ТК Шекспир. Ромео и Джульетта


Раздел ТК ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Обзор (1 ч) + У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта». (3 ч)
Тема 1. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре.
2. Вильям Шекспир - великий поэт и драматург Ренессанса. «Межусобные бои» в Вероне
3. Противостояние любви и феодальных нравов. Трагедия и торжество любви.
4. Вечные образы в литературе. Шекспировское изображение действительности.
Цели и задачи Обеспечить знания учащихся о сущности ренессансного мировосприятия, творчестве титанов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, М. Сервантеса, биографии В. Шекспира; способствовать развитию навыков подготовки сообщения на литературную тему, составления конспекта лекции; содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся
Термины и понятия Ренессанс, возрождение, гуманизм
Планируемый результат Личностные умения Проявляют интерес к изучаемой теме. Осознавают успешность собственной учебной деятельности. Развивают свои творческие способности, работать над культурой речи
Межпредметные умения Умеют работать с тестовым материалом. Выполняют учебное задание в соответствии с целями, соотносят собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Умеют формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения Знают особенности и временные рамки Возрождения, его основных представителей, признаки трагедии как драматического жанра, сонета, могут самостоятельно составлять конспект темы, готовить сообщение на литературную тему, выразительно читают наизусть
Организация образовательного пространства Межпредметные связи Русская культура, история
Ресурсы (оборудование) Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты
Демонстрационные: иллюстрации
Интегративные: презентация PowerPoint, аудиозапись
Формы и методы работы Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»
Урок 1. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре.
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное задание Формы и методы
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу Фронтальная. Беседа
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Фронтальная. Беседа
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и
определить причины их возникновения
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Мини-викторина
1) Каким словом принято обозначать литературу и культуру Древней Греции и Древнего рима с IX века до н. э. до V века н. э.?
2) назовите две древнегреческие поэмы, ставшие непревзойдёнными образцами эпоса, и их автора.
3) О ком из героев трагедии Эсхила говорится в следующем отрывке:
Цветок твой яркий — творческий огонь — Украв, он смертным в дар принёс и должен За этот грех наказан быть богами, Чтоб научился власть любить, Своё оставив человеколюбие…?
Ответы: 1) античная. 2) «Илиада» и «Одиссея» Гомера. 3) О Прометее.Фронтальная
Беседа.
Анализ текста поэмы.
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, дать понятие «сонет» Мини-лекция учителя
(Демонстрационный материал к лекции учитель отбирает по собственному усмотрению.)
— Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения, или, если использовать общепринятый французский термин, ренессанса. Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она была переходной по сути, но именно культурные достижения этого времени заставляют выделять его как особый этап в развитии человечества. Возрождение дало истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения в науке, живописи, музыке, архитектуре, литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Боттичелли и Микеланджело, Шекспир и Сервантес — это лишь немногие из целой плеяды имен гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит в исполнении современных музыкантов и сегодня. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы без осознания того, что их фундамент был заложен гуманистами эпохи ренессанса. Многие художественные образы, получившие название «вечных», родились в период Возрождения. Это и знаменитые шекспировские герои, среди которых выделяется Гамлет, и не менее знаменитый Дон Кихот Сервантеса. Именно с этими героями мы будем знакомиться на уроках в 10 классе.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» утраченные, как казалось тогда многим, в средние века культурные идеалы и ценности. Культура позднего средневековья ощущает себя принадлежащей к другому времени, чувствует неудовлетворенность состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берётся за их восстановление. античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. любителям древних литературных памятников эпохи ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона, комедии Плавта, роман лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, организовывают специальные путешествия.
Период культурных изменений в Западной Европе, названных эпохой Возрождения, длился со второй половины XV в. до XVI в., а в Италии — родине Возрождения он начался на столетие раньше — в XIV. Историки связывают эти изменения с общей эволюцией экономической и политической жизни Западной европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение — время великих географических открытий (прежде всего америки), развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Это период формирования европейских наций и национальных государств, развития отношений между государствами, образования политических союзов и возникновения дипломатии.
Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность, имеющую собственную ценность и достоинство. Новая духовная атмосфера прославляет свободу и мощь человека как земного, природного существа. Оптимистическая убеждённость в могуществе человека, его способности к совершенствованию рождает желание и необходимость соотносить поведение отдельного человека, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», жажду самосовершенствования. Так в западноевропейской культуре Возрождения формируется центральное движение этой культуры, получившее название «гуманизма».
Значение этого понятия не совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный», означающими «человеколюбие», «милосердие», хотя их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм эпохи Возрождения — это особый комплекс нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как наиболее универсальные, в связи с чем в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, возможно, более «практической» отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
В эпоху Возрождения меняется способ мышления человека. Им становится гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке. Он же является и главной формой общения людей этого времени. не случайно диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии,— одно из проявлений внимания литературы Возрождения к античной жанровой традиции. но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.
Культурный облик эпохи Возрождения характеризуется новизной и стилевым многообразием. Однако в процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится всё более бурной, неспокойной. растёт экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Всё это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху ренессанса — именно так назывался известный роман английского писателя томаса Мора. растущее ощущение дисгармоничности жизни, её противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса ощутимо уже в творчестве писателей позднего Возрождения.
Ярчайшим представителем эпохи позднего Возрождения является английский писатель-драматург Вильям Шекспир.
Дарование Шекспира было отмечено с первых его сочинений. Он нашел поддержку в творческой среде, возглавил как автор и руководитель самую популярную труппу той поры, по достоверному свидетельству современника, восторженное поклонение окружало его.
«Душа века нашего... Да будешь славен во все времена», – такую высокую оценку современников получил Шекспир.
Так кто же такой Шекспир?
– Какие произведения великого драматурга вам известны? Какие из них вы смотрели на сцене театра или видели экранизированными?
Сонет – стихотворение из 14 строк с определенным порядком рифмовки.
4. Чтение подготовленным учеником (или учителем) сонета Шекспира.
66
Зову я смерть. Мне видеть невтерпежДостоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали. Активное слушание. (метод коллективного обучения «Виртуальная экскурсия»)
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала Коллективное составление обобщающей таблицы.
Средневековая католическая
доктрина
Взгляды гуманистов эпохи
Возрождения
- Что находилось
в центре Вселенной,
по мнению средневековых
схоластов и
ренессансных
мыслителей? В центре Вселенной Бог
который вершит судьбы людей. В центре Вселенной человек, который общается с Богом как с Абсолютом совести.
- Каково назначение человека
в средневековом и ренессансном
понимании? Назначение человека определено наперед Всевышним, и он только
покорно выполняет Божью волю. Человек не зависит от воли небесных
сил, он сам определяет свою судьбу.
- Как
трактовалась
любовь Любовь - высокое религиозное чувство, обращенное к Богу и его воле, а
чувственная любовь считается
греховной. Личность ценилась по ее
положению в обществе, по
имущественному положению. Любовь распространяется не только на
Бога, а и на земных людей - родных и
близких.
- Каков критерий оценки человека? Каково отношение к земным радостям Осуждение земных радостей -любви, веселья, развлечений и
н а с л а ж д е н и я . О н и
провозглашались дьявольскими
искушениями. Основной критерий оценки
человека его личныекачества.
Эпикурейские радости
расценивались как
неотъемлемая часть
человеческой жизни.
Беседа.
Конструирование таблицы
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
Установить причины выявленных недостатков
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы ♦ Узнали ли вы что-то новое об эпохе Возрождения?
♦ Понятен ли вам смысл термина «гуманизм эпохи Возрождения»?
♦ Близки ли вам принципы гуманизма эпохи Возрождения?
♦ Какие открытия эпохи Возрождения вам запомнились больше всего?
♦ Можете ли вы назвать своих любимых представителей эпохи Возрождения? Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
Генетический метод обучения (посредством показа логики существования понятия в практике)
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Выучить сонет Шекспира или Петрарки Самостоятельная запись
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.
Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
«Незаконченное предложение»
Урок 2. Вильям Шекспир - великий поэт и драматург Ренессанса. «Межусобные бои» в Вероне
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное задание Формы и методы
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу Фронтальная. Беседа
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Эпиграф. Из всех великих людей он наиболее загадочный. Единственное, что мы о нем знаем, - это то, что он жил и страдал. Дж. Джойс.
Эти слова принадлежат выдающемуся английскому писателю XX века Джеймсу Джойсу.
Они выражают квинтэссенцию жизни и творчества Шекспира - жил и страдал.
Вместе с вами на уроке мы прочитаем эту книгу жизни и страдания, попробуем разрешить некоторые ее загадки. Результатом нашей работы должен стать конспект, в котором найдут отражение важнейшие вехи жизненного и творческого пути В. Шекспира. Фронтальная. Беседа
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и
определить причины их возникновения
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Выразительное чтение сонетов. Фронтальная
Беседа.
Анализ текста поэмы.
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Познакомить учащихся с биографией Шекспира
Сообщения членов исследовательской группы о Шекспире.
а) Годы жизни Шекспира: 23 апреля - особая дата в биографии великого драматурга: в этот день 1564 года в семье зажиточного мещанина Джона Шекспира из города Стретфорда-на-Эйвоне появился на свет первый сын Вильям, а в 1616 году там же ушел из жизни знаменитый драматург, имя которого золотыми буквами навеки вписано в скрижали всемирной литературы - Шекспир. Между этими датами расстояние в 52 года человеческой жизни, а за ними - слава, уважение и бессмертие.
1564 год памятный в истории эпохи Возрождения: 18 февраля в Риме умер прославленный художник Микеланджело, который в своих картинах и скульптурах сумел воплотить дух Возрождения. А 1616 год стал годом смерти не только Шекспира, но и другого титана Возрождения, автора хитроумного идальго Дон Кихота -Сервантеса. Такое совпадение не случайно, поскольку Шекспир, представитель позднего Ренессанса, по словам Г. Брандеса, «сравнялся в пафосе с Микеланджело, а в юморе с Сервантесом. Уже одно это является мерилом высоты и глубины его гения»
1564 год был годом рождения еще одного титана эпохи - Галилео Галилея. Это удивительное совпадение попробовал объяснить современный поэт Феликс Кривин в стихотворении «18 февраля 1564 года»:
Не может жить земля без гения
Ни год, ни день, ни полчаса,
Его высокие стремления –
Ее земные небеса.
Без гения темно и страшно ей,
Вокруг такая пустота ...
Когда скончался Микеланджело,
Увяли краски и цвета.
И солнце в небе, еле тлея,
Жалело для земли огня ...
Но Галилео Галилею
Уже исполнилось три дня.
Жизненный круг В. Шекспира замкнулся в точке начала, оставив слишком мало фактов и чрезвычайно много белых пятен, тайн, легенд и домыслов: кто он, автор непревзойденных трагедий, исторических хроник и искрометных комедий;
- мог ли малообразованный актер-неудачник написать такие произведения;
- почему не сохранилась ни одна рукопись;
- почему в завещании Шекспира идет речь лишь о наследовании имущества и нет ни одного слова о литературном наследии?
Таких вопросов много, попробуем найти на них ответы.
б) Семья и детство: Хотя фамилия будущего драматурга имеет такое грозное и воинственное звучание - «тот, кто потрясает копьем» (зпаКезреаге), однако его предки были хлеборобами, а отец - купцом. Удачно разбогатев на торговле шерстью и кожами, Джон Шекспир пользовался авторитетом в Стретфорде и на какое-то время был даже избран блейфилом (городским главой). Но изменчивая фортуна отвернулась - он обанкротился, продал наследство жены и даже попал под суд за долги. Материальные недостатки повлияли на судьбу старшего сына, поскольку отец должен был содержать большую семью (8 детей), и 14-летний Вильям вынужден был оставить обучение в грамматической школе, где получал серьезные знания по латыни, истории, географии, литературе, риторике и другим предметам. Английский исследователь Т. Болдуин считает, что «в области литературы Шекспир был осведомлен не хуже, нежели любой из его современников, поскольку грамматическая школа в Стретфорде могла дать все, что было необходимо. Поэтому нет необходимости ссылаться на какие-то чудеса, объясняя его знания классической литературы и ее приемов. Чудо заключается не в этом, а в старом как мир чуде гениальности»
Примерно с 14 лет вместо учебы началась другая наука, по слухам, подросток устроился учеником забойщика скота.
в) «Потерянные» годы. Очень скоро он стал взрослым и уже в 18 лет женился. Его избранница - дочь зажиточного крестьянина Анна Хетевей, старше Вильяма на 8 лет. Достигнув совершеннолетия, 21-летний отец троих малолетних детей покинул родные края. Семь лет (1585 - 1592) названы вшекспироведении «потерянными», поскольку никаких документальных свидетельств о жизни поэта в этот период не обнаружено.
Достоверно неизвестно, что вынудило Шекспира уехать из Стредфорда, но существует несколько версий: по одной из них, причиной было стремление избежать наказания за барконьерство во владениях местного помещика, по другой - непокорный слуга прятался от жестокого хозяина. Однако большинство шекспироведов придерживается мысли, что оставить родительский дом Шекспира заставила любовь к театру, и он присоединился к одной из трупп, проезжавшей через его город.
г) Увлечение театром. Очарованный музою Мельпоменой, юноша из простой филистерской семьи избрал романтическую, но сложную жизнь кочевого актера. В шекспировские времена эта профессия была даже опасной, поскольку лицедеи, которые переезжали с места на место, могли быть обвинены в бродяжничестве и жестоко наказаны - осуждены на наказание батогами, выжигание клейма каленым железом или даже могли быть повешены. Поэтому бродячие актеры стремились заручиться покровительством какого-нибудь вельможи, чей родовой герб украшал бы их плащи и спасал от обвинения в бродяжничестве и попрошайничестве.
Существуют сведения, что несколько опасных и увлекательных лет в путешествиях по Англии Шекспир провел в составе труппы «Слуги лорда-камергера» до тех пор, пока не осел в Лондоне. Говорят, что сначала юноше приходилось даже стеречь лошадей богатых зрителей, а
также быть суфлером и рабочим сцены. Однако со временем он получил небольшие роли второго плана и вскоре уже сам смог ощутить щемящее чувство наслаждения и восторга от осуществления заветного желания играть на сцене.
Современники не оставили восторженных откликов об игре Шекспира, поскольку он, по-видимому, обладал средними способностями. Но судьба одарила его другим талантом -талантом драматурга.
д) Драматическое творчество. Приблизительно в 90 годы 16 в. Шекспир начал писать. В то время быть драматургом считалось не очень престижным и материально невыгодным, поскольку за пьесу автор получал не больше 10 фунтов, а зрители часто даже не интересовались его именем, драмы не печатались, и актеры могли изменять их текст. И хотя первые произведения Шекспира понравились зрителям, критика отнеслась к ним свысока. Один из драматургов-аристократов Роберт Грин, имевший университетское образование, обращаясь к своим коллегам, высмеял начинающего поэта, назвав его «выскочкой, вороной, украшенной нашими перьями», который «считает, будто он единственный потрясающий театральные подмостки Англии». И хотя имя соперника не названо, однако игра слов «зпаКе - зсепе» и «зИаКе - зреаге» содержит прозрачный намек на фамилию Шекспира.
е) Театр «Глобус» Демонстрация репродукции литографии «Театр Глобус». Имя Шекспира приобретает известность в связи с театром «Глобус». Точнее, его название «Земной шар», т.е. «весь мир». Это был общедоступный театр, открытый широкому зрителю, в отличие от так называемых «приватных» театров, которые посещали лишь вельможи. И хотя в то время в Лондоне насчитывалось около десяти театров, «Глобус», вмещавший почти 2 тысячи зрителей, считался лучшим. Его эмблемой была фигура Геркулеса, который держал на своих могучих плечах земной нар, и надпись «Весь мир лицедействует!»
В документах театра Шекспир упоминается как один из его «пайщиков», т.е. собственников (владельцев). Это свидетельствует о крепком материальном положении актера, вчерашнего суфлера, который своими пьесами заработал существенный достаток. Заботясь о благополучии
семьи, оставшейся в Стредфорде, он покупает дом и землю за городом, а еще Шекспир добивается для своего отца, а следовательно и для всех потомков дворянского титула. Отныне он, как наследственный аристократ, имеет своей герб: белый сокол, держащий в когтях золотое
копье, и гордый девиз: «Не без прав!»
ж) На перекрестках английской истории. Кажется, что в конце 90 годов Шекспир достиг вершины славы: его пьесы были самыми популярными в Англии, он заручился покровительством влиятельных аристократов, и даже сама королева Елизавета посещала представления «Глобуса». Патронат знатного вельможи лорда Саутгемптона подарил молодому драматургу и богатство (например, лишь за одну пьесу ему выплатили тысячу фунтов, тогда как обычная плата составляла порядка 10 фунтов), и общение в высокообразованном обществе столичных аристократов, и настоящую дружбу, и любовь.
Однако пребывание на вершине славы едва не закончилось для Шекспира трагедией, поскольку его заподозрили в государственной измене. В 1601 году в Лондоне был устроен заговор, во главе которого стоял бывший фаворит Елизаветы - граф Эссекс. Сигналом к восстанию должна была стать постановка в театре «Глобус» - пьеса Шекспира «Ричард II», в которой оправдывалось восстание против короля-тирана, забывшего об обязанностях защищать интересы своих подданных. Постановку заказали в пятницу 6 февраля какие-то джентльмены, и актеры даже не подозревали, что сыгранная на следующий день пьеса, где свергали с трона и убивали короля, была призывом к началу бунта. В воскресение, 8 февраля, амбициозный фаворит повел 300 своих сторонников по улицам Лондона к королевскому дворцу, однако очень скоро мятеж был подавлен, Эссекс наказан, Саутгемптон и другие дворяне арестованы. Шекспира и актеров «Глобуса» допрашивали, но доказать их причастность к заговору не удалось. Доказательством верности королеве стала постановка в день казни мятежного графа, на которой присутствовала сама Елизавета.
Эти трагические события и разочарования в возможности достичь ренессансного идеала жизни, жестокая действительность времен правления Елизаветы породили в душе Шекспира глубокий кризис.
з) Жестокие удары судьбы Звучит музыкальный фрагмент. Казалось, что изменчивая фортуна не жалела раскаленных углей для Шекспира, который еще недавно был в фаворе. В жизни английского театра начала XVII в. настали времена значительных изменений: после смерти Елизаветы при новом короле Якове II он оказался целиком под влиянием двора, преимущество стали отдавать аристократической направленности. Театр «Глобус» приобрел статус королевского. Но круг его зрителей ограничился, свобода творчества также.
Возникает конфликт между труппой «Глобуса» и Шекспиром. Актеры для постановки спектаклей в зимнее время купили новое театральное помещение «Блекфрайерс», которое
планировалось преобразовать в приватный театр для избранных зрителей. Но Шекспир не желал отказываться от своих эстетических концепций. Пришлось ему пережить и жестокую конкуренцию со стороны молодых драматургов, которые стремились доказать творческую несостоятельность драматурга и его театральных принципов. А Шекспир не достиг тогда и 50-летнего рубежа.
В довершение ко всему в 1603 году Англию охватила эпидемия чумы. В одном только Лондоне черная смерть унесла 30 тысяч жителей. Все театры были закрыты, «слуги короля» вынуждены были отправиться на гастроли в более безопасные места - в Оксфорд и Кембридж, а Шекспир вернулся к семье, где его ожидали печальные вести: туда пришла смерть. Сначала умер отец, потом единственный сын - Гамлет, и, наконец, младший брат, который был единомышленником и соратником - актером «Глобуса». И жизнелюбивый Шекспир не выдерживает - он навсегда покидает Лондон и с 1612 года безвыездно живет в Стретфорде.
Еще 4 года тихо и незаметно провел Шекспир в родном городе, но уже ничего не писал.
У него есть все для счастливой жизни: достаток, хороший дом, жена, две дочери, внуки, есть земля и недвижимость, которую Шекспир скупал всю жизнь, однако нет главного - любимого дела, театра. Биографы свидетельствуют, что в кругу семьи он не пользовался должным уважением, его не понимали, поскольку его актерская и писательская деятельность воспринималась близкими как пятно на добропорядочной репутации обывательской семьи.
... Это как будто уже другой Шекспир -спокойный, уравновешенный, которого волнуют не человеческие страсти и вечные вопросы, а лишь судьба его наследства.
и) Завещание. Возможно, именно поэтому таким скрупулезным явилось его последнее произведение - предсмертное завещание, в котором детально расписано все имущество, например, жене он завещает вдовью долю и одну из кроватей, «худшую по качеству». Не забыл Шекспир и своих друзей-актеров по труппе «слуг л орда - камергера»: Джона Хеминга, Ричарда Бербиджа, Генри Кондела, завещая каждому по 26 шиллингов 8 пенсов «на приобретение перстней». Интересно, что в завещании нет ни единого слова о творческом наследии, ничего не сказано о судьбе рукописей, о праве постановок и изданий. Создается впечатление, что это завещание делового человека, купца, а не творца. Это вызвало сомнения некоторых литературоведов и появление так называемого «шекспировского вопроса».
Большинство ученых, в частности Ф. Холлидей, А. Смирнов, так поясняют загадку завещания:
во-первых, в то время рукописи пьес, купленные у драматургов театральными труппами вместе с правом постановки, полностью переходили в собственность актеров, во-вторых, тогда драмы вообще не печатались. А как известно, автографы пьес Шекспира в 1613 году сгорели во время пожара в театре «Глобус», поэтому и завещать было нечего.
к) Смерть и вечное бессмертие. Весной 1616 года Шекспир тяжело заболел, по-видимому, тифом. Предчувствуя смерть, он и составил упомянутое завещание. Великий драматург отошел в иной мир в день своего рождения, а 25 апреля его похоронили под алтарем церкви, где 52 года тому назад крестили.
Шекспир прожил 52 года, как Мольер и Наполеон. Он успел за это время выполнить свое жизненное предназначение. По образному выражению Г. Брандеса, «его жизнь началась, как бурный поток, и окончилась тихим ходом дней, однообразных, как дождевые капли» Позднее возле могилы был установлен мраморный бюст, скопированный с посмертной маски Шекспира, Однако и это изображение великого англичанина, по мысли ученых, не дает истинного представления о его внешности. Возможно, поэтому современник Шекспира поэт Бен Джонс призывает почитателей художника всматриваться не в портрет, а в его произведения: «Всматривайся не в портрет поэта, а в его книгу». Активное слушание. (метод коллективного обучения «Виртуальная экскурсия»)
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала. Познакомить с историей создания, жанром и особенностями трагедии. Перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
Когда мы познакомились с трагедией В. Шекспира, невольно задали себе вопрос: а были ли на самом деле Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти? Поэт граф А.К.Толстой писал своей возлюбленной Софье Миллер в 1875 году: «Поезжай в Верону – там есть …могила Ромео…»
Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I Дела Скала к 1301-1304 годам. Доподлинно известно, что в Вероне жили в этот период семьи с похожими фамилиями: Даль Капелло и Монтиколли. Долгая и жестокая борьба между политическими группировками заканчивалась победой то одной, то другой стороны. И вот на фоне этой борьбы – реальная гибель юноши из благородного рода и его возлюбленной. Вполне возможно, что Ромео и Джульетта жили на самом деле или же за именами литературных персонажей скрываются действительные лица. Поэтому вполне естественно, что первыми в литературе воплотили этот сюжет именно итальянцы.
Впервые в литературу ввел образы Ромео и Джульетты писатель Луиджи Да Порто (1485-1529), который создал новеллу «Новонайденная история двух благородных влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Далла Скала». Позднее историей о двух несчастных возлюбленных вдохновился выдающийся новеллист Италии эпохи Возрождения Маттео Мария Банделло (1485-1561). Именно в произведении Банделло впервые появляется кормилица Джульетты и близкий друг Ромео, впервые дается имя Парис графу, за которого хотели выдать замуж Джульетту. Новелла заканчивается эпитафией:
Когда ж, о горе! – стал он недвижим,
Она, бледней, чем саван, прошептала:
«Позволь, Господь, и мне идти за ним;
Нет просьб иных, и я прошу так мало –
Позволь быть там, где тот, кто мной любим!»
И тут же скорбь ей сердце разорвала».
Слайд № 3. Работа со словом эпитафия.
Позднее история Ромео и Джульетты привлекла внимание итальянца Герардо Больери (1497-1571). Этот сюжет заинтересовал также Мазуччо Салернитано (1410-1475); эта же тема легла в основу трагедии Луиджи Грото «Адриана».
Сюжет о двух влюбленных выходит за пределы Италии – во Франции к нему обращается Адриан Севин, в Испании – знаменитый драматург Лопе де Вега, в Англии – Вильям Пейтнер переводит новеллу Банделло, а Артур Брук пишет поэму «Трагическая история Ромеуса и Джульетты».
Наконец, к легендарному сюжету обращается великий Вильям Шекспир (1564-1616). Шекспировская пьеса стала восторженным гимном и похоронной песней вечной любви.
Однако Шекспир не был последним в литературной цепочке: благодаря этому «вечному» сюжету в Англии была создана драма Томаса Отвея «Каиус Мариус» (1689). Во Франции – жестокая версия Жана Франсуа Дюки «Ромео и Джульетта» (1772), а в Германии – драма Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» (1803). В Австрии – новелла Готфрида Келлера «Сельский Ромео и Джульетта» (1862) и в Америке – пьеса Артура Лоренца «Вестсайдская история» (1957).
В России Григорий Горин в 1993 г. создал трагикомедию «Чума на оба ваши дома».
Тема Ромео и Джульетты не оставила равнодушными многих известных художников, которые иллюстрировали различные эпизоды трагедии Шекспира. Перечислим только некоторых из них: «Ромео в склепе Джульетты» Де Лакруа, «Джульетта» Джона Ватерхауза, серия работ Франчески Айеца - «Прощание Ромео и Джульетты на балконе» и «Венчание», «Похороны Джульетты» Сципионе Ваннутелли.
Многие художники – русские и зарубежные – до сих пор продолжают обращаться в живописи к теме жертвенной любви Ромео и Джульетты. Уже стали классикой иллюстрации к трагедии советского художника Дмитрия Шмаринова и русского художника Саввы Бродского. Легендарный сюжет стал благодатной почвой как для зарубежных композиторов, так и для русских. Знаменитый итальянский композитор Винченцо Беллини (1801-1835) в 1830 году создал оперу «Капулетти и Монтекки», которая впервые прозвучала в Венеции и сразу стала популярной. Одаренный крупнейший французский композитор-романтик Гектор Берлиоз (1803-1869) создал драматическую симфонию с участием солистов и хора «Ромео и Джульетта» (1839) позднее стала основой для постановки балетных спектаклей. Еще один известный французский композитор Шарль Гуно (1818-1893) написал в 1867 году оперу «Ромео и Джульетта», которая создана в духе лирической драмы.
Не остались в стороне и наши соотечественники. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840-1893), откликнувшись на предложение Балакирева, создает в 1869 году увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Музыка из этого произведения сразу же становится всемирно известной. Чайковский с потрясающей силой и убедительностью передает величие и красоту чувства любви, перед которым бессильна даже смерть. И сегодня это произведение пользуется огромной популярностью.
(Звучит фрагмент из увертюры П.Чайковского «Ромео и Джульетта»).
Нельзя не сказать еще об одном музыкальном произведении – о балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева (1891-1953), созданном в 1935году и принесшем автору огромный успех. До сих пор это сочинение ставится на сценах лучших театров мира.
(Звучит музыкальный фрагмент из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»).
Джульетту исполняла в балете Прокофьева знаменитая балерина Галина Уланова. Позже она вспоминала: «Прощание с ней – все равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»
Роль Джульетты стала особой страницей в богатой творческой биографии Галину Улановой. Недаром скульптор Михаил Аникушин в Санкт-Петербурге, во дворике около Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, запечатлел гениальную танцовщицу в костюме Джульетты, прославив тем самым одновременно и великую балерину, и ту, чей прекрасный образ она воплотила. «Ромео и Джульетта» экранизировалась многократно. Норма Ширер и Лесли Говард блистали в голливудской версии 1936 года.
Современная интерпретация Шекспира передана в 1961 году Робертом Уайзом в «Вестсайдской истории». Но самым любимым на долгие годы стал фильм Франко Дзеффирелли, который вышел на мировой экран в 1968 году.
(Показ видеофрагмента «Ромео и Джульетта» Ф.Дзеффирелли).
У фильма был поистине триумфальный успех: две премии Оскар, два Золотых Глобуса, другие многочисленные награды и призы зрительских симпатий. Режиссер пригласил на роль Ромео и Джульетты совсем никому не известных актеров: из 800 актрис Дзеффирелли выбрал шестнадцатилетнюю Оливию Хасси и из 300 актеров – семнадцатилетнего Леонардо Уайтинга, ставшими самыми юными за всю историю кино исполнителями ролей шекспировских героев.
Особенно хочется сказать о музыке к фильму, без которой он не имел бы такого успеха. Режиссер пригласил прекрасного композитора Нино Рота (1903-1979), которому удалось написать мелодию удивительной простоты и свежести. Ставшая своеобразным музыкальным символом любви Ромео и Джульетты, эта прекрасная музыка, любимая всеми, живет уже самостоятельной жизнью отдельно от фильма.
Мы сейчас мысленно перенесемся в Италию, в Верону, которая стала символом последнего пристанища наших героев – Ромео и Джульетты. До сих пор существует дом, в котором жила наша героиня, балкон, на котором она ждала своего Ромео, саркофаг и гробница…Во дворе этого дома возле входа в саркофаг поставлен памятник вечно юной Джульетте. Все это дорогие места и для веронцев, и для тех, кто приезжает сюда со всех концов мира, чтобы поклониться вечной любви.
Со всего света приходят в Верону письма. Иногда на конверте бывает всего два слова: Верона, Джульетте, и письмо все же попадает в Клуб Джульетты. Начало традиции отвечать на письма положил Эттори Солимани, назначенный в 1930-х годах хранителем гробницы Джульетты. За свой благородный, самоотверженный труд Солимани было присвоено почетное звание Кавалера Итальянской Республики.
В Вероне есть много почитателей Ромео и Джульетты, они все свое свободное время посвящают организации и проведению экскурсий, отвечают на многочисленные письма, устраивают выставки и концерты памяти двух влюбленных.
Знакомство с действующими лицами
Эскал, князь Веронский.
Граф Парис, молодой человек, родственник князя.
Монтекки, Капулетти – главы двух враждующих домов.
Дядя Капулетти.
Ромео, сын Монтекки.
Меркуцио, родственник князя, друг Ромео.
Бенволио, племянник Монтекки, друг Ромео.
Тибальт, племянник леди Капулетти.
Брат Лоренцо, Брат Джованни – францисканские монахи.
Балтазар, слуга Ромео.
Самсон, Грегорио — слуги Капулетти.
Петр, слуга Джульеттиной кормилицы.
Абрам, слуга Монтекки.
Аптекарь.
Три музыканта.
Паж Париса.
Первый горожанин.
Леди Монтекки, жена Монтекки.
Леди Капулетти, жена Капулетти.
Джульетта, дочь Капулетти.
Кормилица Джульетты.
Горожане Вероны, мужская и женская родня обоих домов, ряженые, стража, слуги и хор.
Место действия – Верона и Мантуя.
Выборочное чтение фрагментов 1 и 5 сцен 1 акта
- О чем мы узнаем из пролога?
Пролог
Входит хор.
Хор
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец, непримиримой розни.
Их жизнь, и страсть, и смерти торжество,
И поздний мир родни на их могиле
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
Помилостивей к слабостям пера:
Грехи поэта выправит игра.
- Прочитаем отрывок из сцены 5 (встреча Ромео и Джульетты)
Ромео (одетый монахом, Джульетте)
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след.
Джульетта
Святой отец, пожатье рук законно.
Пожатье рук – естественный привет.
Паломники святыням бьют поклоны,
Прикладываться надобности нет.
Ромео
Однако губы нам даны на что-то?
Джульетта
Святой отец, молитвы воссылать.
Ромео
Так вот молитва: дайте им работу.
Склоните слух ко мне, святая мать.
Джульетта
Склоненье слуха не склоняет стана.
Ромео
Не надо наклоняться, сам достану. (Целует ее.)
Вот с губ моих весь грех теперь и снят.
Джульетта
Зато мои впервые им покрылись.
Ромео
Тогда отдайте мне его назад.
Джульетта
Мой друг, где целоваться вы учились?
Кормилица
Тебя зовет мамаша на два слова. Джульетта уходит.
Ромео
А кто она?
Кормилица
Да вы-то сами где?
Она глава семьи, хозяйка дома.
Я в мамках тут и выходила дочь.
Вы с ней сейчас стояли. Помяните:
Кто женится на ней, тот заберетХороший куш.
Ромео
Так это Капулетти?
Я у врага в руках и пойман в сети.
БенволиоПрощайся. Вижу, шутка удалась.
Ромео
И даже чересчур на этот раз.
КапулеттиНет, господа, куда вы в рань такую!
Вон слуги с прохладительным идут.
Не можете? Торопитесь? Ну что же.
Благодарю. Прощайте. Добрый путь.
Светите им. А я на боковую.
Ах, черт, а ведь и правда поздний час!
Пора в постель.
Капулетти и другие уходят.
Джульетта
Кормилица, послушай:
Кто этот гость у выхода в углу?
Кормилица
Сын и наследник старика Тиберьо.
Бенволио уходит.
Джульетта
А этот вот, который стал в дверях?
Кормилица
А это, кажется, Петручьо младший.
Меркуцио уходит.
Джульетта
А тот, который подошел к нему
И не охотник танцевать?
Ромео уходит.
Кормилица
Не знаю.
Джульетта
Поди, узнай-ка.
Кормилица отходит к расходящимся.
Если он женат,
Пусть для венчанья саван мне кроят.
Кормилица (возвращаясь)
Его зовут Ромео. Он Монтекки,
Сын вашего заклятого врага.
Джульетта
С таким лицом и сын такого змея!
Что ж я пожну, когда так страшно сею?
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
Кормилица
Что ты бормочешь?
Джульетта
Так, стихи, пустое.
На танцах в паре кто-то подсказал.
Леди Капулетти (за сценой)
Джульетта!
Кормилица
Слышим! Слышим! Знаю, знаю!
Все разошлись. Пойдем и мы, родная.
Уходят. Входит хор.
Хор
Былая страсть лежит на смертном ложе,
И новая на смену ей пришла.
И бывшая Ромео всех дороже
Перед Джульеттой больше не мила.
Хотя любовь их все непобедимей,
Они пока еще разделены.
Исконная вражда семей меж ними
Разрыла пропасть страшной глубины.
В ее семье Монтекки ненавидят,
В глазах родни Ромео не жених.
Когда и где она его увидит
И как спасет от ненависти их?
Но страсть их учит побеждать страданье
И им находит способ для свиданья.
- Как развивается диалог Ромео и Джульетты? (Каждый из героев высказывает свою любовь, еще не зная о любви другого. Джульетте мешает лишь фамилия Ромео, которого она должна ненавидеть по традиции своей семьи. Они признается в любви Ромео, не лукавя, не кокетничая: «Прости за пылкость и не принимай /Прямых речей за легкость и доступность». Любовь вспыхивает мгновенно, и мгновенно герои принимают решение связать свои жизни.)- Каково, по вашему мнению, будет дальнейшее развитие событий? Беседа.
«Конструирование картины»
Работа с текстом
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
Установить причины выявленных недостатков
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы Сегодня мы познакомились с одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. По
сути все ренессансные идеи нашли отражение в его творчестве. Благодаря Шекспиру
европейская литература не просто изменилась, она сделала значительный шаг вперед в своем
развитии.
- Какие черты эпохи проявились в творчестве Шекспира?
- Какова тема творчества Шекспира?
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
Генетический метод обучения (посредством показа логики существования понятия в практике)
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Самостоятельная запись
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.
Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
«Незаконченное предложение»
Урок 3. Противостояние любви и феодальных нравов. Трагедия и торжество любви.
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное задание Формы и методы
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу Фронтальная. Беседа
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Фронтальная. Беседа
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и
определить причины их возникновения
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Тест к драме Уильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”?
1. Что легло в основу сюжета драмы Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"?
1) Старинная легенда XIV ст.
2) Быль
2. В каком городе разворачиваются события, описанные в трагедии "Ромео и Джульетта"?
1) В городе Верона.
2) В Падуе
3. На фоне какого основного конфликта изображаются события драмы "Ромео и Джульетта"?
1) На фоне вражды двух семей: Монтекки и Капулетти.
2) На фоне карнавала
4. Где происходит первая встреча Ромео и Джульетты?
1) На святки в доме Капулетти.
2) В саду
5. Кто из действующих персонажей трагедии в начале произведения так характеризует Ромео? Он молчаливый и тайный безмерно,
1) Бенволио.
2) Мамка Джульетты
7. Кому из героев трагедии принадлежат эти слова? Лишь твое имя - мой враг злой; А ты - это ты...
1) Джульетте.
2) Герцог Эскал, брат Лоренцо
8. За что князь Эскал осудил Ромео на изгнание из Вероны?
1) За убийство Тибальта.
2) За его ухаживания за дочерью семейного врага
9. Сформулируйте тему трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".
1) История трагической любви.
2) Добра и зла, любви и ненависти.
10. Как мирятся между собой Капулетти и Монтекки после смерти своих детей?
1) Родители подают друг другу руки и обещают поставить золотые статуи Ромео и Джульетте.
2) Мирятся и обещают соединить семьи браком других детей. Тест
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.
- Определите тему трагедии “Ромео и Джульетта”. (Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев).
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы. (Сюжет – это система событий в произведении. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира. (Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти; завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и зарождение любви; кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни; развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
Вспомним суть понятия «конфликт» — столкновение, противостояние сторон, мнений, сил, серьезные разногласия, острый спор. Противостояние Монтекки и Капулетти — это не конфликт трагедии, это лишь повод, основа конфликта. «Враждующие дома — по одну сторону баррикады. По другую — влюбленные». Живое чувство и семейная вражда сошлись в трагедии, и вражда потерпела поражение:
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!
Против влюбленных была не судьба, а вражда, весь город, охваченный и расколотый ею. Роковые убийства сначала Меркуцио, а затем Тибальта вызовут еще несколько убийств: гибнут влюбленные, гибнет Парис, неудачливый жених, так и не понявший, что произошло, умирает мать Ромео, не перенеся разлуки с сыном. По обычаям прошлого живет город, из прошлого идет вражда, а повод для нее давно забыт, о нем никто ни разу и не вспомнил. Ненависть связана с прошлым, а с чем связана любовь? С первого своего появления в пьесе Ромео говорит о любви. Активное слушание. (метод коллективного обучения «Виртуальная экскурсия»)
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала - Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи»)Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)
- Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине?
(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео? (Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит)- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.
Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.
- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)
Ромео:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светлаДля мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет то были ложные богини.
Я истинной любви не знал доныне…
Джульетта:
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)
- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.
- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? (Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь. Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)- Что мешает влюбленным? (Монтекки и Капулетти – кровные враги)
- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте.
(Ромео:Так это Капулетти!
Я у врага в руках и пойман в сети…
Джульетта:
Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе? (Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта.
Им чужда вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Ромео не желал драться с родственником Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла. Их сражение было спровоцировано убийством Меркуцио, за смерть которого Ромео не мог не отомстить)- В чем видят смысл жизни герои? (Герои видят смысл всей жизни в любви)
- Тогда почему же они выбирают смерть? (Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви).- Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло).
- Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло) .Беседа.
«Конструирование картины»
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
Установить причины выявленных недостатков
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы Главный герой трагедии — Ромео — отдает жизнь, но оставляет неприкосновенной свою любовь, веру в нее, не допускает конфликтность мира внутрь своей души. И хочется верить, что все худшее уйдет в прошлое, а будущее светло, оно за любовью. В этом сила первой трагедии Шекспира. Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти.Согласны ли вы с этим утверждением?
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
Генетический метод обучения (посредством показа логики существования понятия в практике)
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Письменный ответ на вопрос: Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках? Групповое задание
1 – в живописи
2- театре и кино
3 – творчестве Самостоятельная запись
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.
Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
«Незаконченное предложение»
Урок 4. Вечные образы в литературе. Шекспировское изображение действительности.
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное задание Формы и методы
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу Фронтальная. Беседа
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Фронтальная. Беседа
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и
определить причины их возникновения
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы “Ромео и Джульетта” Маргарита Алигер.
Высокочтимые Капулетти,
Глубокоуважаемые Монтекки,
мальчик и девочка — ваши дети,
В мире прославили вас навеки!
Не родовитость и не заслуги,
не звонкое злато, не острые шпаги,
не славные предки, не верные слуги,
а любовь, исполненная отваги.
Вас прославила вовсе другая победа,
другая мера, цена другая…
Или все-таки тот, кто об этом поведал,
безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
вообще никогда на земле не бывало…
Но ведь был же Ромео, была Джульетта,
страсть, полная трепета и накала.
И так Ромео пылок и нежен,
так растворилась в любви Джульетта,
что жил на свете Шекспир или не жил,
честное слово, неважно и это!
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
залитый слезами и лунным светом,
поэт не ждет ни богатства, ни славы,
он просто не может молчать об этом.
Ни о чем с человечеством не условясь,
ничего не спросив у грядущих столетий,
он просто живет и живет, как повесть,
которой печальнее нет на свете.
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
– Итак, почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью на протяжении многих столетий? (Ответы учеников). Фронтальная

Проблемный вопрос
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.
Основные события и герои трагедии
- Где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)
- Время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)
- С этим связана стремительность действия, его напряженность.
- Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)- Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)- Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)
- И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)- И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)- В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте. Аналитическая беседа
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала - А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? (Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека)Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».
Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников. И в этом бессмертие произведения Шекспира.
Проверка групповых Д\З.
Шекспир мужественно сражался за права человека, верил в его достоинство, отдал все силы, чтобы воспеть его красоту. Тем самым он стал современником всех поколений, борющихся за полное раскрепощение человечества.
Он наш союзник и единомышленник. Этим и объясняется его возрастающая популярность среди читателей и зрителей всех времен и народов. Среди тех, кого воодушевляет Шекспир, находятся драматурги, поэты, режиссеры, актеры, для которых английский художник - требовательный учитель. Мастерство Шекспира - лучшая из литературных школ.
В «Ромео и Джульетте» изображен путь от прошлого к настоящему, путь, на котором произошла победа норм гуманистической морали над принципами старого общества. Поэтому в гибели героев, победоносной по самой своей сути, такую большую роль играет случай и вмешательство роковых сил. В «Юлии Цезаре» путь от тяжелого настоящего в неясное будущее, не сулящее скорой победы добра,- это путь, на котором гибель героя, борющегося за гуманистические идеалы, становится неотвратимой, проистекающей из самой сути трагедии закономерностью.
Иллюзии, нашедшие свое отражение в «Ромео и Джульетте» и связанные со спецификой шекспировского творчества на протяжении первого периода, состоят в другом - в показательной для этого периода вере драматурга в то, что как только старый уклад потерпит поражение, наступит время торжества новой, гуманистической морали, определяющей отношения между свободными людьми. Эти иллюзии наложили решительный отпечаток на некоторые особенности поэтики «Ромео и Джульетты». Важнейшая из этих особенностей состоит в том, что конфликт и его решение, заканчивающиеся моральной победой новых гуманистических сил, так же как и конфликты комедий, созданных в первый период, изображены как картина событий, имевших место в прошлом, и представляемая аудитории, живущей уже в условиях торжества новых отношений. Именно в этом кроется источник того своеобразного оптимизма, который отличает «Ромео и Джульетту» от всех остальных шекспировских трагедий, хотя многие из них также следует признать оптимистическими произведениями.
Когда Шекспир ставит и решает великие проблемы эпохи, когда он раскрывает закономерности истории в действиях и переживаниях своих героев, то он тем самым не только создает замечательные художественные произведения, но и провозглашает устойчивые в веках принципы творчества. Эти принципы, наряду с народностью оценок, данных характерам и ситуациям, составляют основу современной эстетики реализма. Живы гуманистические идеи Шекспира, сохраняет свою остроту и его художественное видение мира, меняющейся действительности.
Кажется, Гете первый предрек бессмертие Шекспира: «Несть ему конца».
Человечество развивается, взгляды его становятся более глубокими, вкусы - более требовательными. А Шекспир остается все таким же неисчерпаемым, все таким же щедрым. Он приносит радость, заставляет думать о времени, становиться чище, бороться, действовать.Человеку 400 лет, а он живет. А он не стареет... Беседа.
«Конструирование картины»
Проблемный вопрос
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
Установить причины выявленных недостатков
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы Тема жертвенной любви Ромео и Джульетты не оставила равнодушными представителей изобразительного искусства. Знаменитый художник Де Лакруа нарисовал картину «Ромео в склепе Джульетты», Джон Ватерхауз - «Джульетта», серия работ Франческа Айецо.
Известна знаменитая скульптура Родена «Ромео и Джульетта», Наш великий соотечественник П.И.Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Высокую оценку дал трагедии Шекспира А.С.Пушкин: «В ней отразилась Италия, с её климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с её роскошным языком, исполненным блеска и остроумия».
В Вероне на кладбище и в наши дни показывают гробницу Джульетты. Скептики утверждают, что это мистика, что не было ни Ромео, ни Джульетты, что их трагедия -выдумка поэтов, что гробница возведен всего лишь ради удовлетворения патриотических амбиций горожан. Но многочисленные туристы не могут не положить цветы на могилу милых сердцу героев.
Для нас имена Ромео и Джульетты - это символ преданной и возвышенной любви.
Они ушли во тьму,
Но не исчез их след.
Составьте синквейн на тему «Вечные образы Ромео и Джульетта» Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
Генетический метод обучения (посредством показа логики существования понятия в практике)
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Наизусть отрывок из трагедии Самостоятельная запись
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.
Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
«Незаконченное предложение»

Приложенные файлы


Добавить комментарий