Сценарий Литературной гостиной (для ведущих)

Ведущий 1 (на фоне музыки):
Изысканные манеры, дуэли, красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, меланхоличный полонез, стремительный вальс, веера и шляпки, девичьи альбомы, балы - всё это в прошлом. Но как привлекательно для нас это прошлое
На уроках литературы тема бала рассматривается нешироко, но если вчитаться в строки писателей и поэтов, то можно узнать много нового и интересного.

2 ведущий
П.А. Вяземский отмечал: “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились и чинопочитанию, и почитанию”.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг подчинялся подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, слышалось пение и давались танцевальные уроки.

1 ведущий
Любой бал начинался с приглашения. Помните, у Пушкина: «Бывало, он ещё в постеле, ему записочку несут. Что, приглашенье? В самом деле, три дома на вечер зовут – там будет бал, там детский праздник» Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.
2 ведущий Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская
причина.
1 ведущий
Сегодня бал, в огнях весь дом.
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
2 ведущий
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов.
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

1 ведущий
Балы проходили в огромных и пышных залах. Об этом писал Л. Н. Толстой: «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, буфет великолепный и разливанное море шампанского».

2 ведущий
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры.
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.

1 ведущий
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты.

2 ведущий
Особое внимание на бале уделялось одежде. Она подчинялась определённым правилам. Например, для мужчин существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен тёмный фрак.
1 ведущий
А дамы

2 ведущий
Но зато дамы... о! дамы были истинным украшением этого бала, как и всех возможных балов!.. сколько блестящих глаз и бриллиантов, сколько розовых уст и розовых лент... чудеса природы и чудеса модной лавки... волшебные маленькие ножки и чудно узкие башмаки, беломраморные плечи и лучшие французские белилы, звучные фразы, заимствованные из модного романа, бриллианты, взятые на прокат из лавки... - я не знаю, но в моих понятиях женщина на бале составляет с своим нарядом нечто целое, нераздельное, особенное... (Лермонтов «Княгиня Лиговская»)

2 ведущий
Ну что ж, гости в сборе. Пора бал начинать. Полонез, дамы и господа!

(входят участники бала, танец)

1 ведущий
Продолжим наше знакомство с бальной модой. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
.
2 ведущий
А теперь давайте посмотрим, чем занимаются наши гости. Вот дамы собрались в кружок. О чём – то бурно разговаривают. Подойдём к ним поближе, послушаем.
Сцена 1
(из поэмы Гоголя «Мёртвые души», глава 9)
2 ведущий
Ну, что ж, пусть дамы обсуждают новости моды, а мы оставим их.

1 ведущий
А вы знаете, что каждая вещь на балу имела очень важное значение? Например, важной деталью дамского туалета были высокие перчатки, которые снимались только за столом. А минетки, перчатки без пальцев, можно было вообще не снимать. Ещё должны были быть маленькая сумочка и зонтик.

2 ведущий

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

1 ведущий
А ещё должен быть веер.

2 ведущий
О, веер играл, пожалуй, самую важную роль. При помощи веера можно было разговаривать. Вот, например, цвет.

У тебя в руках, . , веер чёрный, что бы он мог сказать кавалеру?
(обыгрывается цветовая гамма вееров в руках у гостей)
 Белый – невинность;
 Чёрный с белым – нарушенный мир;
 Чёрный – печаль;
 Розовый с голубым – любовь и верность;
 Красный – радость, счастье;
 Вышитый золотом – богатство;
 Жёлтый - отказ;
 Шитый серебром – скромность;
 Зелёный - надежда;
 Убранный блёстками – твёрдость и доверие.
 Голубой – постоянство, верность;
 Коричневый – недолговременное счастье;

1 ведущий
Давайте ненадолго прервёмся. Посмотрите, у рояля собираются гости. Наверное, нам стоит послушать, что сегодня они будут исполнять.
Сцена 2
(музыкальная композиция )
1 ведущий
Восхитительно! Так бы стоял и слушал сутки напролёт. Но мы говорили о веерах. Я слышала, что был даже тайный язык вееров.

2 ведущий
Абсолютно верно. Вот, например, .. держит левой рукой веер и прикладывает его к правой щеке. Она хочет выразить своё согласие, например, принять предложение потанцевать.
.... дотрагивается открытым веером до губ и сердца, говорит своему возлюбленному: «Ты мой идеал»  

Сцена 3
Мастер – класс по пользованию веерами
2 ведущий
“Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
“Нет” – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
“Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
“Я вас не люблю” – сделать закрытым веером движение.
“Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
“Я приду” держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
“Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.
“Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.
“Следуйте за мной” – похлопывание по ноге сбоку.
“Я готова следовать за вами” – похлопывание по ноге спереди.
“Твои слова умны“ - приложить закрытый веер ко лбу.
“Я жду ответа“ – ударить веером по ладони.
“Я сделалась недоверчива“ – барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

1 ведущий
Обрати внимание на девушку, которая стоит немного в стороне. Смотри, на глазах у неё слёзы. Неужели кто – то обидел это юное создание?

Сцена 4
Наташа Ростова - Пьер - Болконский
2 ведущий
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой

1 ведущий
Знаете, балы ранее проводились по определённой программе, чётко утверждённой в дворянском обществе. Основную часть бала занимали танцы. Промах в танце мог стоить карьеры. Было постыдным потерять такт.
2 ведущий
Поговорим немного о танцах. Открывался бал полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».
1 ведущий
Вторым танцем на балах был вальс. Это танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

2 ведущий
Однако давайте ненадолго прервёмся. Обратите внимание вон на тот столик. Там уже гости расселись за карточными столиками.

Сцена 5
Игра в карты (Михаил Лермонтов «Маскарад»)

1 ведущий
Итак, вернёмся к танцам. Мазурка. Это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
Во времена Пушкина именно в мазурке проявлялось мастерство бального танцора. Вот как писал о мазурке Пушкин в романе «Евгений Онегин»: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Припрыжки, каблуки, усы

2 ведущий Да, мазурка Лев Толстой в «Анне Карениной» и "Войне и мире"  тоже уделил много внимания мазурке. «Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует».

1 ведущий
Именно к мазурке приезжает на бал, который давал петербургский генерал-губернатор 26 декабря 1834 года, М.Ю.Лермонтов, чтобы окончательно объясниться в своих чувствах Е.А. Сушковой. Для жениха Екатерины Александровны ее согласие на танец с Лермонтовым означало разрыв их отношений

2 ведущий
Итак, мазурка
(танец)
1 ведущий
На балах выигрывали, на балах проигрывали, на балах играли. Даже сама императрица не прочь была поиграть в литературные игры, например, в буриме.

2 ведущий
Давайте – ка и мы с вами поиграем. Возьмите бумагу, перо и попробуйте написать стихи, используя рифмы:  наслажденья
упоенья
сновиденья  вдохновенья


2 ведущий
Весело проходили балы. Игры, танцы, карты, сплетни А чем же занимались молодые красавицы, пока их кавалеры играли в карты?

1 ведущий
Давайте посмотрим
Сцена 6
Разговор о записках, песня «Генералам »

1 ведущий
А ещё на балах получали записочки с пожеланиями, писали пожелания в альбомы. Например, «Загляни в свою душу, спроси своё сердце», «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного».
Пишите, милые подруги, Пишите, милые друзья, Пишите все, что вы хотите, Все будет мило для меня.
(оформляем альбом)
Учитель
А теперь игра Садовник
Все играющие выбирают себе названия цветов, ведущий говорит "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме.. . и называет, например, розы. Роза должна сказать ОЙ садовник ЧТО С ТОБОЙ - ВЛЮБЛЕНА - В КОГО В МАК ОЙ и т. д. кто зазевается и не скажет "ой" платит фант.
(Полина «ошибается» и отдаёт фант)
Игра «вопрос-ответ»
Как называли 19 век в литературных кругах?  (Золотой век.)
Какой праздник отмечали в нашей стране 7 мая? (День радио.)
В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве.)
Какой композитор написал музыку к стихам А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”? (М.И.Глинка.)
Модное занятие дам из высшего света в 19 веке? (Бисероплетение.)

РОЗЫГРЫШ ФАНТОВ Прошу вас, дамы и господа, ваши фанты.
(владельцу назначаем случайное наказание: прочесть какое-нибудь стихотворение, спеть что-нибудь, изобразить статую, быть зеркалом (отражать разные жесты и мимику).

Полина поёт песню «Мне нравится»
1 ведущий (из Л. Рубальской):
В канделябрах меркли свечи,
Лили звуки клавесины.
В старом доме каждый вечер
Свечи грустные носили.
Засыпая кавалеры
Там о женщинах вздыхали,
Чьи прелестные манеры
Ночью тоже отдыхали.
2 ведущий (продолжает):
Золотистым сердоликом
Солнце на небо всходило
И светило всем великим,
Не великим всем светило.
Парики вельмож дремали,
Пудра вяло осыпалась.
И величье их регалий
В днях былых навек осталось.
Учитель
Да, бегут годы, мчатся дни, мелькают минуты. Уходят в прошлое старые традиции, им на смену приходят новые. И слово «бал» мы теперь произносим лишь в сочетаниях «литературный бал», «выпускной бал», «осенний бал», «бал – маскарад». Но прошлое не исчезает. Какие бы цифры ни значились на наших календарях, мы все незримо связаны с историей, с судьбами людей знаменитых и безызвестных. И все они составляют один большой «русский сюжет».

А нам осталось только сказать, отрывки из каких произведений прозвучали сегодня:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сегодня бал , 2007 год.)
Толстой Л.Н. – «Война и мир», «Анна Каренина»
Лермонтов «Княгиня Лиговская», «Маскарад»
Гоголь «Мёртвые души» (гл. 9)
Пушкин «Евгений Онегин»
Марина Цветаева «Генералам 1812 года», «Мне нравится»
Лариса Рубальская «Менуэт»
А мы прощаемся с гостями бала и говорим всем «спасибо».
Исполнители
Песня
Гарбуз Дарина
Хохлова Полина

Ростова Наташа
Куц Ульяна

Болконский
Уфимцев Максим

Пьер Безухов
Максимов Саша

Музыкальная пьеса
Костылев Даниил

Карточные игроки
Костылев Даниил
Улитичев Ярослав
Соколов Никита
Зимин Евгений
Березин Дмитрий

Танцоры
Голендухина Надежда – Воронов Денис
Панина Маша –
Аристова Кристина – Беспамятных Дмитрий
Захарова Софья -

Кумушки
Филиппова Катя
Завьялова Анна

Девушки с записками
Хохлова Полина
Тимиргалеева Арина

Девушки – подружки (для сцены 1)
Жернакова Надя
Панина Маша
Лищинкая Лена
Круговая Анна
Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий