Рабочая программа кружковой работы объединения `Вокальная студия `Квинт` 6-11кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа – лицей № 4
«Интеллект»




Утверждаю
Директор МАОУ ПГО
«СОШ - лицей № 4 «Интеллект»
____________В.Г. Никитин
Приказ №
от «___» сентября 2015 г.






Рабочая программа
кружка (объединения) дополнительного образования
«Вокально-хоровая студия «КВИНТ»
для обучающихся средней и старшей ступени






Составитель:
Учитель музыки
высшей квалификационной категории
Самихова Светлана Михайловна





2015 – 2016 уч. год


Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе лицензионной дополнительной общеразвивающей (рабочей) программы «Эстрадная студия» Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области Центр дополнительного образования детей «Дворец молодёжи» (2014г.) для учащихся 12 – 18 лет.
Программа рассчитана на 6 лет обучения и состоит из следующих разделов:
«Вокальная культура. Сольное пение. Ансамблевое пение»
«Хоровой класс»
Целью данной программы является нравственно эстетическое воспитание учащихся, основанное на формировании навыков высоко-художественного исполнительства, формирование певческой культуры учащихся через приобщение их к основам мировой культуры.
Задачи:
Развитие вокально – хорового слуха, формирование музыкальной памяти, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
Ознакомление с более трудными музыкальными произведениями. Удовлетворение музыкальных интересов наиболее способных детей, любящих петь.
Приобщение учащихся к духовным ценностям, содействие развития их интеллекта, формирование их музыкального вкуса и интересов.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МАОУ ПГО «СОШ - Лицей №4 – «Интеллект»» на внеурочную деятельность программы «Вокальная - хоровая студия «КВИНТ»» в 6-11-х классах отводится 12 внеаудиторных часов в неделю, 420 часов в год, в том числе 70часов – хоровой класс.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
постижение нотной грамоты;
знание особенностей музыкального языка;
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
исполнение вокальных произведений разных жанров.
Разнообразные формы проведения занятий позволяют в рамках одного занятия использовать различные виды деятельности:
ознакомление с правилами вокальной техники (теория)
пение учебно-тренировочного материала;
работа над произведением;
танцевально-хореографические движения;
музыкально-познавательные беседы
слушание музыки.
концертная деятельность;
Вокальная студия является пропагандистом высокой хоровой культуры среди учащихся, а также одним из средств разностороннего развития учащихся, как музыкально – творческого, так и личностного.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.
В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокально-хоровой студии «Квинт»- направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
Вокально-хоровая деятельность обучающихся решает немаловажную оздоровительно-коррекционную задачу. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Квинт»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизациией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
     Данная образовательная программа составлена на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; и другие.    
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят, как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить, обучающихся слышать, и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В основу разработки программы вокально-хоровой студии положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
В программе по вокальному искусству выделены следующие направления:
вокально-певческие навыки.
работа над певческим репертуаром
работа с солистами
хоровое пение
элементы хореографии
музыкально-теоретическая подготовка.
теоретико-аналитическая работа.
концертно-исполнительская деятельность.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
     Программа рассчитана на 6 лет обучения вокально-хоровому искусству. В нашей школе имеется объединение «Вокальная студия «КВИНТ», объединяющая несколько вокальных групп, солистов и 2 хоровых коллектива

Формы и режим занятий
Вокальные группы занимаются во внеурочное время 1-2 раз в неделю по 1 часу.
Занятия хорового класса проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю по 1 часу. Всего в году –70 часов.
Обучение предусматривает занятия как групповые, так и индивидуальные, целью которых является раскрытие индивидуальных певческих возможностей, а также возможная корректировка уже имеющихся вокальных навыков.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
(Выставка фотоматериала из выступлений студии. Успехи, результат. Беседа о вокальной студии. Отчетный концерт.)
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся вокальным пением:
- получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;
- возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;
- возможность социального и профессионального самоопределения.
Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость, координация голоса).
Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуального творчества ученика, что будет способствовать реализации возможностей ребенка.

Учебно – тематический план при режиме
работы студии 12 часов в неделю; 35 (9,11 кл. -34) учебных недель

Наименование темы
Количество часов



теория
практика
всего




в том числе хор.кл.

в том числе хор.кл

в том числе хор.кл


1.




2.









3.














4.






5.
.
Беседа об охране голоса.
Правила гигиены.
Прослушивание голосов.
Работа над произведением
Народная песня
познавательная беседа
дыхательные упражнения
пение попевок, закличек, скороговорок
танцевальная импровизация под музыку

Современная песня
познавательная беседа
вокально-хоровые упражнения
работа над песней (разучивание - постановка образа – отработка необходимых штрихов – эмоциональное исполнение)
работа с минусовкой сценическое исполнение
работа над элементами хореографии (при необходимости создания конкретного образа в произведении)

Духовная песня
особенности жанра, значимость
знакомство с произведениями и авторами духовной музыки
работа над произведением

Концертная деятельность.


Итого:

8
5





5
5

5







3
3




4



2


3

6

3




1
1





1
1

1







1
1




2



1




1

1










7




4

9

10





18



174

30



20






50


40




2




2

2

2





4



15

9



7






4


8




20








38















254






68


40

420




4








12















40






6


8

70


Содержание курса
Вокально-хоровая работа включает в себя повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных знаний, умений и навыков каждого исполнителя.
Неукоснительное выполнение певческих правил пения в коллективе, охрана голоса. Певческая установка должна стать навыком..
Работа над произведениями.
Народная песня
Музыкально- познавательные беседы о произведениях.
рассказ о произведении
слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, расширение кругозора.
анализ текста разъяснение непонятых слов, трудно исполняемых мест
музыкальные терминология
Пение учебно - тренировочного материала
пение попевок, закличек, скороговорок
дыхательные упражнения
Танцевальные движения
импровизация под музыку
передача текста в движении
Современная песня
Музыкально- познавательные беседы о произведениях.
рассказ о произведении, об авторах и о стиле музыки
слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, расширение кругозора.
анализ текста разъяснение непонятых слов, трудно исполняемых мест
музыкальные терминология
Пение учебно - тренировочного материала
дыхательные упражнения
вокально-хоровые упражнения на дыхание, звуковедение, чистоту интонирования, дикцию
Танцевальные движения
разучивание простых танцевальных элементов
Концертная деятельность
Выступление вокального кружка.
Встреча с творческими людьми.
Посещение музыкальных вечеров.

Требования к уровню подготовки

Первый год обучения
Учащиеся должны петь с мягкой атакой, легким звуком без всякого напряжения. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь делать небольшой спокойный вдох петь ровно на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно спокойно вдох.

Второй год обучения
Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым естественным звуком легко, нежно, звонко. Правильно оформлять гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться тянуть звук. Петь чисто и слаженно в унисон. Без сопровождения петь нетрудные, одноголосные песни. Знать средства муз. выразительности.

Третий год обучения
Соблюдать певческий режим. Петь с мягкой атакой звука стремясь сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные не утрируя их произношение. Уметь петь на одном дыхании долгие фразы на цепном дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учится петь нонлегато и стоккато. Уметь чисто и слаженно петь 2х голосные несложные песни.

Четвёртый год обучения
При пении пользоваться мягкой атакой как основным способом голосоведения, редко как изобразительным приемом - твердой атакой. Петь на всем диапазоне напевно с хорошей дикцией. Равномерно распределять дыхание на длительных фразах. Сохранять напевность в маршевых песен или с острым ритмическим рисунком. Уметь самостоятельно выразительно осмысленно петь неоложные песни контрастного содержания.

Пятый год обучения
Знать правила охраны голоса. Уметь петь на одном дыхании большие фразы сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально исполнить мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания. Уметь петь З-х голосные произведения с несложной партией.

Шестой год обучения и последующие
Знать цикл упражнений на дыхание, звуковедение, дикцию. Уметь передавать в пении стиль и характер произведения. Анализировать свое и любое другое исполнение. Многоголосное исполнение произведений (от3 до 5 голосов), как аккапельное, так и с сопровождением.
Умение вносить элементы аранжировки в вокальные произведения.

Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся вокальным пением:
получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;
возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;
возможность социального и профессионального самоопределения.
Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощенность, координация голоса).
Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуального творчества ученика, что будет способствовать реализации возможностей ребенка.

Программа является экспериментальной,  а потому оставляю за собой право вносить корректировки в содержание по ходу ее реализации.









Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Кабинет для теоретических и практических занятий
2. Звукозаписывающая студия (синтезатор/аранжировочная станция, компьютер)
3. Музыкальный центр, фортепиано
4. Звукоусиливающая аппаратура, микрофоны
5. Сцена
6. Методическая литература, аудио-, видео-, пособия
7. Концертные костюмы



Список литературы
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ « Музыка» М. Просвещение.2006 г.
Программа для общеобразовательных учреждений. «Музыка» 1-8 классы. М. Просвещение, 2007 г.
Дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа «Эстрадная студия» Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области Центр дополнительного образования детей «Дворец молодёжи» для учащихся 7-11 лет. Составитель: А.В.Закатова, 2015г.
4 А.Е.Варламов «Школа пения» М. Музыка, 2008 г.
5 Г. М. Науменко «Фольклорная азбука» изд. Центр «Академия» 2004 г.
6 Оперы – игры для детей младшего возраста. Пение с фортепиано.
М. Карасев «Музыка» 2002 г.
7 Современные авторские программы из Интернет-ресурсов.




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий