990: (Первая и вторая волна): в 4 кн. Кн. 1 / сост. Е.В. Витковский; коммент. Г.И. Мосешвили. - М.: Моск. рабочий, 1995.
Крымский альбом 1996: ист.-краевед. и лит.-художеств. альманах. Вып. 1 / сост., вступ. заметка и публ. Д. А. Лосева; предисл. Д. С. Лихачева и Б. А. Чичибабина. - Феодосия; М.: Издат. дом Коктебель, 1996.
Лезинский М. Прощальные гудки над Графской пристанью М.: Издат. дом Коктебель, 1996.
Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе / А.П. Люсый. - СПб.: Алетейя, 2003.
Мирзаев.А Чурилин Т. Другое полушарие. 2009 г № 9.
Поплавский, Б. Стихотворения / Б. Поплавский. - Томск: Водолей, 1997.
Русская поэзия XIX – начала XX в. (сборник текстов)
«Серебряный век в Крыму: Взгляд из XXI столетия». Москва-Симферополь-Судак, 2003. Опубликовано: "Литературная газета + Курьер культуры: Крым-Севастополь" №№ 2-4, 2011 г.
Туроверов. Н.Н. Двадцатый год - прощай, Россия! - М.: Планета детей, 1999.
.Финкельштейн К.И «Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики». СПб.: Серебряный век, 2009».
Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1: Стихотворения / М. Цветаева; сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. - М.: Эллис Лак, 1994.
Погружение в Крым! Cевастополь (Ясмин Шейх) / Стихи.ру...
stihi.ru›2011/11/06/9462
http://15minut.org/albums/2014-04-11-10-26-05-81501.jpg
http://i2.smotra.ru/data/img/events_posters/event-4594.jpg
Приложение 1
Василий КАПНИСТ
Из стихотворения "ДРУГУ СЕРДЦА"
...Но ежели свирепством рока
Удела милого лишусь,
На тучный брег Солдайска тока,
В Тавриду древню преселюсь,
Где овцы, пеленой обвиты,
Красу сребристых нежат рун;
Отколь в кумирах знаменитыйВладимиром сражен Перун.
Земли тот уголок счастливый
Всех боле мест манит мой взор:
Средь леса зреют там оливы,
Мед каплет из ущелья гор.
Там долго ветр весенний веет,
Гнетет недолго зимний хлад;
В долинах, как янтарь, желтеет
Токайский сладкий виноград.
<начало 1800-х>
Приложение 2

Бахчисарайский дворец

Бахчисарайский фонтан
Работники музея ежедневно кладут в верхнюю чашу «фонтана слёз» две свежие розы.
Приложение 3

Л. Н. Толстой - поручик артиллерии. 1854

Автор Станислав Чиж
Приложение 4

Ливадия. Воронцовский дворец Дно меандра с подсветкой. Пещера Провал
меандр [меандр] м. 1) Извилина, излучина в течении реки, характерная для равнинных рек. 2) Геометрический орнамент, узор в виде изогнутых линий или полос, образующих ряд спиралей (в изобразительном искусстве)

Дворец в Массандре.

Гаспра - живописный поселок.

Кореиз – поселок городского типа.
Мисхо́р («средняя местность») — приморская климатическая курортная местность на Южном берегу Крыма.

Гурзу́ф (укр. Гурзуф, крымскотат. Gurzuf, Гурзуф) — посёлок городского типа на южном берегу Крыма.Приложение 5
«Учан-Су».

Самый высокий и самый известный крымский водопад - Учан-Су

Приложение 6
ПЕЩЕРА - КИЗИЛЬ-КОБА


Красная пещера (Кизил-Коба) - самая крупная из пещер Крыма и одна их крупнейших в Восточной Европе. Вблизи пещеры были обнаружены стоянки первобытных людей возрастом более пяти тысяч лет.
Приложение 7

ВЕРШИНА ЧАТЫР-ДАГА
Во всей гряде гор Крыма Чатыр-Даг, называемая также Шатер-Гора, занимает особенное место.
Герб города Симферополь (1844 г.)
Православный крест — символ христианской веры, пришедший на Русь со святой земли Тавриды. А Чатырдаг, который виден из любой точки города, — символ высоких и чистых помыслов симферопольцев.
АЮ-ДАГ

Аю-Даг или Медведь-гора в Крыму
Приложение 8

Сергей Эфрон, Марина Цветаева, Владимир Соколов ( на первом плане). Коктебель, 1913

Марина Цветаева и Сергей ЭфроПриложение 9

Дом М. Волошина в Коктебеле
АКВАРЕЛИ ВОЛОШИНА
О как молодо водам под кистью твоей,
Как прохладно луне под спокойной рукой!..
Осиянный серебряной сенью кудрей,
Возникал в акварелях бессмертный покой. (МАРИЯ ПЕТРОВЫХ)
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.
Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель! 1907
Приложение 10


Кара-Даг ( Карадаг) –большой горно-вулканический массив, расположенный на территории Феодосии в Крыму.

Кара-Даг горный массив Карагач скалы Король, Королева, Свита, Трон.
Приложение 11
Стихи о Крыме, Севастополе, Ялте, Коктебеле
Ахмадулина Белла Ахатовна
Белла Ахмадулина. Воспоминание о Ялте
Белла Ахмадулина. Как двадцать лет назад
Белла Ахмадулина. Пререканье с Крымом
Зима на юге (стихотворение Ахмадулиной Б.А.)
Ахматова Анна Андреевна
Анна Ахматова. По неделе ни слова ни с кем не скажу
Вижу выцветший флаг ... (стихотворение Ахматовой А.А.)
У самого моря (стихотворение Ахматовой А.А.)
Бродский Иосиф Александрович
Иосиф Бродский. В альбом Натальи СкавронскойИосиф Бродский. Второе рождество на берегу
Иосиф Бродский. Зимним вечером в Ялте
Иосиф Бродский. Морские маневры
Иосиф Бродский. С видом на море
Булат Окуджава. Прикатить на берег крымский ...
Валерий Яковлевич Брюсов
Валерий Брюсов. Волны приходят ...
Валерий Брюсов. Где подступает к морю сад ...
Ваншенкин Константин Яковлевич
Константин Ваншенкин. Вечерний порт
Константин Ваншенкин. Коктебель
Константин Ваншенкин. Санаторий комсостава
Визбор Юрий Иосифович
Юрий Визбор. В Ялте ноябрь
Юрий Визбор. Одинокий гитарист
Владимир Высоцкий. Черные бушлаты
Вознесенский Андрей Андреевич
Андрей Вознесенский. Ров
Давид Самойлов
Давид Самойлов. Купальщица
Давид Самойлов. Море
Маяковский Владимир Владимирович
Евпатория (стихотворение Маяковского В.В.)
Земля наша обильна ( стихотворение Маяковского В.В.)
Крым (стихотворение Маяковского В.В.)
Севастопль - Ялта (стихотворение Маяковского В.В.)
Ялта - 'Севастополь' (стихотворение Маяковского В.В.)
Мориц Юнна
Юнна Мориц. Эту ветку миндаля ...
Юнна Мориц. Гурзуф
Юнна Мориц. Карадаг
Юнна Мориц. Таврида
Николай Заболоцкий. Гурзуф ночью
стихотворения о Крыме ...
Владимир Вишневский В МисхореМария Петровых Коктебель
Тютчев Федор Иванович. Черное море.
Приложение 12

Памятник Афанасию Никитину в Феодосии. Крым.

Памятник Афанасию Никитину был установлен 27 июля 2008 года это скульптура из чугуна высотой 3,2 метра на постаменте, выложенном из дикого камня автор памятника, Феодосийский скульптор Валерий Замеховский. Памятник установлен в районе старого Карантина у стен средневековой Генуэзской крепости и древней церкви Иверской иконы Божьей матери, в которой, возможно молился Афанасий Никитин, когда в 1474 году сошел на берег средневековой Кафы возвратившись из путешествия к далекой Индии и работая над своим трудом Хожение за три моря.
Приложение 13

Херсонес

Над водой - мачты затопленных русских кораблей.

Приложение 13

Херсонес

Над водой - мачты затопленных русских кораблей.

Приложение 14


Приложение 15

15 ноября 1920 года - Отступление Добровольческой армии закончилось.

Приложение 16

Памятник защитникам Крыма (Коктебель на берегу моря в Планерском)
Приложение 17
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
АЗАРОВ Всеволод Борисович (1913-1960) – флотский поэт, автор ряда сборников стихов.
АКСЕНОВ Александр Егорович (1931-1996) – поэт, моряк, автор многих стихов о Севастополе.
АЛЫМОВ Сергей Яковлевич (1892-1948) – известный поэт-песенник, участник обороны Севастополя и боев за освобождение Крыма.
АСАДОВ Эдуард Аркадьевич (р.1923) – известный поэт, автор многих книг и сборников стихов; Почетный Гражданин Севастополя, Герой Советского Союза (в бою за освобождение Севастополя был тяжело ранен, потерял зрение).
АСЕЕВ Николай Николаевич (1889-1963) – известный поэт.
БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-1975) – русский поэт. Всенародное признание заслужила самоотверженной работой на Ленинградском радио во время блокады 1941-1944 годов. Трагедия в стихах «Верность» (1946-1954) явилась результатом ее поездки в Севастополь через несколько месяцев после его освобождения.
ГОНЧАРОВ Виктор (Семен) Михайлович (р.1920) – поэт, служил на Черноморском флоте.
ДОЛМАТОВСКИЙ Евгений Аронович (р.1915) – известный поэт.
ДРУНИНА Юлия Владимировна (1924-1991) – один из известных поэтов военного поколения, после войны много времени проводила в Крыму.
ЖАРОВ Александр Алексеевич (1904-1984) – поэт. Впервые приехал в Севастополь в 1923 г. С тех пор город стал одной из тем его творчества.
ЖИДИЛОВ Евгений Иванович (1899-1977) – генерал-лейтенант, герой Советского Союза. Один из наиболее известных героев обороны Севастополя (командир 7 бригады Морской пехоты). Похоронен в Севастополе.
КАЗАКОВА Римма Федоровна родилась в Севастополе, после окончания ЛГУ работала на Дальнем Востоке. Не раз приезжала в родной город в 60-е – 70-е годы. Живет в Москве.
КИРСАНОВ Семен Исаакович (1906-1972) – поэт. Детство и юность провел в Одессе. В годы войны – военный корреспондент.
КРАСОВСКИЙ Афанасий Степанович (1911-1983) – поэт и драматург, член союза писателей СССР; участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, был военным корреспондентом газеты «Красный черноморец». Последние годы жил и умер в Севастополе.
КРАСОВСКИЙ В. – поэт-черноморец.
КРИВАНЧИКОВ Николай Григорьевич (1926-1978) – крымский поэт. В годы войны был курсантом-летчиком. После войны жил в Севастополе, автор многих поэтических сборников.
КУЛЕМИН Василий Лаврентьевич (1921-1962) – поэт, участник Великой Отечественной войны, работал в газете «Комсомольская правда» и журнале «Смена», издал несколько сборников стихотворений.
ЛУГОВСКОЙ Владимир Александрович (1901-1957) – поэт. Впервые посетил Севастополь в 1923 г. С тех пор, как он сам писал, его лирика «приросла к крымской земле»
ПЕТРОВЫХ Мария Сергеевна (1908-1979) – поэтесса и переводчица.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951) – писатель. В годы войны – военный корреспондент.
ПОЖЕНЯН Григорий Михайлович (р.1922) – поэт и моряк, один из тех, для кого Севастополь – часть жизни. В годы войны сражался у его стен на одном из десантных катеров.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович (1895-1977) – поэт, юность которого связана с Севастополем. Знал и любил этот город, не раз бывал и в зрелые годы своей жизни.
САЖИН Петр Александрович (1906-1993) – писатель, военный корреспондент в Севастополе в 1941-44 годах.
СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович (1899-1968) – поэт, уроженец Симферополя. Как военный корреспондент, участвовал в освобождении Севастополя весной 1944 г.
СИБИРЕВ Владимир Петрович (1927-1995) – поэт, автор десяти книг. Участник Великой Отечественной войны, служил на Черноморском флоте.
СУКОВСКИЙ Владимир Сергеевич (1929-1965) – поэт, автор нескольких сборников стихов.
СУРГУЧЕВ Михаил Николаевич (1907-1986) – директор севастопольского Морзавода в годы войны и послевоенные годы.
СУРКОВ Алексей Александрович (1899-1983) – поэт, участник Великой Отечественной войн.
УТКИН Иосиф Павлович (1903-1944) – поэт, журналист. В годы войны – фронтовой корреспондент.
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882-1945) – один из крупнейших советских писателей.
ТУЧКОВ Иван Николаевич (р.1936) – поэт, автор поэтических сборников.
ФЕСЕНКО Виталий Федорович (р.1940) – публицист, поэт, музыкант, артист; проживает в Севастополе.
ФИРСОВ Лев Васильевич (1926-1981) – доктор геологических наук, известный специалист по геохронологии и археологии, поэт, художник-любитель.
ФЛЕРОВ Николай Григорьевич (р.1913) – поэт, автор многих сборников стихов. Детство провел в Севастополе, в войну служил на флоте.
ХЕЛЕМСКИЙ Яков Александрович (р.1914) – поэт и писатель. Много лет прожил в Белоруссии.
ЧЕРКАШИН Геннадий Александрович (1936-1996) – писатель, ученый-физик, детство провел в Севастополе, автор ряда произведений о городе и флоте. Похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе.
ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891-1967) – писатель, публицист; в годы войны его публикации в «Правде» имели огромную популярность.
ЭСКИН Борис Михайлович (р.1937) – поэт, журналист, драматург.
Приложение 18


Приложенные файлы


Добавить комментарий