Сценарий литературной гостиной по творчеству Валерия Брюсова

Сценарий литературной гостиной по творчеству Валерия Брюсова

Мучительный дар даровали мне боги
Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если неохотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, и ты работай!

вЕДУЩИЙ 1

Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий...
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.

Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред небом преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны!
(«Мучительный дар», 1895)

вЕДУЩИЙ 2. Это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер; поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей.

вЕДУЩИЙ 1. Рассмотрим тему творчества в лирике Брюсова. Для этого обратимся к стихотворениям о поэзии, зададим вопросы самому Поэту.

вЕДУЩИЙ 2.Признанным мэтром символизма, главой этого течения был Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924).

вЕДУЩИЙ 1.Кроме поэтической деятельности Брюсов вел литературоведческую работу: изучал творчество Тютчева, Баратынского, Пушкина, изучал культуру Возрождения, путешествуя по Италии и Франции. Выступал как критик-полемист, писал новаторские работы по стиховедению и систематизации «тайн» поэтического ремесла.
вЕДУЩИЙ 2. Родился в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.
вЕДУЩИЙ 1.Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.
вЕДУЩИЙ 2. Брюсов не раз подчёркивал, что поэтические традиции символизма восходят к романтическому наследию русской литературы, прежде всего к поэзии В.А. Жуковского.
вЕДУЩИЙ 1. Ранний Брюсов проповедует теорию чистого искусства и сам осуществляет её в своём творчестве.
вЕДУЩИЙ 2. Свои взгляды на задачи нового искусства он отчётливо выразил в известном стихотворении «Юному поэту», содержащем три призыва: «никому не сочувствуй», «не живи настоящим», «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно

15 июля 1896

вЕДУЩИЙ 1. Подобные мотивы неоднократно прослеживаются в его ранних стихотворениях, декларирующих равнодушие лирического героя к окружающему миру, отрешённость от земных забот
Как царство белого снега, Моя душа холодна. Какая странная нега В мире холодного сна!.. А я всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте; Я чужд тревогам вселенной, Отдавшись холодной мечте. Отдавшись мечте - неизменно Я молюсь неземной красоте.
(«Как царство белого снега»)

вЕДУЩИЙ 2. Творческий путь Брюсова распадается на четыре периода. Первый период складывается в 90 гг. когда Брюсов организовал группу молодых поэтов и выпустил три сборника «Русские символисты».

вЕДУЩИЙ 1. Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов:
«Tertia Vigilia» («Третья Стража», 1900),
«Urbi et Orbi» («Городу и Миру», 1903),
«Stephanos» («Венок», 1906)
и «Все напевы» (1909).

вЕДУЩИЙ 2. Поэзия Брюсова этого времени свидетельствует о значительных изменениях в его мировосприятии и эстетике. Поэзия Брюсова в эти годы резко противоречила постулатам русского символизма. Он обращается к древности. Брюсов искал в далёком прошлом образец личности яркой, поднимающийся над обыденностью, могущей стать идеальным примером для современности.

вЕДУЩИЙ 1. Третий период появился в годы реакции. Поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса «Венка». Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости, одиночества
(«Умирающий костёр», 1908;
Демон самоубийства», 1910, и др.).

вЕДУЩИЙ 2. Но и в этот период творчества («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916), «Девятая камена» (1916- 1917), «Последние мечты» (1920)) поэт продолжает славить человека - труженика, дерзкого искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.

вЕДУЩИЙ 1. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвёртый, последний период его литературного пути, представленный сборниками
«В такие дни» (1921),
«Миг» (1922),
«Дали» (1922)
и вышедшим уже после смерти поэта сборником «Меа!» («Спеши!») (1924).

вЕДУЩИЙ 2. Брюсов мучительно ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своём мировоззрении и адекватного воссоздания в искусстве революционной действительности («Третья осень», «К русской революции», 1920; «У Кремля», 1923 и др.)

вЕДУЩИЙ 1.Историк по образованию и по своим научным интересам, Брюсов обладал, по определению Горького, «тонким и редким даром проникновения в прошлое». Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил». Здесь он находит героические образы, которые пленяют его духовной и физической силой, своими дерзаниями. Любимые его герои – Рамзес, Кассандра, Наполеон.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!
(«Клеопатра», ноябрь 1899)

Да, на дороге поколений,
На пыли расточенных лет,
Твоих шагов, твоих движений
Остался неизменный след.

Ты скован был по мысли Рока
Из тяжести и властных сил:
Не мог ты не ступать глубоко,
И шаг твой землю тяготил.

Что строилось трудом суровым,
Вставало медленно в веках,
Ты сокрушал случайным словом,
Движеньем повергал во прах.
(«Наполеон», 26 апреля 1901)

вЕДУЩИЙ 2. Лирический герой Брюсова сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
(«Ассаргадон», 17 декабря 1897)


вЕДУЩИЙ 1. В 1901 году в Москве возникает издательство «Скорпион», ставшее основным центром, вокруг которого сгруппировались символисты. В эти годы Брюсов знакомится ближе с К.Бальмонтом. Символизм постепенно вырисовывается как определенное литературное течение. Уже нет необходимости публиковать статьи и стихотворения под многочисленными псевдонимами, чтобы создать видимость школы.  

вЕДУЩИЙ 2. В преддверии революции 1905 года в творчестве поэта происходят существенные перемены: бурная действительность заставляет поэта всё пристальнее вглядываться в жизнь и её проблемы.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
( «Кинжал», 1903)
вЕДУЩИЙ 1.В стихотворении «Грядущие гунны», написанном в 1905 г., он видит только разрушительную силу революции, хотя и приветствует ее

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
(«Грядущие гунны», осень 1904, 30 июля - 10 августа 1905)
вЕДУЩИЙ 2.В своём творчестве он славит тяжёлый, но честный, созидательный труд.

Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет.
Что станет с плодами - безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ.

Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!
1917
вЕДУЩИЙ 1. Примечательно стихотворение «Каменщик». В основе лежит случайный, мимолетный разговор прохожего с рабочим, возводящим стену. За резкими словами, обращенными к прохожему, встает образ уже не просто угнетенного и подавленного народа, а народа, набирающего силу, готового противостоять своим врагам.

КАМЕНЩИК
- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!
16 июля 1901
вЕДУЩИЙ 2. В 1903 году выходит сборник Брюсова «Граду и миру», окончательно утвердивший его связь с жизнью. Брюсов был одним из первых поэтов – урбанистов, певцов города. Он прекрасно чувствует и передаёт симфонию большого города, огни реклам, строящихся зданий.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты - чарователь неустанный,
Ты - неслабеющий магнит.
(«Городу», 1907)
вЕДУЩИЙ 1. Революция 1905 года вызвала восхищение Брюсова размахом народной энергии.
Ты дал мне, народ, мой драгоценнейший дар: Язык, на котором слагаю я песни. В моих стихах возвращаю твои тайны - тебе! Граню те алмазы, что ты сохранил в своих недрах! Освобождаю напевы, что замкнул ты в золотой скорлупе! Я - маг, вызывающий духов, тобою рожденных, нами убитых! Без тебя, я - звезда без света, Без тебя, я - творец без мира, Буду жить, пока дышишь ты и созданный тобою язык. («К народу», 1905)
вЕДУЩИЙ 2. Брюсов бичует мещанство, самоуспокоенность, преступное равнодушие к героическим порывам.
Мне стыдно ваших поздравлений,
Мне страшно ваших гордых слов!
Довольно было унижений
Пред ликом будущих веков!

Довольство ваше - радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым - больше вам не надо,
Есть жвачка - и блаженны вы!
(«Довольным», 18 октября 1905)
вЕДУЩИЙ 1.В 1910 – е годы он продолжает писать о городе, о величии человеческого разума. Поэт Сергей Городецкий писал, что творчество Валерия Брюсова 1910-х годов «волнует, увлекает, очаровывает В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств Валерий Брюсов достигает небывалой высоты»
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

(«Хвала человеку», 1 декабря 1906)

вЕДУЩИЙ 2.Немалое место в творчестве Брюсова занимает тема любви. Любовь для поэта – это страсть. Он возводит это чувство до трагической высоты, которая не терпит на своём пути никаких преград. В лучших его произведениях звучит страстный гимн женщине.
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
(«Женщине», 11 августа 1899)
вЕДУЩИЙ 1. Любовь - священнодействие, «религиозное таинство».


вЕДУЩИЙ 2. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана». И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Таковы «Стихи Нелли».
Составляя уже зрелым поэтом свой сборник «Юношеское», Брюсов открыл его быстро ставшим популярным «Сонетом к форме».

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
6 июня 1895
вЕДУЩИЙ 1. Слова об «отточенной и завершенной фразе» стали для Брюсова своего рода credo его литературной деятельности. Уже в юношеских стихотворениях видно стремление к почти математической выверенности стихотворных строк, стремление использовать все известные размеры. Поэт пытается, взяв в качестве образца опыты древнеримских лириков, создавать однострочные стихотворения. Таково знаменитое «О, закрой свои бледные ноги».
В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов «поэт мрамора и бронзы».

вЕДУЩИЙ 2. В моменты творческого озарения, считал Брюсов, поэта посещают удивительные и странные образы. Передать их можно только с помощью символов.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
(«Творчество», 1 марта 1895)

вЕДУЩИЙ 1. «В поэзии дорого только Завтра!» - такими словами закончил Брюсов одну из своих статей. Вот в этом устремлении главная поучительность жизненного и  творческого пути Валерия Брюсова для современных мастеров культуры. 










13PAGE \* MERGEFORMAT14415




Pђ Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий