На эту картину так солнце светило (Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«На эту картину так солнце светило» (Сочинение по картине Цыплакова “Мороз и солнце»)
Цели урока:
развитие навыков устной и письменной речи;
продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;
понимание роли художественных средств в раскрытии темы.
Задача урока: повторить теоретические сведения о рассказе, его композиции и применить на практике – написать рассказ, используя репродукцию картины.
Оборудование урока:
репродукция картины В.Цыплакова “Мороз и солнце»
раздаточный материал
Подготовительная работа:
Подготовить сведения о художнике.
Цыплаков Виктор Григорьевич (1915, Рязанская обл. – 1986, Москва) Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной Премии СССР. Профессор. В 1942 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова (легендарный первый выпуск), где учился у И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, В.В. Почиталова, Г.М. Шегаля (дипломная работа «В.И. Чапаев»). В 1957 г. назначен руководителем персональной мастерской в родном Институте. С 1962 г. – профессор. Из его мастерской вышел не один художник, впоследствии получивший звание «Народного». Всесоюзную известность В.Г. Цыплакову принесли работы «Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин» (1947), «Допрос Зои Космодемьянской» (1945). Стал одним из немногих художников, которому было разрешено делать зарисовки похорон И.В. Сталина в 1953 г. Персональные выставки прошли в 1956, 1986 и 2007 гг. в Москве. Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, крупнейших музеях бывшего СССР.
 Ход урока.
Слово учителя. В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом с присевшей отдохнуть женщиной или осенью "Жаркая осень". Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей". Образ укрывающего землю снежного покрова связан и с храмами "Собор Рождества Богоматери в Суздале", "Церковь Благовещения в Борисоглебске". Это очень важная сторона искусства художника, представившего землю украшенной "величеством" сияющих на ней храмов.
А.С. Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Что тут еще добавить? Лучше нашего великого поэта не скажешь! Хочется выбежать на улицу, пойти гулять . В солнечном свете и под снегом старинные избы и церкви должны выглядеть особенно живописно. Так радостно, когда из-за зимних низких туч появляется солнце!..
И вот мы, окрылённые таким настроением, сегодня с вами рассмотрим картину В.Цыплакова «Мороз и солнце» , проанализируем, а итогом будет написание сочинения.
-Рассмотрите картину. Что привлекло ваше внимание?
-Да «день чудесный»! Как нам показал это художник?
-Представьте, что вы живёте в одном из тех домов, которые изображены на картине. Что вы видите из окна вашего дома?
-А кто являются ещё героями картины? ( Лошадка, мужичок, который сидит в санях и управляет ею).
-Строки какого стихотворения приходят на ум? ( отрывок из поэмы «Крестьянские дети» «Однажды в студёную зимнюю пору»)
Вспомним их. Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! "Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!" -"Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". (В лесу раздавался топор дровосека.) "А что, у отца-то большая семья?" -"Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я..." -"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом". -"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал... Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал. На эту картину так солнце светило, Ребенок был так уморительно мал, Как будто всё это картонное было, Как будто бы в детский театр я попал!
-Какие краски использует художник? ( Краски холодного оттенка: голубые, синие, белые)
-А можем ли мы сказать, что изображённое на картине нам мило и знакомо? ( конечно, ведь художник рисует милый уголок земли, знакомый каждому, тем более, время года – зима)
- А что ещё привлекает наше внимание? ( простые русские деревянные избы, покрытые снегом, но в них тепло: натопленные печки замёрзнуть не дают.)
-Как изображены деревья на картине? Деревья покрыты снегом, будто пуховым платком.
-Каким настроением проникнута картина? (Несмотря на холодный день, нам всё-таки тепло и радостно, потому что мы погрузились в атмосферу тишины, умиротворения, близости родного дома.
-Итак, мы стоим у окна нашего дома, увиденная картина поразила нас, нам так хочется все свои чувства перенести на бумагу. Опишите, что вы увидели. Возможное начало:
Я проснулся (лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку
Словарная работа.
НАСТ, -а; м. Ледяная корка на поверхности снега. Крепкий н. Идти по насту. < Настовый, -ая, -ое. Н-ая корка. Н-ая дорога
ХОМУТ, -а; м. Нашейная часть упряжи (обычно конской), состоящая из деревянного остова (клещей), внутренняя сторона которого, прилегающая к шее, покрыта мягким войлочным валиком (хомутиной). Снять с коня х.
Итог урока. Написание сочинения по картине.









Рабочая тетрадь.
«На эту картину так солнце светило» (Сочинение по картине Цыплакова “Мороз и солнце»)
Цыплаков Виктор Григорьевич (1915, Рязанская обл. – 1986, Москва) Народный Художник РСФСР. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной Премии СССР. Профессор.
Словарная работа.
НАСТ, -а; м. Ледяная корка на поверхности снега. Крепкий н. Идти по насту. < Настовый, -ая, -ое. Н-ая корка. Н-ая дорога
ХОМУТ, -а; м. Нашейная часть упряжи (обычно конской), состоящая из деревянного остова (клещей), внутренняя сторона которого, прилегающая к шее, покрыта мягким войлочным валиком (хомутиной). Снять с коня х.
Эпиграф: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
-Представьте, что вы живёте в одном из тех домов, которые изображены на картине. Что вы видите из окна вашего дома?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-А кто являются ещё героями картины? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие краски использует художник? __________________________________________________________________________
-А можем ли мы сказать, что изображённое на картине нам мило и знакомо? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- А что ещё привлекает наше внимание? _____________________________________________________________________________________________
-Как изображены деревья на картине______________________________________________________________________________________
-Каким настроением проникнута картина___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начало сочинения. Я проснулся (лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий